Глава 2 (Учебник в PDF), страница 5
Описание файла
Файл "Глава 2" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
В России существуетмножество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых,этнических, профессиональных и возрастных группах.Характерным примером является религиозная секта “Свидетели Иеговы”, возникшая вовторой половине XIX в. в США. Ее основатель Ч. Руссель предвещал близость приходаИисуса Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней битве междуХристом и сатаной – Армагеддоне.
Для свидетелей Иеговы характерны отрицание веры взагробную жизнь, Троицу. Христос, по их представлениям, просто выполняет волюИеговы. Руководство секты строго централизовано. Ее центр находится в Бруклине(США). Секта располагает хорошо организованным пропагандистским аппаратом,публикует журналы, рекламные листки. Поощряется миссионерство. Членам сектызапрещается служба в армии, в больницах они отказываются от переливания крови.
Онизанимаются толкованием Библии и делят мир на “своих” и “чужих”, т.е. не познавшихучения свидетелей Иеговы. Они не только не стыдятся своего несоответствия “мирскимстандартам”, а даже гордятся тем, что они “особый народ”, знающий, что имя Бога – этоИегова.Молодежная культура – еще один пример субкультуры.
По причинам, связанным сэкономикой и образованием, в современном обществе сложились условия, благоприятныедля развития уникальных моделей молодежной культуры. Эти модели проявляются вувлечениях магнитофонными записями, звездами эстрады, украшениями и прическами, атакже своеобразным жаргоном.
Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиесяатрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признакамимужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальныепобеды, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защититьсвою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаютсяфизическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулироватьразличными типами межличностных отношений и умение контролировать ситуации,связанные с сексом.Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимоепротиворечие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуяконтркультуру.
Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил,имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на “раскованность” у некоторойчасти молодежи западных стран в начале 1970-х гг. имела довольно многоконтркультурных обертонов. Молодые люди подвергали сомнению легитимностьистеблишмента, отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новыеощущения в наркотиках и “выпадали” из образа жизни среднего класса. Другимипримерами групп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные шайки,сатанинские культы, правые и левые экстремисты.Культурная эволюцияКультурная эволюция – непрерывный процесс развития культуры от простых форм кболее сложным. Культурную эволюцию можно рассматривать как однонаправленныйлинейный процесс, прослеживая эволюцию человечества в целом; или какразнонаправленный многолинейный, изучая эволюцию каждой культуры или общества(или конкретных элементов культуры или общества) в отдельности.
В XVIII и XIX вв.теория культурной эволюции заняла важное место в зарождающейся культурнойантропологии.Знакомство европейцев с “примитивными” (традиционными) культурами во всем миреспособствовало формированию современной культурной антропологии. Ученые пыталисьобъяснить существование этих культур в рамках теории эволюции европейскогообщества. Английский философ XVII в. Томас Гоббс описал первобытного человека какживущего “без искусства, письма и общества”, а его жизнь как “одинокую, нищую,ужасную, дикую и короткую”. Он предложил ставшую популярной концепцию “дикости”:все хорошее и цивилизованное – результат постепенного развития человечества от этогонизкого состояния.
Даже такие рационалистически мыслящие философы, как Вольтер,полагали, что просвещение явилось результатом постепенного движения человечества кпрогрессу. Вместе с идеей прогресса возникло представление о фиксированных этапах,которые человеческие общества проходят в своем движении к прогрессу; обычноназывали три этапа – дикое состояние, варварство и цивилизация, но иногда и гораздобольше. Кондорсе насчитал 10 таких этапов, или “эпох”. Последний начинался, по егомнению, с Французской революции, которой, как он полагал, было суждено статьпровозвестницей прав человека и совершенства человеческой расы.Теории культурной эволюции.
Антропологи Э.Б. Тайлор (1832-1917) в Англии и ЛьюисГ. Морган (1818-81) в США – основные представители теории культурных стадий вэволюции человечества. (Правда, Морган использовал термин “этнический период”, а не“стадия”.) Их интересовала культура как целое, а не отдельные культуры, которые, занекоторыми исключениями, служили им в качестве иллюстраций к теории единого путиэволюции человечества и цивилизаций.В работе Моргана “Древнее общество” (1877) отражена теория эволюционных стадий.Изучение жизни индейцев племени ирокезов подтолкнуло Моргана к исследованиюотдельных культур во всем мире, особенно с точки зрения их родственных связей.
Впроцессе изучения этих культур он пришел к выводу, что обнаружил их пережитки всовременном обществе – традиции и обычаи, принадлежащие прежним векам, носохранившиеся в некоторой остаточной форме. Так, по Моргану, человек в своемразвитии проходил семь эволюционных стадий – от “низшей стадии дикости” доцивилизации. В своей книге он пишет:“Поскольку человечество имеет единое происхождение, его развитие также шло поединому пути, двигаясь по различным, однако однородным каналам на всех континентахи, вполне вероятно, во всех племенах и нациях вплоть до одной и той же точки развития.Из этого следует, что история и опыт племен американских индейцев представляет, вболее или менее точном приближении, историю и опыт наших собственных далекихпредков, живших в тех же условиях, что и индейцы”.В настоящее время подобный исторический подход оспаривается большинствомантропологов.Огромное влияние на развитие концепций прогресса и культурной эволюции оказалоширокое признание во второй половине XIX в.
теории биологической эволюции ЧарльзаДарвина. Эта теория воспринималась как привлекательное решение проблемыпроисхождения и развития социального поведения. Действительно, представление обобществе как развивающемся организме – биологическая аналогия, подхваченнаямногими антропологами и социологами. Английский философ Герберт Спенсерразработал общую схему эволюции, включавшую в себя и человеческое общество. Онутверждал, что люди развились из менее сложных животных видов и сначала жили внедифференцированных первобытных стадах; позднее были выработаны различныесоциальные функции и появились священники, короли, ученые, рабочие и т.д.; произошлотакже разделение знаний на различные научные дисциплины. Таким образом, вместе спрочими изменениями происходила эволюция человеческого общества в направлении ксовременной цивилизации, посредством все более углубляющегося разделения труда.В начале XX в.
в США, а затем и в Европе теории стадий эволюции подверглись резкойкритике. Было предложено все культуры рассматривать как уникальные образования. ВСША это направление возглавил антрополог Франц Боас (1858-1942), который совместнос Рут Бенедикт и Маргарет Мид отказался от спекулятивных интерпретаций и занялсяполевыми исследованиями, изучая жизнь примитивных племен.
Исследователи собралимножество фактов и артефактов в качестве эмпирических подтверждений культурныхпроцессов, протекающих в отдельных обществах. Теория “культурной истории”доминировала в американской антропологии в первой половине XX в. и оказала стольсильное влияние на антропологическую науку во всех странах, что обобщения высокогоуровня и “построение систем” стали гораздо менее популярными, чем в прошлом.Однако во второй половине XX в. американские антропологи Лесли Уайт, ДжулианСтюард, Маршалл Салинс и Элман Сервис попытались возродить эволюционную теорию.Они отвергли универсальные стадии развития и стали рассматривать культурнуюэволюцию как разнонаправленный (многолинейный) процесс, состоящий из ряда прямыхпутей различного типа и протяженности. Они считают, что, хотя не существует единогопроцесса эволюции для всех народов, человечество в целом действительно развивается,причем некоторые народы осуществляют эволюционные прорывы, обеспечивающиевсему человечеству более легкую адаптацию к условиям окружающей среды, а такжеоткрывают формы более сложной социальной организации.
Только в этом контекстемировую человеческую цивилизацию можно рассматривать как продукт единогоэволюционного процесса..