Глава 11 (Учебник в PDF)
Описание файла
Файл "Глава 11" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯСоциальная жизнь – это не физический материал или вещество, из которого можновылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся,перестраивающийся, изменяющийся. Социологи определяют фундаментальныеизменения, происходящие с течением времени в паттернах культуры, структуры исоциального поведения, как социальные изменения. Это процесс, в результате которогообщество становится несколько иным, оставаясь при этом в каком-то смысле тем жесамым. Роль социальных изменений видится более ясно, когда мы размышляем надсобытиями, оказавшими влияние на жизнь наших отцов и дедов (например, Октябрьскаяреволюция 1917 г., Вторая мировая война, афганская война), и осознаем, насколько далекиот нас эти события.§ 11.1. ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХИЗМЕНЕНИЙСоциальные факторы измененийСоциальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают ихвырабатывать новые формы деятельности.
Изменения в поведении людей, а также вкультуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов.Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается взависимости от ситуации, времени и места.Физическая среда. Люди живут в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить,им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главныхадаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальнаяорганизация и технология.
Однако социальная организация и технология, помогающиелюдям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут дляадаптации к какой-то другой. Общества охотников и собирателей, огороднические,аграрные и индустриальные различаются по типу адаптации. Если окружающая среда покакой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации кней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональнымиизменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническимиизобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силывынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили.
Кроме того, человектакже оказывает значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронениявредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водныхресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и “наступление” пустынь – все эторезультат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человек связан сокружающей средой цепью сложных взаимных изменений.Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения такжесказываются на культуре и социальной структуре общества.
Например, поколение “бебибума” оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климатзападных обществ. “Старение” общества, также создает серьезные проблемы с рабочимиместами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихсяпродвижения по служебной лестнице. Все большее число людей ожидает своего шансадля продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем кандидатов, которыежелают их занять.Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Как неоднократно отмечалось выше, конфликт– это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересыиндивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы.
Неудивительно, чтоконфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей входе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности.Например, во время войны граждане бывают вынуждены отказаться от привычного образажизни, терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также частопредполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, чтоприводит к возникновению новых институциональных структур. Однако историяпоказывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целейучаствующих в борьбе сторон.
Чаще всего конечный результат выражается в образованиикачественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянноподтачивается и уступает место новому.Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе,действуют как своего рода “цензоры”, разрешающие или запрещающие какие-тоновшества. Они также могут действовать как “стимуляторы”. Интересно сравнить нашуготовность к принятию технических нововведении с нашим сопротивлением переменам вэкономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречиенаходит отражение в нашем применении понятия “изобретатель”. Для нас изобретатель –это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является авторомнематериальных идей, мы часто называем “революционером” или “радикалом” – словами,смысл которых имеет негативный оттенок.Инновации.
Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим.Теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя – это открытия.В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию старыхэлементов. Например, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ,–это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженномгазе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущийвал и кузов.Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивнаяпоследовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюсряд новых элементов.
Следовательно, чем больше количество культурных элементов, накоторых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений.Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев,бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрическихламп, ламп для радио- и телевизионных приемников, зеркал и множества других изделий.Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол,телескопов, фотокамер, фонариков и т.д. В основе такого типа развития лежитэкспоненциальный принцип – по мере расширения культурной базы возможности новыхизобретений имеют тенденцию к экспоненциальному росту.Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристикираспространяются от одной социальной системы к другой.
Каждая культура содержитминимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей.Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита,который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского. Русские получилихристианскую веру от греков Византийской империи, а они – от иудейских сект началановой эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том,что взяли от нас другие народы, но часто забываем, что мы сами получили от них.
Впервую очередь это касается США – страны без многовековых традиций. В качествеиллюстрации приведем сатирическое описание жизни “стопроцентного американца”,вышедшее из-под пера антрополога Ральфа Линтона:“Рассвет застает убежденного патриота, облаченного в пижаму – одеяние, пришедшее изВосточной Индии, – и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему своепроисхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружен в материалынеамериканского происхождения: хлопок, впервые выработанный в Индии; лен,пришедший с Ближнего Востока; шерсть из Малой Азии; шелк, возможностииспользования которого были впервые открыты китайцами...Если наш патриот достаточно старомоден и придерживается традиций так называемогоамериканского завтрака, то на его столе будут соседствовать кофе и апельсин, попавший вАмерику из Средиземноморья.
Затем он съест тарелку каши, изготовленной из зерна,выращиваемого на Ближнем Востоке... А в качестве дополнения к завтраку он можетсъесть яйцо, снесенное птицей, которую разводят в Юго-Восточной Азии, или же кусочекмяса животных, выращиваемых в том же регионе...”.(Vander Zanden James W. Sociology. P.357.)В целом можно сказать, что в непрерывном процессе социальных измененийзадействовано множество социальных факторов.Подходыкизучениюизменений.КонцепциипрогрессасоциальныхсоциальногоСоциология началась с попыток разгадать “смысл” истории и установить законысоциальных изменений. Основоположники социологии О.
Конт и Г. Спенсер ставилисвоей целью достигнуть понимания того, как и почему изменяются общества. Многихсовременных социологов продолжают завораживать эти великие вопросы. Основныесоциологические подходы к изучению социальных изменений можно сгруппировать вчетыре широкие категории: эволюционный подход, циклический, функциональный иконфликтологический.Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали насебе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законовэволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер,социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мирпостепенно становится все лучше и лучше.
В своей теории однонаправленной эволюцииСпенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных ипростых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым. Онсчитал “борьбу за существование” и “выживание наиболее приспособленных” основнымизаконами природы и приравнивал эту борьбу к “свободной конкуренции”. При условииневмешательства извне, особенно со стороны государства, самые “приспособленные”индивиды и социальные институты выживут и придут к процветанию, а“неприспособленные” с течением времени отомрут.Социальный дарвинизм Спенсера отражал капиталистическое общество времен свободнойконкуренции.