Глава 9 (Учебник в PDF)
Описание файла
Файл "Глава 9" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Глава9.РЕЛИГИЯ,ЗДРАВООХРАНЕНИЕОБРАЗОВАНИЕИВедущее место в социальной структуре занимают социальные институты (см. гл. 2).Благодаря им человеческая жизнь становится упорядоченной, стабильной ипредсказуемой, в повседневной деятельности человека присутствует значительная доляцелесообразности, эффективности и определенности. С помощью институтов мыорганизуем свои отношения с другими людьми и выполняем насущные задачи групповойжизни.
Таким образом, существует очень важная связь между институциональнымустройством общества и личным опытом его членов. Рассмотрим институты религии,образования и здравоохранения.§ 9.1. РЕЛИГИЯСвященное и профанноеРелигию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование,специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества всвященном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования идействия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.
Священное –это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного иявляются запретными. Мирское (профанное) – это те аспекты социальной реальности,которые носят обычный и повседневный характер. Таким образом, священное – этонечто исключительное, таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное –оно выходит за рамки привычного и обыденного. Один и тот же объект или тип поведенияможет быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, еслисмотреть на нее как на хлеб,– вещь мирская, но она становится священной дляправославных как ,Тело Господне, когда освящается во время литургии.
Посколькусвященное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизитьсятолько через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения вприсутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальныймир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувствах и поступках точнотак же, как и в других сферах жизни.Типы религиозных верований и практикРелигиозное поведение столь многообразно, что трудно себе его представить, не прибегаяк какой-либо классификации. Хотя никакие категории не в состоянии дать полнойкартины богатства религиозного опыта человечества, социолог Рис Макджи предлагаетсхему, отличающуюся глубоким проникновением в предмет и вместе с тем удобную. Онвыделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов.Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных обществах.
Он включал всебя понятие маны – неопределенной, безличной сверхъестественной силы, котораясуществует в природе. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богови добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силу поступать по ихжеланию, манипулируя ею чисто механически.
Например, считалось, что тому, кто носитс собой лапку кролика, сопутствует удача; степень удачи зависит от цвета и веса лапки.Человеку достаточно было просто носить лапку с собой. Аналогичным образом и в нашидни многие суеверные спортсмены пользуются талисманами и сложными ритуалами длятого, чтобы оградить себя от травм и неудач в непредсказуемых состязаниях. Манаобычно применялась для достижения ближайших целей – хорошей погоды, обильногоурожая, излечения болезни, благоприятного результата при испытаниях, успеха в любвиили победы в сражении.Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов вживотных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных.
Поскольку духиперсонифицированы и, как считается, действуют, руководствуясь эмоциональнымимотивами, люди при обращении к ним обычно используют те же приемы, что и вчеловеческих отношениях. Духов любят, наказывают, почитают, одаривают, а лесть,подкуп и обман могут считаться столь же эффективными, как и благоговение. Кроме того,сверхъестественную силу часто покоряют с помощью ритуалов, чтобы заставить духовдействовать нужным человеку образом.Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы вчеловеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формымонотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации,религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческаярелигия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) – это виды политеизма,или веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть.
Индуистскиебожества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определеннымместом (домом, полем или горой) или предметом (животным или деревом).Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на первом плане. Они ставятсвоей целью моральное и духовное совершенство. К этому типу принадлежат многиеазиатские религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм направлен надостижение возвышенного состояния сознания как способа очищения и освобождения отстраданий, невежества и эгоизма.
Безрелигиозный гуманизм базируется на этическихпринципах. Приверженцы такого подхода отвергают все теологические представления оБоге, рае, аде и бессмертии, стремясь к добру здесь и сейчас. Рай рассматривается какидеальное общество на Земле, а ад – как мир, в котором царят войны, болезни иневежество. Душа – это человеческая личность, а бессмертие – дела, продолжающиесуществовать после смерти.Социальные формы организации религииС точки зрения истории и социологии, религиозное сообщество связано с миромсложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны,религиозные институты обычно функционируют в обществе как гармонизирующий,стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социальногостатус-кво и тем самым укрепляющий положение властных структур.
Но с другойстороны, религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в нейвсегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критическийпотенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционнымавторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль,которую церковь играет в обществе.Религиозная община – это всегда часть того мира, в котором она существует.Выполняемая обычно религиозными институтами функция состоит не только влегитимизации социальной системы, но и в освящении и пропаганде соответствующейценностной ориентации, в создании и развитии определенных символических структурзначений, в психологической компенсации неизбежных травмирующих индивида иобщество событий – смерти, катастроф, войн, стихийных бедствий, болезней и т.д.Критическая функция религии по отношению к социальному порядку и светской властикак таковой иногда (впрочем достаточно редко) проявляется в глубоком конфликте свластью, а чаще – в напряженности, которая возникает между так называемойгосударственной религией и конфессиями и религиозными группами, не пользующимисяподдержкой государства.
Например, критический потенциал христианства был подостоинству оценен теми римлянами, которые приписывали падение своей империивлиянию христиан, подорвавших основы традиционной римской гражданской религии.Современная латиноамериканская “теология освобождения” пропагандирует убеждение,что Бог всегда выступает на стороне угнетенных, страдающих от мировойнесправедливости.Исходя из того что религиозная организация выполняет в обществе разнообразные ипорой противоположные функции, исследователи религии стремились разработатьтипологию религиозных организаций в их отношении к государству и обществу.Приведем один из вариантов такой типологии, предложенный современным социологомДж. М. Йнгером.Универсальная церковь – религиозная структура, в какой-то мере способствующаяинтеграции общества и в то же время посредством содержащихся в ней верований ипредставлений удовлетворяющая большинство личностных запросов индивидов на всехсоциальных уровнях.
Для нее характерно систематическое и эффективное сочетаниекачеств как церкви, так и секты. Ее универсальность проявляется в том, что онаохватывает всех членов общества, и в том, что в ней существует тесная взаимосвязьмежду двумя основными функциями религии. В гетерогенных обществах подобноеравновесие достигается с большим трудом и не может сохраняться очень долго:недостаточная завершенность системы, настойчивое стремление правящих групп кподдержанию приемлемого для них порядка без изменений, неизбежных в изменчивомобществе, различия индивидуальных запросов – все это стимулирует схизматическиетенденции, столь типичные для религий сложных обществ.Католическая церковь XIII в., возможно, являет собой самый адекватный примеруниверсальной церкви в истории западной цивилизации.