Глава 6 (Учебник в PDF)
Описание файла
Файл "Глава 6" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯБольшая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаковораспределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальныхгрупп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов игрупп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства вдоходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точкизрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей иинтересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.Вопрос “кто что получает и почему?” интересовал человечество всегда.
Первые иудейскиепророки, жившие за 800 лет до н.э., в частности Амос, Михей и Исайя, неизменнопорицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то,что те захватывали поля и дома своих соседей; были “исполнены насилия”, требоваливзяток и совершали бесчестные и вероломные поступки.
Древнегреческие философы, втом числе Платон и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности ирабства. В своем диалоге “Государство” в 370 г. до н.э. Платон писал: “Любой город,каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных,другая для богатых, и они враждуют между собой”. В индийских Законах Ману,составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в которомсоциальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. Вангликанском гимне есть такие слова:Богатый человек – в своем замке,Бедный человек – у его ворот.Бог поставил одного высоко, а другого низкоИ определил кому чем обладать.Таким образом, известны полярно противоположные взгляды на социальное расслоение:одни, подобно Михею и Платону, критиковали существующую систему распределения,другие, как брахманы, поддерживали ее.§6.1.МОДЕЛИСТРАТИФИКАЦИИСОЦИАЛЬНОЙСоциальная дифференциацияСоциальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но неидентична ей.
Социальная дифференциация – это процесс появления функциональноспециализированных институтов и разделения труда. Еще на заре своей истории людиобнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества,поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом членыобщества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом,чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они необязательнодолжны занимать определенное место по отношению друг к другу.
Например, статусымладенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого – онипросто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал,который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами,в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но ненаоборот.ОткрытыеистратификациизакрытыесистемыРазличают открытые и закрытые системы стратификации.
Социальную структуру, членыкоторой могут менять свой статус относительно легко, называют открытойсистемой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могутизменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколькопохожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса (см. гл.2): достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкурентнойборьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус,подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий испособностей.
Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных икомпетентных специалистах, способных управлять сложными социальными,политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободноедвижение индивидов в системе стратификации.Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии(она функционировала до 1900 г.).Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальныйстатус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. ВИндии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные:брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомковвоинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра,крестьян и ремесленников – около 70% населения, остальные 20% – хариджане, илинеприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками исвинопасами.Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причемнезависимо от их поведения и личных достоинств.
Строгие правила не позволялиобщаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовнооскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особеннов сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образжизни, трудоустройство и даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узакониваетэту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы –единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогдане исключала возможности перемещения по социальной лестнице.
Полностью закрытойсистема стратификации не могла существовать из-за неодинаковых показателейрождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых,конкуренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методовведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам и ряда других факторов.Измерения стратификацииПервыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и МаксВебер.
Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социальногорасслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствамипроизводства,– класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто можетпродавать только свой труд,– угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнениюМаркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения.
Такимобразом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что вобществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовойпринадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход кстратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус(престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектомсоциальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; ониподпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.
Так, отдельныепроститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладаютпрестижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенствопользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычноотносительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительнойвластью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяетсябогатством и доходом. Богатство – то, нем люди владеют. Доход понимаетсяупрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владетьогромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людямотносятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведенияискусства и т.п.
Другой человек может получать высокую заработную плату,роскошествовать, но быть небогатым.Престиж. – авторитет, Влияние, уважение в обществе, степень которыхсоответствует определенному социальному статусу. Престиж – явление неосязаемое,нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придатьпрестижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдаетпочетные степени, демонстрирует свое “умение жить”.
Эти действия и объектывыполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степениуважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простомуразговору свойственна некая негласная договоренность о том, что мы будем внимательноотноситься к сказанному, если нашим словам будет уделено такое же внимание.