Глава 6 (Учебник в PDF), страница 2
Описание файла
Файл "Глава 6" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Самымиразличными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так,в ритуалах знакомства применяются символические действия – поклоны, комплименты. Вритуалах избегания та же цель достигается при сохранении “соответствующей дистанции”по отношению к престижным фигурам.В качестве примера приведем рассказ Теодора X. Уайта об истории, произошедшей в 1960г., когда в избрании Джона Кеннеди президентом США уже никто не сомневался. Войдя всвой “домик-укрытие”, где собрались многие лидеры Демократической партии, Кеннедиподошел к своему брату Роберту и Сардженту Шриверу:“Остальные присутствующие в комнате устремились к нему.
Потом остановились.Кеннеди от них отделяли, наверное, 10 метров, но их было невозможно преодолеть...никто не решился пройти маленькое открытое пространство между ним и ими, лицами неприглашенными, потому что было в Кеннеди что-то, заставляющее людей соблюдатьдистанцию и дающее им ощущение зависимости.
Они могли прийти только поприглашению, ибо речь шла о будущем президенте Соединенных Штатов”.Сто лет назад Торстейн Веблен показал, какую большую роль играют показной досуг ипоказное потребление в определении социального положения. Для получения иудержания престижа недостаточно просто обладать богатством и властью – они должныбыть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж присваивается только на основеочевидных фактов.
Демонстрация чековой книжки или сертификатов акций непрактична ирассматривалась бы как проявление “дурного вкуса”. Поэтому один из самыхэффективных методов показа благосостояния – большие затраты на одежду, так какнаряды показывают социальный статус человека с первого взгляда: дорогая одежда попоследней моде, которая меняется каждый сезон, свидетельствует о сумме, которую ееобладатель тратит на гардероб, что повышает его символическую значимость.Автомобиль служит похожей цели, особенно если он очень дорогой. По мысли Веблена,для многих свой относительный успех проверяется путем сравнения собственногоэкономического положения с положением других, и это становится укоренившейсяцелью, в связи с чем сравнения приобретают символическое выражение.Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родомдеятельности и образом жизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение,чем 100 лет назад. При этом личность и общительность человека весьма важны.
Хотямногие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которыеисповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль вопределении их престижа.Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтенияв реальность социальной жизни. Власть – это способность отдельных лиц и социальныхгрупп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы длядостижения цели. Социолог Амос Холи заметил: “Каждый социальный акт естьпроявление власти, каждое социальное взаимоотношение – это уравнение власти, икаждая социальная группа или система – это организация власти”.Основы власти подразделяются на три категории ресурсов.
Во-первых, существуетпринуждение – ресурсы, которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами,вводить в какую-то ситуацию новые ограничения. Люди обычно относятся кограничениям, как к наказанию, поскольку результатом ограничений является ущербимуществу, телу, душе. Во-вторых, существуют побуждающие мотивы – ресурсы,которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества. Индивидыобычно считают стимулы вознаграждением, поскольку они предполагают передачусоциально признанных хороших вещей – материальных объектов, услуг или социальногоположения – в обмен на выполнение воли властных структур.
В-третьих, есть силаубеждения – ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взглядыдругих людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации. Подвлиянием убеждения, базирующегося на репутации, мудрости, личном обаянии иликонтроле над окружающими, отдельные индивиды или социальные группы начинаютвыступать за те же цели, которым отдает предпочтение человек, обладающий властью.Таким образом, овладеть важными ресурсами – значит получить господство над людьми.Контролировать ключевые ресурсы – значит поставить себя (или свою группу) междулюдьми и средствами, обеспечивающими людям удовлетворение своих биологических,психологических и социальных потребностей.
В той мере, в которой некоторые индивидыи социальные группы имеют возможность распределять вознаграждения и наказания, атакже оказывать убеждающее воздействие, они способны диктовать правила жизненнойигры. Но порой играть по правилам означает, что никакой игры нет вовсе – колодаподтасована, а результат известен заранее.Социальный статус – это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из негоправами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает всоциальной иерархии.
Статус может приписываться индивидам при рождении независимоот качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей,происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требуетособых личных качеств и собственных усилий.Достигнутый статус может базироваться на образовании, профессии, выгодной женитьбеи пр.
В большинстве западных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижнаяпрофессия, владение материальными благами, внешний вид и стиль одежды, манеры,приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чем происхождение.Жизненный статус предполагает наличие социального расслоения по вертикальной шкале.Так, о человеке говорят, что он занимает высокое положение, если он имеет возможностьуправлять поведением других людей, в приказном порядке или посредством влияния; еслиоснова его престижа – важный пост, им занимаемый; если он своими действиямизаслужил уважение коллег.
Относительный статус является основным фактором,определяющим поведение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можносчитать первоочередной целью людей.Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста.Например, положение мужчины в родовой группе определяет его положение в общине.Так, среди индейцев племени хопи принадлежность к определенному роду определяетмеханизм передачи прав на владение землей, постройками, церемониальными знаниями и,следовательно, является особенно важной для личного статуса.
У индейцев таллензиюноша (потерявший отца), взявший на себя все заботы по ведению хозяйства, считаетсястаршим в семье, тогда как мужчина средних лет, продолжающий жить в отцовском доме,формально считается ребенком. Статус может основываться на профессиональныхзанятиях: например, в некоторых регионах Африки южнее Сахары кузнецы обычносоставляют отдельную группу, имеющую низкий статус. В кастовой системе Индиимусорщики, занимаясь, в частности, уборкой человеческих отходов, находятся на самойнизкой отметке шкалы.
Во многих странах статус повышается в случае щедрости иблаготворительной деятельности состоятельного человека (обмен подарками,пожертвования).Статусная группа представляет собой совокупность людей, организованных виерархическую социальную систему. Такие группы отличаются от социальных классовтем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только наэкономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном врамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или болеенизкого статуса.
В некоторых обществах кланы или роды могут делиться в соответствии собобщенной классификацией на аристократов и простолюдинов, а могуткатегоризироваться более точно – начиная с королевского рода и вплоть до кланов,имеющих “клеймо” низкого профессионального статуса или рабского происхождения.Самые разительные проявления статусных групп обнаруживаются в кастовой системеИндии.
В индийских деревнях обычно проживают члены нескольких малых эндогамныхгрупп (подкаст), основанных на традиционных занятиях, причем контакты с человекомболее низкой касты (например, еда или питье, принятые из его рук, телесные контакты)оскверняют членов более высокой касты и требуют ритуального очищения.Система возрастной градации, существующая во многих традиционных восточноафриканских обществах, также напоминает систему статусных групп.§ 6.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИРабствоНезависимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существованиеуниверсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство,касты, кланы и классы.Причины рабства.
Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людейдругими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Грециирабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имеливозможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство былодля кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространениеоно получило в аграрных обществах.Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когдачеловек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своемукредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли нарабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации запричиненное горе или ущерб.