Глава 1 (Учебник в PDF), страница 13
Описание файла
Файл "Глава 1" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Такой приоритеткоммуникации по отношению к информации как концентрированной целесообразностиТурен считает общим для всех новых социальных движений, причем социальныедвижения заменяют классы, становясь социальными акторами современности. Туренконстатирует спад революционного мышления либо его деградацию до терроризма ивозврат к утилитаризму, который он считает “точкой отсчета в системе координатсоциологического мышления”. Социальное мышление разрушается. На первый планвыходит вопрос: “Когда уже не существует трансцендентных принципов легитимациисоциального порядка, может ли быть социальная жизнь чем-то иным, чем сплетениеминтересов, монетарных отношений обмена, стратегий власти, способов обогащения иразвлечения?”(Touraine A. Krise und Wandel des sozialen Denkens.
S. 18.)Турен уже видит проблески обновления социальной жизни и вместе с нейсоциологического мышления, которое преодолевает длительный и разностороннийкризис, сопровождающий кризис разложения индустриального общества. Это мышлениеосновывается на отказе от претензий на господство и от рационалистской концепциимодернизации, которая до сих пор сопутствовала социологии.Юрген Хабермас (р. 1929) – современный немецкий социолог. В созданном им ученииинтегрируются философская и социологическая перспективы, которые обычно остаютсяизолированными или даже противопоставляются. Его учение выступает своего родасинтезом концепции рациональности социального действия и концепции интеракции.Основная работа Хабермаса – “Теория коммуникативного действия”, где на основепонятия социального действия разрабатывается оригинальная концепция общества.Понятие социального действия у Хабермаса охватывает четыре аспекта.1.
Понятие телеологического действия еще со времен Аристотеля образуетсердцевину философской теории действия. Актор достигает цели,надлежащим образом применяя подходящие средства.2. Телеологическое действие может быть расширено до моделистратегического действия, которое соотносится не с отдельно взятымактором, но с членами какой-либо социальной группы, ориентирующимисвои действия в зависимости от общих ценностей. Нормы выражаютналичествующее в группе взаимопонимание.
Центральное понятие“следованиенормам”означаетисполнениекакого-тообщегоповеденческого ожидания. Такая нормативная модель действия лежит воснове теории ролей.3. Понятие драматического действия связано не с отдельным актором иличленом какой-то социальной группы, а с участниками интеракции, которыевсе являются зрителями друг для друга. Актор формирует у зрителейопределенный образ самого себя, целенаправленно раскрывая свойсубъективный мир. Основное понятие “саморепрезентация” отражаетцеленаправленность выражения своих переживаний, а не спонтанноесамовыражение.4. Понятие коммуникативного действия отражает интеракцию по меньшеймере двух владеющих речью, способных к действию субъектов,вступающих (с помощью вербальных или невербальных средств) вмежличностное отношение.
Акторы стремятся достичь пониманияотносительно ситуации действия с тем, чтобы координировать планыдействия и сами действия. Такое понимание возможно в первую очередьпри достижении согласия по поводу ситуаций. В этой модели действияособое значение приобретает язык.Хабермас разделяет все действия по ориентации акторов на коммуникативные, илиориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат.Помимо этого действия различаются между собой используемым в них типом знания иформами аргументации. Эти моменты составляют три главных аспекта рациональностидействия.Теория коммуникативного действия должна быть социальной теорией, которая стремитсяутвердиться как критическая. Связь коммуникативного действия и социальной критикизатрагивает понятие рациональности.
Если “труд” является сферой инструментальногодействия, в которой рациональность зависит от того, достигнута цель или нет(инструментальная рациональность), то в “интеракции” речь идет о соглашении, опереводе действия из монологического в диалогическое, а следовательно, окоммуникативной рациональности.
В сфере “господства” критическая рациональностьизмеряется степенью перехода от стратегического действия к коммуникативномудействию. Таким образом, господство определяется по отношению к коммуникации какнеравные коммуникативные условия, требующие стратегии “против кого-то”, а неконсенсуса “с кем-то”.Взяв за основу типологию социального действия М.
Вебера, Хабермас разработалсобственную типологию. Она содержит два больших типа действий: ориентированные науспех и ориентированные на понимание.Объясняя специфику коммуникации, Хабермас вводит заимствованное из феноменологиипонятие жизненного мира как основы понимания, а по аналогии с понятием “языковойкомпетенции” Н. Хомского вводит понятие “коммуникативной компетенции”. Это немонологическое, а диалогическое понятие, т.е. подразумевает знание не только языка, нои социальных условий и их интерпретации. По своей сути коммуникативная компетенцияориентирована на понимание и поэтому является интерсубъективной и диалогической;она нацелена на становление смысла и значения языковых выражений черезкоммуникацию.Центральным понятием теории коммуникативного действия является “дискурс” –аргументация и понимание людей с общим жизненным миром, связанные скоммуникативной рациональностью, освобожденной от инструментально-рациональныхсвязей.Правда, Хабермас признает, что процессы общественного воспроизводства нельзядостаточно полно объяснить с помощью коммуникативной рациональности, но можнообъяснить “символическое воспроизводство жизненного мира социальных групп,увиденного из внутренней перспективы”.
Поэтому он понимает общество на двухуровнях, во-первых, как жизненный мир, т.е. символическое самовоспроизводство илисамоинтерпретация; а во-вторых, как “систему” действий, каковой общество кажетсяпостороннему наблюдателю. Общества должны рассматриваться одновременно и каксистемы, и как жизненный мир. Система и жизненный мир – это два различных способапонимания мира, разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мирнорм и субъективный мир внутренних переживаний.Жизненный мир – это совокупный процесс интерпретаций, относящийся ко всем треммирам.
Интерпретация происходит в какой-то конкретной “ситуации” – “отрывка” изжизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий.На основе концепции коммуникативного действия Хабермас выделил в историческомразвитии общества следующие этапы: неолитические общества, развитые культуры имодерновые общества.Основной проблемой и спецификой современности, по Хабермасу, является разъединениесистемы и жизненного мира, что выражается в процессе овеществления современныхжизненных миров и все большей их провинциализации. Жизненный мир становитсядостоянием частной жизни и выпадает из социальной системы, которая включает в себяденьги и власть, не зависящие от языка и коммуникации среды. Это означает не что иное,как поглощение жизненных миров системами.
Хабермас считает, что современноеразвитие общества характеризуется протеканием процессов, показанных на рис. 1.2.На стыке между системой и жизненным миром возникают новые конфликты(проблематика окружающей среды, сверхсложность, перегруженность коммуникативныхструктур и т.п.). Поэтому невозможно понять проблемы современного общества,анализируя только системные процессы; необходима их критика на основепротивоположной системному рассмотрению концепции, например, на основе анализакоммуникативного действия с позиций жизненного мира.Хабермас считает, что критическая теория не должна заниматься идеологиями, посколькухарактерной чертой современности является фрагментация обыденного сознания иколонизация его системами.
Распад общего понимания жизненных миров обусловливаетконец идеологий; место “ложного сознания” занимает фрагментарное сознание. Точно также устаревшим становится понятие классового сознания, и поэтому критическая теорияобщества должна обратиться к критике культурного обнищания и исследованию условийдля воссоединения рационализованной культуры с повседневной коммуникацией,основанной на витальной передаче от поколения к поколению.Историческое развитие социологии не исчерпывается этими великими именами. Онопродолжается и будет продолжаться в третьем тысячелетии. У него множество толькосейчас открывающихся на наших глазах перспектив.