Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 15
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
научной конференции памятипрофессора Феликса Михайловича Рудинского, 28 апреля 2016 года / под общ. ред. Д.А.Пашенцева. Рязань, 2016. С. 221.156Раздел I, Гл. 1 «Общие положение», Конституция (Основной закон) Таджикской АССРот 28 апреля 1929 г. // Хрестоматия по истории государства и права Таджикистана (1917–1994 гг.) / сост. Т. Ф. Тахиров. С. 265.74равноправию. На примере республик Средней Азии это означалоформирование отношений в обществе на основе советской концепции правчеловека, в основе которой лежали принципы социального равенства,обобществленнойсобственности,коллективистскихначал,единстваприоритетправсоциальныхиобязанностей,прав,приоритетобщественного над личным.Следует отметить следующее.
Во-первых, как и другие народыСредней Азии, таджикский народ в период 20–30-х гг. ХХ в. перешел оттрадиционного общества со свойственными ему исторически сложившимисяобычаями и ценностями к обществу социалистическому, построенному наначалах социального равенства. Во-вторых, принципы построения советскогообщества, такие как коллективизм, взаимопомощь, приоритет обязанностейнадправами,соответствовалитрадициямнациональнойкультурытаджикского народа.До принятия Конституции Таджикской АССР 1929 г. правовоеположение граждан страны регулировалось рядом документов, которыеосвещали основные вопросы государственной и общественной жизни.Среди них важное место занимали Декларация об образовании ТаджикскойАССР от 1 декабря 1926 г.
и Декларация о введении всеобщего обучения вТаджикской АССР от 12 декабря 1926 г. 157 Эти документы стали основойдля создания первой Конституции Таджикской АССР 1929 г.Особо следует отметить, что в Конституции Таджикской АССРвпервые были прописаны права женщин. Такие нормативные правовыеакты, как Постановление «О правах трудящихся и революционнойзаконности» от 9 октября 1925 г., Постановление «О правах трудящихсяженщин Таджикской АССР и необходимости борьбы с их закрепощением»от 12 декабря 1926 г., Постановление «О предоставлении льгот женщинам157См.: Имомов А.И. Конституционное право Республики Таджикистан (на тадж. языке).Душанбе, 2012.
С. 69.75по охране их через судебные учреждения от насилия и оскорблений поповоду снятия паранджи»158 впервые на государственно-правовом уровнезакрепили общие, гражданские, брачные, земельные права женщин игарантии защиты этих прав судебными органами.ДлясоветскогоТаджикистанаследующийэтапформированияинститута прав человека связан с вхождением в состав СССР 16 октября 1929 г.в качестве союзной республики и принятием Конституции Таджикской ССР25 февраля 1931 г.
Следует отметить, что эта Конституция не содержалаотдельной главы, посвященной правам человека, но в Разделе I первой главы«Общие положения» был закреплен ряд прав и свобод человека игражданина: свобода выражения мнения (ч. 7); свобода союзов, объединенийи организаций граждан (ч. 9); обеспечение доступа населения к знанию,осуществление всеобщего, обязательного и бесплатного образования длявсех граждан (ч. 11)159. Все перечисленные положения КонституцииТаджикскойССРдоказывают,руководствогосударстваисоднойстороны,коммунистическойцентрализованноепартиитаджикскимобществом, а с другой – создание условий для развития прав человека,ликвидацию неграмотности населения.Вслед за Конституцией СССР 1936 г., провозгласившей победусоциализма в СССР160, 1 марта 1937 г.
была принята КонституцияТаджикскойССР.Впервыевэтихдокументахправаисвободыгарантировались на конституционном уровне всем членам общества,независимо от рода их деятельности. Впервые в истории Таджикистана вотдельной главе Конституции (глава IX) были закреплены права и основные158См.: Тахиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана (1917–1929 гг.).Душанбе, 2001. Т. 2, ч.
1. С. 441–460.159См.: Конституция (Основной закон) Таджикской Советской СоциалистическойРеспублики от 25 февраля 1931 года // Хрестоматия по истории государства и праваТаджикистана (1917–1994 гг.) / сост. Т.Ф. Тахиров. С. 327–328.160См.: Конституция (Основной закон) СССР : утверждена ПостановлениемЧрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 г.
// Известия ЦИКСССР и ВЦИК. 1936. № 283. 6 дек.76обязанности граждан республики. В этом Основном законе был дан широкийперечень социально-экономических прав граждан: право на труд (ст. 105),право на отдых (ст. 106), на материальное обеспечение в старости, в случаеболезни и потери трудоспособности (ст. 107), право на образование (ст. 108)и др.161Вместе с тем по тексту Конституции Таджикской ССР оставалось неясным: трудиться – это право или это обязанность.
Так, ст. 12 Конституцииустанавливала, что труд является обязанностью каждого гражданина, а ст.105 констатировала, что граждане Таджикской ССР имеют право на труд162.Закреплялось равноправие женщины с мужчиной во всех областяххозяйственной, государственной, культурной и общественно-политическойжизни (ст. 109), а также равноправие граждан, независимо от расы инациональности (ст. 110). Наряду с правами на каждого советскогогражданина возлагались и обязанности: соблюдать Конституцию СССР иКонституцию Таджикской ССР (ст.
117); беречь и укреплять общественную исоциалистическую собственность как священную и неприкосновеннуюоснову советского строя (ст. 118); нести всеобщую воинскую обязанность(ст. 119).Важно подчеркнуть с исторической и теоретической точек зрения, чтоКонституция СССР 1936 г., Конституция Таджикской ССР 1937 г., другиеконституции советских социалистических республик являются ценнымиисточниками права, отражающими советскую доктрину прав человека. Вжизни народов СССР они способствовали укреплению основных прав иобязанностей граждан в социалистическом обществе.
Главное достижениеэтих конституций – закрепление в них социально-экономических прав,161Конституция (Основной закон) Таджикской ССР : утверждена Чрезвычайным VIсъездом Советов Таджикской ССР 1 марта 1937 г. (с изм. и доп. на 1 января 1965 г.).Душанбе, 1965. С. 24–25.162Конституция (Основной закон) Таджикской ССР 1937 г. Душанбе, 1965. С.
7, 25.77гарантированных государством. Это: право на труд, на образование, наполучение медицинской помощи, охрана материнства и детства.Политико-правовые перемены в Средней Азии в советский периодбыли направлены на улучшение жизни общества, установление в обществесоциальной справедливости в правовых отношениях. В годы советскойвласти правовое положение личности в общем русле развития советскогосоциалистическогогосударстваиобществазаметноукрепилось.Объединение разных народов в составе СССР во многом выражалообщечеловеческие ценности: гуманизм, объединение разных культур,приоритет коллективных прав и социальное равенство граждан.Принимая во внимание интернационализм, сплоченность народовСоюза ССР, выдающийся советский ученый таджикского происхождения,академик С.А.
Раджабов утверждал: «Социалистический строй возродил ивозвеличил таджиков, вывел их на широкую дорогу прогресса, обеспечилвсесторонний расцвет. Благодаря победе социализма произошли глубокиереволюционные преобразования, которые охватили все области социальноэкономической, общественно-политической и культурно-просветительскойжизни,всесферычеловеческойдеятельностииотношений.<…>Таджикский народ в нерушимой семье Советского Союза высоко поднялзнамя свободы и вместе с другими советскими республиками Средней Азиистал маяком коммунизма на Востоке»163.
Ученый пишет о том, что наследиепрошлого – социально-экономическая отсталость таджикского народа –осталось в прошлом.Справедливо высказывание Н.В. Колотовой, которая считает, чтоосновной характеристикой советского подхода к правам человека можносчитать представление о приоритете коллективных прав, постулирующее,163Раджабов С.А. В интернациональной семье советских республик.
Душанбе, 1974.С. 202.78что интересы личности и государства не могут противоречить друг другу164.Многие исследователи отмечают, что эта особенность вытекает изцивилизационных (общинных) традиций страны, которые в советское времяполучилидополнительноеобоснование165.идеологическоеДажесубъективное право в этот период трактовалось как право, «направленное нареализацию интересов не только самого носителя прав, но и коллектива, ккоторомуонпринадлежит»166,чтонеказалосьпротиворечащимклассическим представлением о праве как о мере индивидуальной свободы.Как отмечалось в Тезисах ЦК КПСС, посвященных 100-летию со днярожденияВ.И.освобожденнойЛенина,отсоциализмэкономического,создалновыйдуховного,типличности,политическогоинационального угнетения.
Социализм за невиданно короткий срок сумелобеспечить миллионам людей подлинную свободу труда – главное условиежизнедеятельности человека, свободу от нищеты, право на образование,свободу в интеллектуальном, нравственном и физическом развитииличности. Дальнейшее становление и развитие передового, подлиннонародного социального строя будет приближать общество к всестороннемурасцвету личности, к осуществлению предвидений основоположниковнаучного коммунизма167.По сравнению с западной правовой доктриной, которая признаетестественные права и ценность человека-собственника, советское правовидит человека-труженика в обществе.
Советская правовая доктринапровозглашалачеловекацельюобщественногоразвития:«Всоциалистическом обществе человек является целью всего общественного164См.: Трансформации прав человека в современном мире : монография / отв. ред. А.Н.Савенков, рук. авт. колл. Н.В. Колотова. М., 2018. С.
116 (автор главы – Н.В. Колотова).165Там же. С. 116.166Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968. С. 63–64.167См.: К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦентральногоКомитета Коммунистической партии Советского Союза. М., 1970. С. 34.79развития; этой цели подчинен социальный прогресс, развитие государства,права, демократии»168.Вместе с тем недостатком советской социалистической концепции правчеловека являлось то, что естественные (личные) права и свободыоказывались на периферии. Как отмечает Д.Ю. Туманов, «личныеестественные права и свободы человека в общей системе координат былирасположенынапоследнемместе,чтообъясняетсяпреждевсегогосподствовавшей в то время идеологией.