Глава 8 (Учебник в PDF), страница 2
Описание файла
Файл "Глава 8" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Общества фиксируют происхождение своих членов и передаютсобственность от одного поколения к другому одним из трех способов. В условияхпатрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, людипрослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. Существуют такжематрилинеальные структуры, когда родословная ведется и наследование осуществляетсяпо материнской линии. В качестве примера можно привести племя найяр, о которомупоминалось выше. Ребенок считался наследником не своего отца, а брата матери, т.е.собственность и привилегии переходили от дяди по материнской линии к племяннику.При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.Россияне, как правило, придерживаются билинеальной системы, прослеживая своюродословную и по отцовской, и по материнской линии (правда, фамилия передается полинии отца).Место проживания.
Общества также различаются в зависимости от того, какое местопроживания выбирает молодая супружеская пара после свадьбы. В случаепатрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа. Обратнаясхема превалирует в условиях матрилокальной модели. К примеру, у юго-западныхиндейцев племени хопи муж после брачной церемонии перебирается в дом семьи жены,там он принимает пищу и спит. В России молодые пары чаще всего выбираютнеолокальную модель – отделяются и живут независимо от своих родителей и прочихродственников.Власть. Хотя на власть, которой пользуется мужчина или женщина в семейной жизни,значительно влияют их личные качества, тем не менее общественный уклад предписываетопределенную доминирующую модель.
При патриархальном укладе роль главы семьиобычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина в семье. Вкачестве исторических примеров такого уклада можно привести древних евреев, греков иримлян, а также китайское и японское общества XIX в. Матриархальный семейный укладпредписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархатвстречается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве обществ не являетсяпредпочтительной формой семейного уклада, он часто возникает в силу определенныхобстоятельств – в результате смерти мужа или его ухода из семьи. В третьем типесемейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем иженой на равных.
Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес вовсех развитых странах мира.Формы бракаТот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает решающеевлияние на структуру семьи. Действительно, сохранение и долгосрочное благосостояниелюбой группы, объединенной родственными связями, зависит от включения в такуюгруппу представителей других групп в качестве супругов для неженатых или незамужнихчленов рода. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована в сохранениинекой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления вбрак.
Следовательно, категория брака требует подробного рассмотрения. Брак –исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной,посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь иустанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.Эндогамия и экзогамия. Все общества ограничивают допустимый круг, из которогоиндивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Родители, как правило,обеспокоены не просто желанием женить своих сыновей или выдать замуж дочерей.
Онихотят, чтобы дети выбрали себе “подходящую” супругу или “подходящего” супруга,особенно если подобный брак влечет за собой важные последствия для более крупнойгруппы родственников. Правильный выбор супруга регулируется двумя типамиматримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия – правила,предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е.
люди должнывыходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группыили вероисповедания. Экзогамия – правила, требующие заключения брака вне пределовсобственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связаннымикровным родством.Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства иобычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений междублизкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они вызываютосуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственнойуниверсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однакообщеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и частопрактиковались в истории, например в странах Древнего Востока.
Браки между братом исестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи ипредотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками.Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков,жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разномуопределяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, вколониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой егопокойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязанжениться на вдове своего покойного брата.Запрет на инцест по-разному интерпретировался антропологами и социологами.Например, Клод Леви-Строс предположил, что табу на инцест способствует созданиюсоюзов между различными семьями и укреплению их социальной взаимозависимости.Джордж Питер Мердок утверждает, что табу на инцест способствует освобождениючленов семьи от разрушительных чувств сексуальной ревности и соперничества.Социолог Кингсли Дейвис заявляет, что кровосмесительные отношения запретны потому,что могут повлечь за собой безнадежное смешение семейных статусов (например, ребенокмужского пола, появившийся на свет в результате кровосмесительного союза междуотцом и его дочерью, приходился бы сыном собственной сестре, пасынком своей бабушкеи внуком собственному отцу).
Социологи, отмечающие, что дети, выросшие вместе визраильских кибуцах, редко вступают в браки друг с другом, утверждают, что подобноеповедение заложено генетически. По общему признанию, эти вопросы остаютсянерешенными, и социологи продолжают ломать голову над реальным источником табу наинцест.Типы брака. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по четырем различнымпринципам: моногамия – один муж и одна жена; полигиния – один муж и две или большеечисло жен; полиандрия – два или более мужей и одна жена; групповой брак – два илибольшее число мужей и две или большее число жен.
Моногамия наблюдается во всехобществах, хотя другие формы могут быть не только допустимыми, но ипредпочтительными. Моногамия считалась предпочтительным или идеальным типомбрака в менее чем 20% из 862 обществ, включенных в выборку для сравнительногоисследования культур. Полигиния получила широкое распространение в мире – в 83% из862 обществ, включенных в выборку, мужьям разрешается иметь по две жены.К примеру, в Ветхом Завете рассказывается о случаях полигинии у евреев: у Гидеонабыло много жен, родивших ему 70 сыновей; у царя Давида было несколько жен; у царяСоломона, по преданиям, было 700 жен и 300 наложниц; у сына царя Соломона, Ровоама,было 18 жен и 60 наложниц; в свою очередь, сыновья Ровоама тоже имели много жен.Судьба мужей, имеющих нескольких жен, не похожа на голливудские представления обарабском шейхе, которого ждет гарем, в любой момент готовый исполнить каждоежелание своего властелина.
В действительности антрополог Ральф Линтон убежден в том,что такой муж достоин не зависти, а жалости:“В редких обществах с принятой полигинией мужчина находится действительно в лучшемположении, чем в условиях моногамии. Если жены одного мужчины не ладят друг сдругом, семья превращается в арену непрекращающейся борьбы, а мужу отводитсянеблагодарная роль посредника или громоотвода. Если жены живут в согласии друг сдругом, то муж, вероятнее всего, становится объектом организованной женскойоппозиции”.(Linton R.
The Study of Man: An introduction. N.Y., 1936. P. 183-184.)Хотя Линтон переоценивает ситуацию, его точка зрения заслуживает рассмотрения. Какправило, только наиболее состоятельные мужчины могут позволить себе иметь большеодной жены (например, в Китае, Индии и исламских странах полигиния обычно являласьпривилегией состоятельного меньшинства). Полигиния объясняется множеством другихфакторов, помимо секса; она тесно связана с соображениями экономическогопроизводства и экономического статуса.
Такой семейный уклад поощряется тогда, когдакрупные семьи имеют больше преимуществ, а женщины вносят значительный вклад вдобывание средств существования.Полиандрия встречается крайне редко. Как правило, принцип полиандрии непредполагает свободы сексуального выбора для женщин; зачастую он означает лишь, чтомладшие братья мужа также получают право или возможность жить с женой своегостаршего брата. Если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она можетнайти жену только для старшего сына. Антрополог У.Г.Р.