Глава 11 (Учебник в PDF), страница 3
Описание файла
Файл "Глава 11" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесиятаким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но иразвития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается каксуществующаявсостояниидинамическогоилиподвижногоравновесия.Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функциюновых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к такимвозмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливаяновый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняетстабильность благодаря новым формам социальной интеграции.Социолог Уильям Ф.
Огборн воспользовался эволюционной моделью в разработкефункционального подхода к социальным изменениям. Он проводит грань междуматериальной и нематериальной культурой и отводит роль источника социальныхизменений изобретениям в сфере материальной культуры (инструменты, оружие итехнологические процессы). Нематериальная культура включает социальные ценности,нормы, убеждения, а также социальные структуры, в том числе законодательство,религию и семью. Огборн считает, что толчок к социальным переменам исходит отматериальной культуры.
Нематериальная культура должна адаптироваться илиреагировать на изменения, имеющие место в материальной культуре. Посколькунематериальной культуре приходится постоянно “догонять” материальную культуру,между двумя формами культуры образуется разрыв. Огборн определил такой разрыв каккультурное отставание. Хотя идея культурного отставания представляет собой важноенаблюдение, она слишком упрощает проблему.
Ни один фактор сам по себе не способенобъяснить социальные изменения, поскольку в реальных ситуациях множество силсливается в сложном взаимодействии друг с другом и именно взаимодействие придаетобществу его динамические характеристики.Социальная жизнь изобилует ситуациями, в которых темпы изменений в различныхсегментах общества являются неодинаковыми и приводят в результате к общественнымбеспорядкам. Например, изобретение автомобиля повлекло за собой целый рядизменений. Оно породило такие вторичные отрасли промышленности, как нефтеочистныезаводы, производство шин и стекол для автомобилей, гигантскую индустрию страхованияот несчастных случаев.
Оно вызвало необходимость в массивных капиталовложениях встроительство одноквартирных домов и в сооружение разветвленной системы кольцевыхавтодорог, по которым транспорт мог бы передвигаться из центральной части города впригородные районы. Однако появление автомобилей повлекло за собой и отравлениеокружающей среды выхлопными газами, и массовый отъезд состоятельного населения изцентральных районов города.
Следовательно, согласно теории Огборна, социальныепроблемы проистекают из “общественной дезорганизации”, которая случается, когдасоциальные институты отстают от уровня меняющейся техники.Теория конфликта. Приверженцы теории конфликта полагают, что напряженныеситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальныхизменений. Наиболее точное определение конфликтологического подхода содержится втрудах К. Маркса, особенно в его понятии диалектики. Диалектика описывает мир вдинамике, мир, который скорее находится в становлении, чем в состоянии бытия.Согласно теории диалектического материализма, любой экономический строй развиваетсядо состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая всвоих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этогостроя.
Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений, и Маркссчитал его ключом к пониманию истории человечества. Классовый конфликт проистекаетиз борьбы между членами общества, владеющими средствами производстваматериальных благ, и теми, кто такими средствами не владеет. По Марксу, любыеизменения представляют собой продукт непрерывного конфликта противоположностей.Конфликт берет начало в противоречиях, которые изначально присущи всем вещам ипроцессам. Любое развитие – социальное, экономическое или человеческое – проходитчерез стадии разрешения существующих и появления новых противоречий.
Результатомстолкновения между двумя противоборствующими силами является не компромисс(сглаживание противоречий между сторонами), а совершенно новый продукт, рожденныйв борьбе. Таким образом, изменяются и индивиды, и общества. Изменение представляетсобой динамический процесс комплексных взаимообменов между всеми гранямисоциальной жизни. По наблюдению Маркса, “воздействуя на внешний мир и изменяя его,он [индивид] одновременно изменяет и собственную природу”.Однако даже многие приверженцы этой теории считают мнение Маркса о том, “что всяистория является историей классовой борьбы”, чрезмерным упрощением. Они убеждены,что другие типы конфликтов являются столь же важными, а в некоторых случаях дажеболее важными.
Речь идет о конфликтах между нациями, этническими группами,религиями и группами различных экономических интересов. Социолог Ральф Дарендорфутверждает:ooooЛюбое общество в любой момент своего существования претерпеваетизменения.Любое общество в любой момент своего существования переживаетконфликты.Любой элемент общества причастен к изменению.Любое общество основано на принуждении одних своих членов другими.По мнению Дарендорфа, эти положения дополняют функциональную модель, котораяставит во главу угла интеграционные и структурные аспекты социальной жизни.Концепция “столкновения цивилизаций”.
Оригинальную концепцию предложил С.Хантингтон, директор Института стратегических исследований Джона М. Олина вГарвардском университете, в книге “Столкновение цивилизаций и преобразованиемирового порядка” (1996).Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западныммиром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основныегруппировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи “холодной войны”;теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада,особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу дляувеличения военного могущества и политического влияния.
По мере роста их мощи иуверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности,отвергая те, которые “навязываются” им Западом.Хантингтон пишет, что шесть основных держав – США, Европа, Китай, Япония, Россия,Индия – принадлежат к пяти резко различающимся цивилизациям, а кроме нихсуществуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местоположение,многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможностьсказать свое веское слово в мировой политике. В этом новом мире региональная политикаосуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная – на уровне отношениймежду цивилизациями.
Соперничество супердержав уступает место столкновениюцивилизаций.В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные конфликты будут вспыхиватьне между социальными классами, не между богатыми и бедными, не между какими-тоиными экономически конкретными группами, а между народами, принадлежащимиразным культурам. Межплеменные войны и этнические конфликты произойдут в рамкахцивилизаций, однако насилие, осуществляемое в отношении друг друга государствами игруппами, принадлежащими разным цивилизациям, будет нарастать по мере того, как этигосударства и группы станут находить поддержку “родственных стран”.
Поэтомужестокие столкновения цивилизаций в Боснии, на Кавказе, в Центральной Азии или вКашмире могут вылиться в более крупные войны. В ходе конфликта в Югославии Россияоказала дипломатическую поддержку сербам, а Саудовская Аравия, Турция, Иран и Ливияпредоставили средства и оружие боснийцам. В основе подобных действий лежит неидеология, не политика силы, не экономические интересы, а факторы культурногородства. “Культурные конфликты,– отмечал Вацлав Гавел,– множатся и становятся нынеболее опасными, чем когда-либо в истории”.
Жак Делор также отмечает, что “будущиеконфликты станут порождением культурных факторов, а не экономических илиидеологических”. Самые же опасные конфликты культурного характера будут разгоратьсявдоль демаркационных линий, разграничивающих цивилизации, считает Хантингтон.Межцивилизационный конфликт может иметь две формы. На локальном уровне, илимикроуровне, конфликты по демаркационной линии будут вспыхивать между соседнимигосударствами, представляющими различные цивилизации, группами, представляющимиразличные цивилизации в рамках одного государства, а также группами, которые, как вбывшем Советском Союзе или Югославии, стремятся к созданию новых государств наруинах прежних государственных образований.
Конфликты по демаркационной линииособенно часто происходят между мусульманским и немусульманским миром. Наглобальном уровне, или макроуровне, конфликты происходят между ведущимигосударствами, относящимися к различным цивилизациям. В основе таких конфликтовлежат классические проблемы международной политики, включая следующие:ooooooПроблема влияния на формирование глобальной политики и надеятельность таких международных организаций, как ООН, МВФ иВсемирный банк.Проблема военного могущества, проявляющаяся в противоречивыхподходах к вопросам нераспространения оружия и контроля завооружениями, а также в гонке вооружений.Проблема экономического могущества и богатства, проявляющаяся вразногласиях по вопросам торговли, инвестиций и т.п.Проблема человеческая; в частности, речь идет о попытках государства,представляющего одну цивилизацию, защитить родственное ему населениев рамках другой цивилизации, о дискриминационном отношении кпредставителям другой цивилизации, о попытках изгнать их со своейтерритории.Проблема ценностей и культуры, конфликты по поводу которых возникаюттогда, когда государство пытается продвигать или навязывать своиценности народу, относящемуся к другой цивилизации.Эпизодические территориальные проблемы, когда ведущие государствастановятся главными участниками конфликтов по демаркационной линии.Нельзя не согласиться с тем, что на протяжении всей истории человечества эти проблемыбыли источником конфликтов.