Глава 11 (Учебник в PDF), страница 12
Описание файла
Файл "Глава 11" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Так, согласно К. Фридриху, “революция... приносит новый,неслыханный язык, другую логику, переворот во всех ценностях... Политическуюреволюцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленногополитического порядка”.С. Хантингтон определяет революцию как “внутренние быстрые, фундаментальные инасильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, егополитических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности иполитике правительства”.(См.: Эйзенштадт Ш.
Революция и преобразование обществ.Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. С. 46.)Революции наиболее вероятны при следующих условиях. Во-первых, политическая властьв основном оказывается сконцентрированной в руках государства, т.е. наблюдаетсяналичие централизованного управленческого аппарата. Следовательно, государствоможет стать объектом коллективного гнева и возмущения. Во-вторых, приверженностьвоенных кругов правящему режиму ослабляется, и армия уже не является надежнымсредством подавления внутренних беспорядков. Когда верхушка армии втягивается вконфликт с централизованным государством или когда войска симпатизируют своимгражданским “противникам”, ненадежность армии увеличивает уязвимость государства.В-третьих, политические кризисы, зачастую связанные с длительными международнымиконфликтами, завершившимися военным поражением, ослабляют существующий режим испособствуют крушению государственного аппарата. В-четвертых, значительная частьнаселения страны должна принимать участие в восстаниях, приводящих к власти новуюэлиту.
Крестьянские восстания обычно вызывались такими причинами, как присвоениефеодалами крестьянских земель, значительное увеличение размеров налогов или аренднойплаты, голод. Восстания горожан обычно вызывались резким повышением цен напродукты питания и необычайно высоким уровнем безработицы.Некоторые историки и социологи предприняли исследования крупнейших революций,пытаясь определить общие этапы и паттерны в их развитии. В число изучаемыхреволюций вошли: Английская революция 1640 г., Американская революция 1776 г.,Французская революция 1789 г. и Октябрьская революция 1917 г.
в России. Этот подходполучил название естественной истории революций.В период перед революцией интеллигенция – журналисты, поэты, драматурги,публицисты, юристы и т.д.– перестают доверять существующему режиму и требуютпроведения коренных реформ. Под все возрастающим напором государствопредпринимает попытки исправить ситуацию путем ряда реформ (например, реформыкороля Людовика XIV во Франции, столыпинские реформы в России; уступкииностранным государствам, на которые китайское правительство вынуждено было пойтив результате неудавшегося восстания “боксеров”). Начало революции возвещаетослабление или паралич государственной власти, обычно вызываемые неспособностьюгосударства справиться с основными военными, экономическими и политическимипроблемами страны.
Крах старого режима выводит на первый план разногласия междуконсерваторами, пытающимися свести изменения к минимуму, радикалами,призывающими к фундаментальным переменам, и сторонниками умеренного пути,старающимися убедить общество в принятии промежуточного курса. Часто за этимследуют вооруженные перевороты или гражданская война. Обычно сначала браздыправления попадают в руки сторонников умеренных реформ (например, в Иране послесвержения шаха к власти сначала пришел Базарган, сторонник умеренного пути развития).Умеренные реформаторы пытаются перестроить государственную власть с помощьюограниченных реформ, часто используя организационные структуры, оставшиеся внаследство от свергнутого режима.
Одновременно с этим радикальные центрымобилизации масс создают новые организации (например, во Франции ассамблеяумеренных жирондистов противостояла радикальным якобинским клубам; в Америкеумеренный континентальный Конгресс был вытеснен радикальными патриотическимиобществами; в современном Иране на смену партии умеренных, возглавляемойБазарганом, Бани-Садром и Готбзадехом, пришло радикально настроенное исламскоедуховенство).
Сторонники умеренных реформ наследуют проблемы и обязательствастарого режима и в свою очередь свергаются радикалами. Беспорядки, следующие зареволюцией и захватом власти радикалами, завершаются применением репрессивныхметодов. Это этап террора, примерами которого являются массовые казни на гильотине вовремена Французской революции, сталинский ГУЛАГ и “культурная революция” Мао вКитае. Брожение в стране продолжается, и на сцену вступают военные лидеры (например,Вашингтон, Кромвель, Наполеон, Ататюрк, Мао, Тито, Мугабе). Наконец, радикализмуступает место прагматизму и консолидации нового порядка.
“Эксцессы” революцииклеймятся позором, а основной упор переносится на организацию стабильных социальныхинститутов. Во Франции этот этап был отмечен падением Робеспьера; в Советском Союзе– развенчанием культа личности Сталина Хрущевым; в Китае – свержением союзниковМао (“банды четырех”). Хотя не все революции проходят через идентичнуюпоследовательность этапов, этот подход подчеркивает периодически повторяющиесямодели разворачивания процесса революционной активности.ТерроризмТерроризм можно определить как применение силы против людей или собственности сцелью запугивания и принуждения правительства, формальной организации илигражданского населения к выполнению своих политических, религиозных и социальныхпланов.
На практике, как и в случае многих других моделей поведения, сущностьтерроризма составляет предмет социально-политических исследований. Зачастую труднобывает отличить “вашего террориста” от “нашего борца за свободу”.Например, для российского руководства чеченские боевики – террористы, а для многихзападных политиков – борцы за свободу. Подобным образом ФБР повесило ярлык“террориста” на активиста антиядерного движения, который в 1982 г. подъехал кМонументу в Вашингтоне на грузовике, в котором, по его заявлению, находилисьвзрывчатые вещества. И в то же время, ФБР не применило это определение к лицам,бросавшим зажигательные бомбы в клиники, где проводились аборты.В течение многих лет социологи и историки рассматривали терроризм прежде всего какнарушение общественного порядка.
Однако недавно они стали все более склоняться ктому, что терроризм – это новый способ разжигания войны с далеко идущимисоциальными последствиями. Нападение чеченских боевиков на Дагестан подтверждаетэто предположение.Другой отличительной чертой современного терроризма является то, что он стал объектомосвещения в средствах массовой информации. Очень часто террористические актыоказываются направлены не на свои фактические жертвы, а на массовую аудиториючитателей газет и журналов, телезрителей и радиослушателей. Хотя террористы пишутсценарий и осуществляют постановку, “театр террора” становится возможным, толькокогда средства массовой информации обеспечивают сцену для постановки подобного“спектакля” и доступ к нему всемирной аудитории.
Если измерять силу терроризмауровнем внимания, которое ему оказывают, а не количеством отнятых им людскихжизней, можно сказать, что его главные действующие лица умеют добиватьсязначительного эффекта ценой минимальных жертв.Освещение в средствах массовой информации часто также повышает важность проблемы,которая предположительно привела к террористическому акту.
Читатели газет ителезрители в этих случаях воспринимают предложенную их вниманию проблему какгораздо более важную.Когда террористы совершают акты жестокости во имя своего дела, они считают себяспасителями мира и борцами со злом. Часто это подростки или молодые люди,чувствующие беспомощность, приводящую их в слепую ярость. Многие из факторовсоставляют основу социальных движений, питают также и терроризм, о чем мы будемговорить дальше.Причины социальных движенийСовершенно очевидно, что понятие социальных движений охватывает достаточнообширный диапазон различных типов поведения.
Но почему возникают социальныедвижения? Какие факторы побуждают людей предпринимать совместные действия во имякакого-то дела? Мнения социологов по этому вопросу расходятся. Некоторые ученыевидят корни общественных движений в бедственном положении народа, а болееконкретно – в социальном и экономическом бесправии. Другие не считают этот аргументдостаточно убедительным. Они отмечают, что во многих обществах имеетсязначительный “резерв” социальной неудовлетворенности и что угнетение и нищеташироко распространены, однако социальные движения возникают достаточно редко. Этисоциологи исследуют ресурсы и организации, которые обделенные люди способнызадействовать, как ключ к пониманию социальных движений.Теория депривации.
К. Маркс придерживался мнения, что капиталистическаяэксплуатация ведет к постепенному обнищанию рабочего класса; с течением времениусловия станут настолько невыносимыми, что рабочие будут вынуждены признатьсоциальную природу своего бедственного положения и свергнуть своих угнетателей. Темне менее Маркс признавал и то, что крайнее обнищание и эксплуатация не обязательноприводят к революционному взрыву. Он указывал, что страдания представителей низшихклассов (пролетариев) могут быть настолько интенсивными, а социальное отчуждение –столь значительным, что будет способно “подавить” все их общественное иреволюционное сознание.
Хотя в трудах Маркса содержатся доказательства“прогрессирующего обнищания”, или абсолютной депривации, он также признавалсуществование относительной депривации, допуская, что по мере развития капитализмаположение рабочего класса может улучшаться. Однако он считал, что разрыв междусобственниками и рабочими будет расширяться и создавать у последних всеобостряющееся ощущение их сравнительно невыгодного положения.Некоторые социологи выдвигают предположение о том, что основным фактором,вызвавшим выступления чернокожего населения в 1960-х гг. в США, послужиловозникновение у американских негров растущего ощущения относительной депривации,т.е. разрыва между тем, что они в действительности имеют, и тем, чего, по их мнению,они заслуживают.
Период процветания 1950-1960-х гг. дал многим чернокожимамериканцам почувствовать вкус жизни в богатом обществе. Они получили достаточно,чтобы у них пробудились реальные надежды на получение большего. При этомнизкосортное жилье, ограниченные шансы на получение хорошей работы, постояннаябезработица, низкая плата за труд и жестокость полиции стали переживаться ими острее.Можно сказать, что движение негров за свои гражданские права возникло как протест,вызванный не столько отчаянием, сколько повысившимися требованиями к жизни.Социолог Джеймс Дейвис обнаружил, что развитию ощущения относительнойдепривации могут способствовать и другие условия (см.