Ответы на вопросы (2009), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на вопросы (2009)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Общество) и других.Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к еекоммерциализации.Массовая культура - надстройка над базовой культурой.Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцысредств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.Другаяточказрениязаключаетсявтом,чтомассоваякультурапродуктинтеллигенции,нанятойвладельцамисредствмассовойинформации.Этосредствоманипулированиямассами,навязыванияимсвоих ценностей и стандартов жизни.Молодежная культураКак специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, чтофизиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастаниемдлительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостьюувеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующуютребованиям эпохи.Молодежная субкультура — частичная, относительно когерентная система внутриобщей системы культуры.
Ее возникновение связано с неопределенностью социальныхролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическомаспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которуюдолжен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса.В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функциюкак инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизнипорождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачамнового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается отсемьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждогообщества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремитсяпримкнуть к себе подобным.
Образующиеся таким образом неформальные группыобеспечивают молодому человеку определенный социальный статус.Молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционныхценностей и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личнойпричастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных ирегламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием кспонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способамобщения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешнихусловностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая контркулътурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету иморальному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмыценностейнравственно-духовнойориентациивчеловеческоммире.Итак, с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против обществавзрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваныспособствовать адаптации молодежи к тому же обществу.27.
Личность - человек - индивид. Социологические концепции личности.Индивид: отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек смомента рождения — индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческогообщества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества;Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, преждевсего, на основе включенности в социальный контекст.
Стержневым образованиемличности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми иоценке, которую даёт себе сам человек.••••Отличается самостоятельностью в поступках;Способна нести ответственность и решать проблемы;Контролирует поведение, обладает силой воли;Способна изменяться с течением времени.Психологические теории личности в современной социологииВ основу этих теорий положены психологические аспекты усвоения человеком социальныхролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделепсихотерапия, например:1)транзактныйанализ(особеннопопулярный),структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э.
Берн, К. Стейнер;выделивший2)психосинтез(сочетаниеклассическойфилософииипсихологическихзнаний,включаяположенияэкзистенцианализма,фрейдизма,психоанализа,вероучениябуддизма,йоги,христианства).Основапсихосинтезапредставленияомудрости,возможностиреализациичеловеческогопотенциалаигармонии.ОсновательР.Ассанджиоли,ученик3. Фрейда, современные теоретики - М. Браун, Т.
Йоманс.3)рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле:человек расстроен не столько данным событием, сколько представлением о нем, причемутверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовымипредставлениями. Эта концепция служит основой теории необихевиоризма.Марксистская теория личностиДанная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческойличности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.Основным вкладом в гуманистическое направление социологии стала в данной теорииконцепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различныхэтапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида.Преодоление отчуждения человека происходит через становление гармонически развитойличности в соответствии с изменением общественных условий.Социологическая концепция личности Ч.Х.
Кули (1864-1929)В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичнымгруппам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуютсянеформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавалмнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей,друзей, соседей.Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под ихвниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я».Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другимилюдьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е.
человеческое"я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.Социальная типология личностиК числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится еесоциальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К нимотносятся:1)свойствасоциально-историческихприродой данной формации;типовличности,2)чертыличности,обусловленныеобразующие социально-классовую типологию;социальнойобусловленныепринадлежностью3)социально-типологическиеособенностинациональногокак продукт историко-географического развития данного народа;ихарактера4) профессиональная типология личности.В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1.
идеальный и 2.нормативный.К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала,зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типаобъективно необходимо для функционирования данного общества.Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-историческогокультурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.иСюда входит, по М.Веберу, система ценностных ориентации, определяемаячерез понятия собственности, престижа, власти и реализуемая в двух обществах:традиционном, где главный принцип жизненного поведения реализуется в постулате«Делай так, как делали до тебя», и модернистском, где главный принцип - разумностьи эффективность социального поведения.В современной западной социологии рассматривается также «постмодернистское» направление,в котором принципы поведения обусловлены интересами человека и определяемыследующими ценностями: счастливая семья, умение принять верное решение, забота о других,высокий заработок, образованность , культурный уровень, интересная творческая работа.Социализация личностиСоциализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания иусвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.Социализация выполняет в общество три основных задачи:1)интегрируетсоциальныхобщностейценностей;индивидачерезвобщество,усвоениеиматакжеэлементоввразличныетипыкультуры,норми2)способствуетвзаимодействиюлюдейвследствиипринятияимисоциальных ролей;3)сохраняетобщество,производитипередаеткультурупоколенийчерез убеждения и показ соответствующих образцов поведения.По мнению Ч.
Кули, личность проходит следующие стадии социализации:1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;3)групповыеигрыролькакожидаемоесоциализации различают ее первичные и вторичные формы.отнееповедение.ВпроцессеПервичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевымфункциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах обществана различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальнуюидентификацию – т.е.