Глава 11 (Учебник в PDF), страница 5
Описание файла
Файл "Глава 11" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Они вели кочевой образ жизни, передвигаясь с местана место по мере сокращения запасов пищи. Эти группы были, как правило,миролюбивыми и делили между собой пищу, что являлось необходимым условиемвыживания. Однако из-за большого риска уничтожения пищевых запасов в результатезасухи, из-за болезней, голода и эпидемий смертность у этих людей была очень высокой.Почти половина из них умирала в детском возрасте.По сравнению со всеми другими обществами общество охотников и собирателей самоеэгалитарное. Поскольку то, что они добывают на охоте и собирают, быстро портится, онине могут делать запасов, поэтому никто не может стать богаче другого. Правителей нет, имногие решения принимаются сообща. В силу того что потребности охотников исобирателей невелики и они не имеют материальных накоплений, у них остается гораздобольше времени для досуга, чем у других групп.
Все люди были когда-то охотниками исобирателями, и еще несколько столетий назад общества были примитивны. В настоящеевремя их осталось всего несколько: пигмеи в Центральной Африке, племя сан внамибийской пустыне и австралийские аборигены. Социологи Г. и Дж. Ленски отмечали,что современные общества забирают все больше земель, которые дают пропитание длятаких групп. Они полагают, что немногие оставшиеся общества охотников и собирателейвскоре сойдут с человеческой сцены.Скотоводческие и огороднические общества. Примерно 10-12 тыс. лет назад обществаохотников и собирателей начали развиваться в двух направлениях: одни группы сталиприручать и разводить отдельные виды животных, на которых они охотились, в основномкоз, овец, крупный рогатый скот и верблюдов, а другие группы стали заниматьсярастениеводством.
Скотоводческие общества развивались в засушливых районах, гдебыло нецелесообразно выращивать зерновые культуры. Группы, избравшие этот путь,остались кочевыми, поскольку шли за животными на новые пастбища. Основнымзанятием огороднических обществ являлось выращивание растений с помощью ручногоинструмента. Не испытывая больше необходимости покидать районы, где не хваталопродовольствия, эти группы начали устраивать постоянные поселения. Одомашниваниеживотных и растений можно назвать первой социальной революцией.
Хотя процессодомашнивания проходил крайне медленно, он ознаменовал фундаментальный разрыв спрошлым и изменил историю человечества.Огородничество, по-видимому, впервые возникло в плодородных районах БлижнегоВостока. Примитивная сельскохозяйственная техника – мотыги и палки для проделыванияв земле отверстий для семян – постепенно начала появляться в Европе и Китае. Вероятно,эти способы обработки изобрели независимо друг от друга племена Центральной иЮжной Америки, хотя они могли распространиться из одного источника благодарявзаимопроникновению культур через неизвестные нам контакты.
Скотоводство ивыращивание растений преобразили человеческое общество. Создав возможность болеенадежного обеспечения продовольствием, эти виды хозяйства способствовали появлениюмножества взаимосвязанных новшеств, которые изменили почти все аспектычеловеческой жизни. Поскольку запасы продовольствия могли обеспечивать большеечисло людей, группы стали многочисленнее. Кроме того, пищи стало больше, чемнеобходимо для выживания.Излишки продовольствия позволили группам прийти к разделению труда: не всем нужнобыло производить продукты питания, поэтому одни люди стали жрецами, другие занялисьизготовлением ювелирных изделий, инструментов, оружия и т.д. Это в свою очередьстимулировало торговлю, а следовательно, появление накоплений предметов,представлявших для них ценность: золото, драгоценности, инструменты, разнообразныепродукты питания.Эти перемены создали предпосылки для социального неравенства, так как теперь однисемьи (или кланы) имели в своем распоряжении больше излишков и богатства, чемдругие.
За обладание домашними животными, пастбищами, пахотными землями,драгоценностями и др. стали вестись войны. Войны в свою очередь породили рабство –пленники делали всю черную работу. Социальная стратификация, однако, имелаограниченное распространение, потому что самих излишков было немного. Но ихвладельцы передавали свое имущество потомкам, и богатство концентрировалось, авласть становилась все более централизованной. Появление вождей привело к изменениюформ правления.Отметим, что основная тенденция в фундаментальной трансформации жизни групппроявляется в переходе от большего равенства к меньшему.
Существенное значение вэтом процессе имело положение людей внутри общества, определявшее их дальнейшуюжизнь.Аграрные общества. Примерно 5-6 тыс. лет назад произошла гораздо более внезапная изначимая, чем первая, вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга. Этоизобретение имело настолько серьезные последствия, что привело к возникновениюнового типа общества – аграрного. Это общество базировалось на экстенсивномземледелии, когда почва обрабатывалась плугом на конной тяге.
Использованиеживотных для плужной обработки почвы было чрезвычайно эффективным. При вспашке вземлю возвращалось больше питательных веществ, и значительно более обширныеплощади могли обрабатываться меньшим числом людей. В результате образовалисьогромные излишки сельскохозяйственной продукции, что высвободило многих людей длянепроизводственной сферы. Перемены на этом этапе истории были столь глубоки, что егоиногда называют зарей цивилизации.Одной из самых значимых перемен был рост социального неравенства. Когда излишкисельскохозяйственной продукции превысили все известные пределы, группы сталиразличаться по имущественному признаку, и то, что прежде было лишь тенденцией,превратилось в выраженную черту социальной жизни.
Как указывают конфликтологи,контроль над избыточными ресурсами захватила элита, использовавшая их дляукрепления своей власти. Концентрация ресурсов и власти стала зародышем государства,так как с целью защиты своего привилегированного положения элита окружила себявооруженными людьми.Индустриальные общества. Подобно аграрной революции, третья социальнаяреволюция – промышленная – тоже была вызвана изобретением. Она началась в Британии,где в 1765 г. был впервые применен паровой двигатель.
Уже до этого некоторыемеханизмы (ветряные и водяные мельницы) использовали природную энергию, однакобольшинство из них нуждалось в силе человека или животного. Новый источник энергиидал толчок к возникновению индустриального общества, которое социолог ГербертБлумер определил, как общество, в котором вместо грубой силы человека или животногоиспользуются машины, работающие на горючем.Технический уровень составляет существенный элемент культуры, и любое изменение втехнологии требует, чтобы люди к нему приспособились.
Как уже отмечалось, социологУильям Огборн пришел к выводу, что для изменения образа жизни в ответ на перемены втехнике людям необходимо определенное время. Огборн назвал этот временнойпромежуток “культурным отставанием”. Другими словами, нематериальная культура(ценности, верования, обычаи и наше отношение друг к другу) всегда отстает от болеединамично изменяющейся материальной культуры (техники). Критики такого подходаотмечают, что указанный процесс не всегда столь односторонен и что изменения внематериальной культуре, например ценностях, также стимулируют изменения вматериальной культуре.Рассмотрим некоторые социальные перемены, вызванные индустриализацией. Этот новыйспособ производства был самым эффективным по сравнению с существовавшими прежде.Увеличились не только излишки, но и их влияние на группы людей. Большое значениеимел рост социального неравенства, особенно на первой стадии индустриализации.Индивиды, первыми применившие передовую технологию, накопили огромные богатства.Заняв с самого начала ведущее положение на рынках сбыта, они могли не толькоконтролировать средства производства (заводы, машины, инструменты), но и диктоватьдругим членам общества условия труда.
К этому времени образовался избыток рабочейсилы, поскольку феодальное общество приходило в упадок, и массы людей изгонялись сземель, которые веками обрабатывали их предки. Перебравшись в города, этибезземельные крестьяне оказались перед выбором – красть, голодать или работать занищенскую плату. В то время за рабочими не признавалось права на безопасные условиятруда, равно как и права объединяться в профсоюзы.