Глава 6 (Учебник в PDF), страница 3
Описание файла
Файл "Глава 6" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группалюдей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов, захваченных в военных действиях, былобольше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводства потомства и вкачестве дополнительной рабочей силы. Таким образом, рабство было следствиемвоенного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего,изначально присущего каким-то людям природного качества.Условия рабства.
Условия рабства и рабовладения существенно различались в разныхрегионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека:отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел правовернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год,каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу;чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяиноми продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованныегреки, попавшие в рабство к римлянам).
Однако во многих случаях рабство былопожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступникипревращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самойсмерти.Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегдабыли свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тожестановились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего вбогатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог статьодним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имелини имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможностьскопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своемухозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к бывшему рабу.Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору.
Этаслужба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о наймеработника и рабством.Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не всостоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашалисьперевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на местонайдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получаливозможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, асостоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок. В течениеэтого четко оговоренного периода они были обязаны служить своему хозяину, а в случаепобега их могли силой вернуть обратно. По завершении срока “договорной службы”индивиды становились полноправными гражданами страны, получали возможность жить,где они пожелают, и продавать свой труд.Но “слуг по договору” стало не хватать для удовлетворения потребности в рабочей силе.Попытка превратить индейцев в своих рабов окончилась провалом.
Тогда колонистыстали превращать в рабов африканцев, которых привозили в Северную и ЮжнуюАмерику голландцы, англичане, португальцы и испанцы. В этом контексте некоторыеаналитики делают вывод о том, что расизм в Соединенных Штатах непосредственновытекает из рабовладения.
Обнаружив, что пожизненное закабаление людей представляетбольшие выгоды, американские рабовладельцы выработали свою идеологию – системуубеждений, обосновывающую социальные построения. Определяющей ее идеей,оправдывавшей пожизненное рабство, стала идея о том, что рабы по своему уровнюнаходятся ниже белых людей, что они – недочеловеки, или люди, задержавшиеся в своемразвитии на стадии младенческого, беспомощного состояния и, следовательно,нуждающиеся в присмотре людей более высокого уровня – колонизаторов.Позднее в южных штатах были введены в действие законы, делающие рабствонаследственным, т.е. дети родителей-рабов становились собственностью хозяина этихрабов; рабами становились также дети рабов, в свое время усыновленных своимивладельцами.
Рабовладельцы имели право продавать, обменивать или отдавать такихдетей в услужение за деньги. Согласно другим законам, рабам не разрешалось вступать вбрак, находиться вдали от дома без разрешения хозяина, проводить собрания или учитьсяграмоте. Системы легальной дискриминации не изменились и после Гражданской войны1861-1865 гг. К примеру, до 1954 г. в американских штатах функционировали двераздельные школьные системы – для белых и для цветных детей.
Вплоть до 1950-х гг. вштате Миссисипи считалось недопустимым, чтобы белый человек и афро-американецсидели рядом на одном сиденье автомобиля. Белым и чернокожим не запрещалосьнаходиться в одной машине только потому, что в таком случае чернокожие не смогли быработать шоферами.Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной вразных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствиемнеуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли онопожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлсясобственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба.
Рабствослужило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человекявляется свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой – рабом(не имеющим привилегий).КастыВ кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; еслииспользовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанныйстатус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе.Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этотстатус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкомусохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки врамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки.
Дляпредотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложныеправила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение спредставителями низших каст оскверняет высшую касту.Индия. Индийское общество – наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная нена расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти тритысячелетия.
Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячиспециализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждойджати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть толькосвященнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины;все вайшьи – купцы и искусные ремесленники; шудры – простые рабочие и крестьяне;хариджан – отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамкикастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляютгруппу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение к представителю высшей кастыделает этого человека “нечистым”.
В некоторых случаях нечистой считается даже теньнеприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самыедлинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни.Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалыочищения, или омовения, для восстановления чистоты.Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековыхтрадиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставатьсячастью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит присвоем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однакоиндустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложнособлюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.Южная Африка.
До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собойеще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана накастовой системе. Европейцы голландского происхождения – многочисленноенациональное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль надправительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системестратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас.Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы(черные), цветные (смешанная раса) и азиаты.
Принадлежность к конкретной группеопределяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот илииной человек имеет право купаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалосьнаходиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговыхсанкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать своюкастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела,черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционнойдеятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькоенаследие – предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не уодного поколения граждан ЮАР.Американская расовая кастовая система.