Глава 9 (Учебник в PDF), страница 4
Описание файла
Файл "Глава 9" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Как правило,секты связаны с низшими социальными слоями и настроены оппозиционно ксуществующему общественному порядку (хотя, как мы видели, в этом смысле сектынеоднородны). Секты ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полноеотвержение мирских ценностей. Согласно концепции Трельча, в рамках христианскойрелигии именно секты, а не церкви, воплощают первоначальные идеалы христианства.Таблица 9.1. Различия между церковью и сектойХарактеристикаЦерковьСекта123Число приверженцевОтумеренногозначительногоСобственностьОбширнаяРелигиозные службыОграниченная степень участия ВысокаястепеньконгрегацииконгрегацииАкцентНа религиозное образование и НапроповедьЕвангелиявоспитание детей, верующих в взрослым членам сектырелигиозном духеСвященнослужителиПрофессиональноподготовленныеотдающиеслужберабочее времяДоктриныБуквальнаяинтерпретация БуквальнаяинтерпретацияСвященного Писания; акцент Священного Писания; акцентна мирские делана потусторонний мирСоциальныйчленовдо НезначительноеНебольшаяучастияНеспециалистыслюди, ограниченнойофициальнополное признаннойподготовкой.Заняты неполное рабочеевремякласс В основном высшие классыВ основном низшие классыОтношение к другим Пренебрежение или жалость ко Подозрительностьпорелигиозным группамвсем сектамотношению к другим сектамОтношениесекулярному мируГимнык ПодтверждаютпревалирующуюсуществующийпорядокОтвергаетпревалирующуюкультуру и культуру и существующийсоциальный социальный порядокВеличавая музыка, восходящая Напоминаютсовременнуюк более отдаленным по времени популярную музыкулитургическимтрадициямИсточники членстваПриверженцы церкви рождены Люди вступают в сектывданнойвере.Церковь добровольнонастремится охватить своей верой конфессиональной основевсех людейМистические движения служат выражением радикального религиозного индивидуализма,призывая следовать в жизни личному примеру Иисуса Христа.
Трельч считает, чтомистическим движениям присуща универсальная веротерпимость, чувство единства всехподлинно верующих независимо от их конфессиональной принадлежности, исповедуемыхими конкретных доктрин и догм.Функции религииРелигия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.Мировоззренческая функция.
Во всем мире религия дает ответы на животрепещущиевопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себябеспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударамисудьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единогобожественного замысла.Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смыслесуществования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на землене напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, какболезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизнии примиряют их с неизбежным.
Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находитутешение в знакомых и четко установленных ритуалах.Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправленияобъединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности ипреследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”).Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания,связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодымдобра. То же относится и к прочим религиозным обрядам, например крещению младенцаили отпеванию покойника.Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения не вполне абстракция.Они также применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из ДесятиЗаповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шестипрочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиесяотношений с родителями, работодателями и соседями.Функция социального контроля.
Религия не только задает нормы для повседневнойжизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиознойгруппы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливаютограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине.
Примеромэтого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовногозаконодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлисьуголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгостизакона. Законы, запрещающие продажу спиртных напитков до 12 часов дня повоскресеньям – или даже продажу в воскресные дни “товаров, не являющихся предметомпервой необходимости”, представляют собой еще одну иллюстрацию этого пункта.Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новойсреде.
Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся имстранными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы ивероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурнымпрошлым.Например, горстка иммигрантов из Германии, переселившаяся в самом начале XIX в. вграфство Перри (штат Миссури), даже привезла с собой своего лютеранского священника.Их проповеди и гимны продолжали звучать на немецком языке, а дети иммигрантовпосещали общинную школу, в которой священник вел обучение тоже на немецком языке.Из этой маленькой группы впоследствии выросла Лютеранская Церковь – Синод вМиссури, которая, несмотря на ее наименование, представляет собой международнуюорганизацию, насчитывающую почти 3 млн. человек.
Мало-помалу потомки первыхиммигрантов-лютеран и новообращенные члены влились в основной поток национальнойкультуры Америки. В настоящее время помимо базового вероучения Лютера и некоторыхцерковных ритуалов почти ничто уже не напоминает о прошлом, поскольку религия нетолько помогла иммигрантам приспособиться к новому, непривычному для нихокружению, но и сама претерпела изменения.Охранительная функция.
Большинство религий оказывает поддержку правительству исопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральныйавторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждаетпопытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживаетсуществующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ееконфессиям.В некоторых случаях правительство поддерживает какую-то одну религию, запрещает всеиные вероучения, оказывает финансовую помощь в строительстве церквей и семинарий идаже может платить священнослужителям заработную плату. Такие религии, находящиесяпод особым покровительством государства, известны как государственные религии. ВXVI и XVII вв. в Швеции покровительством государства пользовалось лютеранство, вШвейцарии – кальвинизм, в Италии – Римско-католическая церковь.В других случаях государство не оказывает покровительства какой-то конкретнойрелигии, однако религиозные учения настолько глубоко укореняются в жизни страны, чтоее история и социальные институты считаются освященными благодаря своей связи сБогом.
Например, во многих странах чиновники могут не быть приверженцами какого-тоопределенного религиозного вероучения, но при вступлении в должность они обязательноклянутся именем Бога достойно исполнять свой долг перед обществом. Точно так же,заседания Конгресса США всегда начинаются с молитвы, возглавляемой собственнымкапелланом Конгресса, школьники каждый день приносят клятву верности (в которой естьфраза “твоя нация под покровительством Бога”), а на монетах присутствует надпись “ВБога мы веруем”. Социолог Роберт Белла определил это явление как гражданскуюрелигию.Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана сгосподствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бываютслучаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе. В 1960-е гг.
вСША движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации вобщественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательныхокругах США, возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американскихцерквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Речь, произнесеннаяКингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое впечатлениеблагодаря часто повторяющимся словам оратора “у меня есть мечта”.
Кинг подразумевалпод своей мечтой конец расовой дискриминации, когда “все божьи дети” будут жить вгармонии и мире. Несмотря на то что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжаетжить во многих сердцах. Церкви также выполняли роль центров, осуществлявшихподготовку демонстрантов и организацию митингов.Функциональные эквиваленты религии. Описанные выше функции церкви могуттакже выполняться другими компонентами общества. Если какой-то другой социальныйкомпонент способен дать ответы на вопросы о смысле существования, обеспечитьэмоциональный комфорт и ориентировать индивида в его повседневной жизни, социологиопределяют такой компонент как функциональный эквивалент религии.
Например,некоторым людям религию заменяет Общество анонимных алкоголиков. Для другихлюдей функции религии выполняют психотерапия, идеи гуманизма, трансцендентальнаямедитация или даже политическая партия. Некоторые функциональные эквиваленты струдом можно отличить от собственно религии. К примеру, у коммунизма есть своипророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса иЛенина, но прежде всего “Манифест Коммунистической Партии”), свои верховныесвященнослужители (главы Коммунистической партии), священные здания (Кремль),святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы(ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо).В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезанияновыми социальными ритуалами посвящения младенца государству.
Коммунистическаяпартия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон.Как указывал социолог Ян Робертсон, между религией и ее функциональнымэквивалентом все-таки существует фундаментальное различие. Хотя суррогат религииспособен выполнять сходные функции, но в нем отсутствует устремление к Богу илисверхъестественному.Дисфункции религииМожно выделить разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятсярелигиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованияминоверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческимижертвоприношениями и самоистязаниями.Война. История пестрит войнами, вспыхнувшими по религиозным мотивам,перемешанным с политическими причинами. Например, в период XI-XIV вв.христианские монархи предприняли 9 кровавых крестовых походов в попытках отвоеватьу мусульманских стран контроль над Святой Землей (Палестиной).
К сожалению,подобные войны нельзя назвать пережитком прошлого. Даже в наше время мы становимсясвидетелями того, как в Северной Ирландии протестанты и католики убивают друг другаи как то же происходит между евреями и мусульманами в Израиле, между христианами имусульманами в Боснии.Религия как обоснование преследований. С XVII по XVIII в., во времена, ставшиепечально известными как период великой инквизиции, на кострах жгли приговоренных ксмерти “ведьм”. В 1692 г.
то же самое творили главы протестантского вероучения вСалеме, штат Массачусетс. Немецкий философ-мистик Квиринус Кульман, последовательЯкова Беме, по жалобе пастора был сожжен в Москве в 1689 г. (Последняя публичнаяказнь по обвинению в ведовстве состоялась в Шотландии в 1722 г.) Справедливости радиследует отметить, что и религия ацтеков имела свои дисфункции. Ацтеки приносили вжертву девственниц, чтобы умилостивить разгневанных богов. Короче говоря, религиячасто использовалась для оправдания угнетения и жестокости в любых масштабах.КонфликтологиярелигииифункционализмоФункционалисты представляют религию как важный институт, способствующийсоциальной интеграции и солидарности. Совершенно иную картину рисуютконфликтологи.