Глава 9 (1158990), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Она сравнительно удачнонаходила место (преимущественно монастыри) для выражения индивидуализирующихтенденций, присутствующих в христианстве. Система ее верований и ритуаловудовлетворяла запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, отражая наудивление прочно интегрированную структуру и помогая ее сохранять. Однакоуниверсальная церковь всегда может быть описана лишь как относительно способнаявыполнять все эти многообразные функции, поскольку проблемы поддержания порядка вобществе, постоянного сдерживания эгоистических устремлений его членов, облегченияих страданий не относятся к числу легко разрешимых.Кроме того, в социальном организме всегда возможны дисфункции. В этом смысле стоитподчеркнуть, что суждение, касающееся способности церкви сохранять “подвижноеравновесие” и удерживать приверженность к себе большинства членов общества,– неценностное суждение.
И эта тонкость с трудом учитывается при функциональном анализе.Экклесия. Подобно универсальной церкви, экклесия (от греч. ekklesia – церковь)охватывает все общество. Различие в том, что в ней слабее выражены сектантскиетенденции. Она так хорошо приспосабливается к запросам и нуждам господствующихсоциальных элементов, что потребности низших классов фрустрируются. Экклесии лучшеудается усиливать воздействие существующих паттернов социальной интеграции, нежеливыполнять многие функции религии, обращенные к личности. Ее можно определить какуниверсальную церковь в состоянии окостенения.Установившиеся национальные церкви тяготеют к экклесиастическому типу, хотя и ввесьма различной степени – в зависимости от того, насколько им присущи элементысектантства.
Для наглядности можно сравнить современные национальные церквиСкандинавских стран, развивающиеся в направлении универсализации, и РусскуюПравославную Церковь 1915 г., которая, борясь с религиозным и секулярнымсхизматизмом, только суживала рамки установленного порядка. Этот примерподтверждает наличие тесной взаимосвязи между типом религии и типом общества.Беккер так описывает экклесию: “Социальная структура, известная как “экклесия”,представляет собой преимущественно консервативное образование, не вступающее воткрытый конфликт с секулярными моментами общественной жизни, открытоуниверсальное в своих целях... В своем полном развитии экклесия пытается слиться сгосударством и с господствующими классами и стремится установить контроль надличностью каждого индивида. Члены экклесии принадлежат к ней от рождения, им ненужно вступать в нее. Однако это социальная структура, в чем-то родственная нации илигосударству, ни в коем смысле не выбираемая...
Экклесия по своей природе придаетогромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая еюсформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованиемсо стороны духовной иерархии. Экклесия как внутрисоциальная структура тесно слита снациональными и экономическими интересами; поскольку это паттерн большинства, самаее сущность вынуждает ее подгонять свою этику под этику секулярного мира; она должнапредставлять мораль респектабельного большинства”.(Von Wiese L., Becker H. SystematicSociology. Wiley.
1932. P. 624-625.)Деноминация. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью,как экклесия, поскольку ограничен классовыми, национальными, расовыми и иногдарегиональными рамками. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью,поскольку она находится в относительной, но не совершенной гармонии с секулярнойвластной структурой.
Церковь “чистого” типа содержит в себе сектантские элементы, ачлены ее представляют все имеющиеся в обществе социальные и классовые уровни.Многие деноминации начинали свое существование как секты и еще не окончательнооторвались от своих истоков.Деноминации бывают очень разнообразными, например в США они варьируются отконгрегационализма, которому присущи стойкие сектантские тенденции, и долютеранства, прекрасно адаптировавшегося к секулярным властным структурам. В целомже деноминациям, как правило, свойственно идти по пути компромисса. Отчасти этосвязано с тем, что в современном обществе, по контрасту с относительным религиознымединством средних веков, сектантские элементы больше склонны к образованиюсобственных институтов, нежели к интеграции с универсальной церковью.Устойчивая секта – небольшие, не склонные к компромиссу с государством и церковьюрелигиозные группы.
Секты нестабильны в силу самой своей природы. Либо группараспадается и исчезает, когда умирает ее лидер и другие члены, либо она включается всостав более формальной структуры, обладающей способностью принять новых членов иобеспечить удовлетворение их общих интересов. Профессиональные религиозные лидерыпоявляются тогда, когда снижается энтузиазм первого поколения сектантов,определявший демократизм движения, спадает напряженность непосредственногопротивостояния установленному социальному порядку.
И тем не менее окончательногоперехода в лоно национальной церкви может и не произойти.Интересно провести сравнение современного состояния долгое время существующихпротестантских сект – методистов и квакеров. Оба направления возникли как выражениесектантского протеста и сильно видоизменились со сменой поколений. Методистскоедвижение превратилось в деноминацию, в то время как квакеры составляют нынелегализованную устойчивую секту. Как объяснить такое различие? Квакеры гораздорешительнее противостояли властям и поэтому подвергались более суровымпреследованиям, что способствовало развитию у них сильного ощущения социальнойотверженности и устойчивой групповой морали.
Но это объяснение – только наметка.Почему же квакеров преследовали сильнее?Для ответа на этот вопрос приходится вернуться к истории возникновения обеих сект.Тенденция к превращению в деноминацию присуща тем сектам, которые изначальноделали упор на проблемы индивидуальной ответственности и греха, стремясь уменьшитьбремя стыда и вины.
Сектантские движения, зародившиеся в рамках среднего класса,обычно относятся к этой категории и сравнительно быстро превращаются в деноминацию.А в устойчивые секты развиваются те сектантские движения, которые были в первуюочередь направлены на критику социального зла, выступали с требованиямисправедливости и реформ; так вели себя анабаптисты, левеллеры и в менее выраженнойстепени – квакеры. Они стремились отделиться от окружающего общества, отказываясьвыполнять те или иные гражданские обязанности или образуя изолированные общины.Лидерство существенным образом влияет на направленность религиозного движения.Можно добавить, что на нее влияет уже сам подбор членов в различных сектах, который,в свою очередь, определяется той или иной социальной ориентацией.
Люди, верящие в то,что главная проблема заключается в реформе общества, вступают, как правило, в секты,ориентированные на этический протест. Тех, кто остро ощущает бремя индивидуальныхсомнений и страданий, больше привлекают секты, делающие упор на возрождениеличности. Подбор членов секты в свою очередь определяет развитие доктрины.Современный квакеризм, тем не менее, имеет определенные черты деноминации: егооппозиционная настроенность по отношению к государству заметно смягчилась; внекоторых ответвлениях секты функционируют профессиональные лидеры; большинствочленов являются таковыми “по рождению”.Методизм уже изначально представлял собой не вполне типичную секту: его лидеры былиобразованными выходцами из среднего класса, а среди рядовых членов было многопредставителей низших социальных слоев. Сектантские элементы до сих порприсутствуют в этой деноминации, что проявляется в пацифизме, хотя и исповедуемомменьшинством членов, и в сохранении стойкого интереса к социальным реформам.Однако различие в степени конформизма по отношению к секулярному окружению попрежнему сохраняется.Более острый контраст составляет секта “Крисчен Сайенз”, представленнаяисключительно выходцами из среднего класса и быстро развившаяся в деноминацию, исектантское движение меннонитов – ответвлении анабаптизма, имеющее еще болеепессимистическую мировоззренческую ориентацию, чем квакерство, которое не сталоденоминацией за 300 лет своего существования.Причины, вызвавшие возникновение сектантского движения представителей среднегокласса, не сводятся к экономическим затруднениям или обостренному ощущениюсоциальной несправедливости.
Они скорее коренятся в чувстве неуверенности,изменчивости стандартов в нестабильном, стремительно развивающемся обществе; вфизических страданиях и ощущении вины. Религиозное движение, стремящеесяпреодолеть трудности такого порядка, не становится в резкую оппозицию к обществу иего религиозным организациям и институтам. Эта разновидность секты выражает лишьпротест против практики церквей, не обращающих должного внимания на проблемывнутренней жизни. Но поскольку такие трудности могут быть разрешены без остройсоциальной критики, изменения структуры общества, радикальной реорганизациимировоззрения, то церкви легко усваивают в своей практике ориентацию такого рода.Формируется “пасторальная психология”, основной акцент делается на “мир в душе ивнутреннюю гармонию”.