Глава 9 (1158990), страница 11
Текст из файла (страница 11)
ЗДРАВООХРАНЕНИЕФункционалистскийздравоохранениюподходкФункции, которые выполняют сейчас медицинские учреждения, были когда-топрерогативой семьи и религиозных институтов. Теперь здравоохранение – это отдельныйсоциальный институт, обеспечивающий широкомасштабную сеть культурных моделей исоциальных отношений, ответственных за проблемы здоровья и болезни. Всемирнаяорганизация здравоохранения определяет здоровье как “состояние полного физического,психического и социального благосостояния, а не просто как отсутствие болезней ифизических дефектов”. Мы обычно оцениваем здоровье людей по тому, насколько хорошоони способны функционировать в повседневной жизни и приспосабливаться кизменяющейся среде.
Ясно, для солдата понятие “здоровье” имеет несколько иной смысл,чем для того, что находится в доме престарелых, рабочего на сталелитейном заводе,футболиста, кандидата в президенты и программиста. Большинство людей оцениваетболезнь как нежелательное, серьезное и ограничивающее деятельность обстоятельство.Это состояние, при котором организм по биологическим причинам не может нормальнофункционировать. Проблемы могут возникнуть в результате микробной инфекции,дефицита питательных веществ, в силу наследственности или вредного воздействияокружающей среды. Полезно рассмотреть здравоохранение с точки зренияфункционалистов и конфликтологов.Функционалисты отмечают, что здоровье необходимо для сохранения человечества иорганизованной социальной жизни.
Для спокойного и эффективного существованияобщества необходимо достаточное число продуктивных членов, способных выполнятьважные задачи. Если большое число людей окажется больными или нетрудоспособными(как в некоторых развивающихся странах, где широко распространена малярия),возникают серьезные социальные проблемы: низкий уровень жизнеспособности, низкаяпроизводительность и бедность.
Кроме того, чтобы заботиться о больных, из других сфердеятельности необходимо привлекать кадры, ресурсы, оборудование и денежныесредства.Функционалисты считают, что система здравоохранения в современных обществахвыполняет ряд ключевых функций. Во-первых, медики лечат болезни и стремятсяполностью избавить от них пациентов. Во-вторых, лечебные учреждения пытаютсяпредотвратить болезни с помощью программ медицинского обслуживания, включаявакцинацию, санитарное просвещение и периодические профилактические осмотры, атакже посредством введения соответствующих гигиенических нормативов и правилбезопасности.
В-третьих, они проводят исследования в области профилактики и леченияболезней. В-четвертых, они осуществляют социальный контроль, определяя, какие типыповедения являются “нормальными” и “здоровыми”, а какие нет.Социолог Толкотт Парсонс подробно излагает позицию функционалистов в своем анализе“роли больных” – совокупности установок в данной культурной среде относительно того,какое поведение считать приемлемым и неприемлемым для людей, страдающих какойлибо болезнью.
По Парсонсу, один из способов борьбы с негативными последствиямизаболеваний состоит в придании болезни особой роли, имеющей следующиехарактеристики:ooooбольные люди избавлены от своих обычных социальных ролей иответственности. Им не нужно ходить в школу или на работу, и никто их заэто не осуждает;больных людей не винят за их состояние. Болезнь – проблема физическогопорядка, а не морального;обязанность больных – поправиться и “не слишком предаваться своемунедугу”. Поскольку болезнь – состояние нежелательное, заболевшиедолжны искать квалифицированной помощи у медиков;больные должны помогать медикам и следовать их рекомендациям.Как и другие функционалисты, Парсонс предполагает, что болезни должны подвергатьсясоциальному контролю во избежание нарушения функционирования общества.КонфликтологическийздравоохранениюподходкЕсли функционалисты исходят из предположения, что медицинское обслуживаниеодинаково доступно для всех членов общества независимо от классовой или расовойпринадлежности, возраста, пола и вероисповедания, то конфликтологи не согласны стаким подходом.
Они считают, что в любом обществе люди предпочитают бытьздоровыми, а не больными. Но некоторые добиваются лучшего по сравнению с другимисостояния здоровья, поскольку имеют возможность воспользоваться теми ресурсами,которые способствуют хорошему здоровью и помогают быстро поправиться в случаеболезни.Конфликтологи отмечают, что чем выше классовый статус, тем больше шансов у человекасохранить хорошее здоровье, поручить эффективную медицинскую помощь и прожитьдолгую жизнь.
Малоимущие чаще теряют трудоспособность и в целом менее здоровы, чемлюди состоятельные. Хотя в последние годы медицинская помощь стала более доступнойдля бедных, если учитывать уровень нетрудоспособности, им оказывают меньшевнимания, чем людям со средствами. Продолжительность жизни имущих также больше,чем у бедных: в возрасте от 64 до 69 лет состоятельные люди живут примерно на 2,4 годадольше, а в возрасте свыше 75 лет – почти на год дольше своих сверстников из бедныхслоев общества.Такое положение объясняется многими факторами. Одним из них является весьмавысокая стоимость медицинского обслуживания, оплатить которое бедные иногда не всостоянии; их доходы низки, а медицинское страхование часто отсутствует.
Так,американская система здравоохранения больше ориентирована на людей преуспевающих.Примерно 28 млн. американцев (12% населения) сталкиваются с проблемами, которыелишают их возможности воспользоваться медицинской помощью. Около 40 млн.американцев, среди которых высокий процент бедняков и представителей национальныхменьшинств, проживают в установленных федеральным правительством районах, гдечастично отсутствует первичная медико-санитарная помощь. В целом в бедных районахне хватает врачей, а трудности с общественным транспортом еще более усложняют дело.Система здравоохраненияДля борьбы с болезнями многие общества создали одну или несколько “специальностей”.Исцелители, шаманы, врачи, средний медицинский персонал занимаются объяснением илечением заболеваний.
В лечебных целях они используют лекарства, хирургическиеоперации, смирительные средства, иглоукалывание, электрошок, припарки, пиявок,заклинания, магию, обращение к сверхъестественным силам. Кроме того, практикующиеврачи на законных основаниях определяют людям роль больных. В современныхобществах они удостоверяют рождение, смерть и пригодность к работе, а также решают,имеет ли право человек на пенсию по инвалидности, может ли он заявлять иск в связи снесчастным случаем, представляет ли он опасность для себя или общества.Если ранее в здравоохранении преобладали врачи-одиночки и не стремящиеся к прибылибольницы, то сейчас система здравоохранения превращается в сеть корпораций,управляющих всем, начиная с больниц и медицинского обслуживания на дому и кончаяцентрами для престарелых и курортами. Система здравоохранения разрослась настолько,что критики окрестили ее медицинско-промышленным комплексом.Больницы.
Отдельные помещения для больных впервые появились у древних греков.Настоящие (в современном понимании) больницы в Западной Европе стали создаваться всредневековье. К 1450 г. в одной только Англии насчитывалось около 600 больниц.Большинством больниц управляли католические религиозные ордена, так как считалось,что врачевание и забота о здоровье должны находиться в ведении религии.
В больницахоказывались помощь беднякам, инвалидам и бродягам. Соединение медицинских исоциальных функций имело серьезные последствия для здоровья людей. Так,путешественники, находившиеся в одном помещении с больными, разносили инфекцию.В конце XVII – начале XVIII в. финансовые злоупотребления заставили местные органывласти взять на себя большую ответственность за управление больницами. Примерно вэтот же период помещения для оказания помощи нуждающимся были физическиотделены от помещений, где лечили больных.К концу XIX в. уровень медицинских услуг больниц заметно повысился.
Прогресс вмедицинских исследованиях, особенно в области бактериологии, предоставил болеепрочную научную базу для лечения инфекционных заболеваний. Новые средствадиагностики и достижения в методике проведения хирургических операций сделалиизлечимыми многие болезни, травмы и уродства.
На рубеже XIX и XX вв. попечителиблаготворительных больниц начали искать и привлекать докторов, лечившихсостоятельных клиентов. Все больше благотворительных больниц стали обновлять своипомещения и рекламировать услуги. В результате эти больницы в значительной мереуступили контроль над больными частным врачам, которые были больше заинтересованыв том, чтобы превратить больницы из благотворительных учреждений в мастерские дляизлечения платежеспособных пациентов.В настоящее время больницы становятся коммерческими предприятиями, ставящимицелью извлечение прибыли.Врачи. Взаимоотношения доктора с пациентом всегда были неравными. Подобно другимпрофессионалам, врачи пользовались авторитетом, владея недоступными для другихзнаниями, которые они приобрели с помощью образования и опыта лечения.
“Разница вкомпетенции” оправдывала как авторитет врача, так и доверие больного. Однако впоследнее десятилетие возник новый тип отношений врач – пациент, основанный наконсьюмеризме, суть которого в том, что делается акцент на правах потребителя(пациента) и обязанностях продавца (доктора). При таком типе отношений продавецтеряет инициативу, поскольку именно потребитель решает, покупать или не покупатьуслуги. В силу того что многие пациенты рассматривают врачей как заинтересованных вприбыли поставщиков услуг, медицинская практика приобретает заказной характер.Уход за больными.
Профессия медсестер возникла из религиозной и благотворительнойдеятельности первых в истории больниц. Религиозные общества монахинь брали на себязаботу о бедных и больных. Однако во второй половине XIX в. для ухода за больными всечаще стал использоваться персонал из неверующих. Поскольку такая работа не требовалапрофессиональной подготовки и считалась “черной”, ею занимались необразованные ибедные женщины. Именно этим объясняется сегодня незаслуженно низкий престижобслуживающего и ухаживающего персонала.Стимулом для профессионализации ухода за больными (появление соответствующихстандартов, повышение уровня образования и организация системы ухода за больными)послужила деятельность Флорен Найнтингейл, организовавшей работу медсестер вовремя Крымской кампании в 1853-1856 гг.