Диссертация (Концепция верховенства права в США теоретико-правовое исследование), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция верховенства права в США теоретико-правовое исследование". PDF-файл из архива "Концепция верховенства права в США теоретико-правовое исследование", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
М.: ИздательствоACT, 2004. С. 72.91018а «американцы восемнадцатого столетия и их лидеры трактовали революцию врелигиозных, по большей части библейских, выражениях»13.Как считает известный французский историк Ф. Бродель, протестантствооказалось единственным вероучением, которое смогло противостоять сложнойситуации, когда «массы людей внезапно сдвинулись с места и стали заселять новыепространства»14. По справедливому замечанию К.Е. Сигалова, «любое государствов условиях нашествия чуждой культуры не в состоянии следить за порядком,выполнять свои функции, а страна в целом не может справиться с напором чуждойцивилизации»15. Однако США смогли нивелировать последствия такогонашествия.
Как объяснял Ф. Бродель, помимо сугубо религиозных целей,проповедники Дальнего Запада создавали, возможно, сами того не желая,«американскую жизненную модель (American way of life), определяющую типцивилизации, к которой все прибывшие должны были адаптироваться»16. Идеябогоизбранности американцев и земли Соединенных Штатов до сих пор остаетсяодним из ведущих мотивов церковного проповедничества.Неудивительно, что Т. Джефферсон, Т. Пэйн и другие лидеры Америки,несмотря на собственное неверие, осознавали необходимость обращения крелигиозному чувству народа17. Континентальный конгресс установил дни поста,в которые необходимо было молить Господа о милости и прощении, и дни, вкоторые следовало благодарить Бога за помощь.
В XIX столетии воскресныебогослужения достаточно часто проводились в здании Верховного суда, равно каки в Палате представителей. Декларация независимости США обращалась к«Творцу», «Богу Природы», «Верховному Судии мира» и «БожественномуПровидению» за благословением и защитой. Согласно 30-му акту Виргинскойассамблеи, принятому в 1705 г., «если человек, воспитанный в христианской вере,Хантингтон С. Там же.
С. 73.Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь мир, 2008. С. 453.15Сигалов К.Е. Гражданское общество и патология права в западноевропейском правовомпространстве // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3. С. 60-63.16Бродель Ф. Указ. соч. С. 453.17См.: Foster G.M. A Christian Nation: Signs of a Covenant // Bonds of Affection: Americans DefineTheir Patriotism / J. Bodnar. Princeton: Princeton University Press, 1996. Р. 121-122.131419отрицает существование Бога или Святой Троицы или утверждает, что существуетбольше, чем один Бог, или отвергает истинность христианской религии илибожественный авторитет священных писаний, то при первом нарушении оннаказывается лишением права занимать церковную, гражданскую или военнуюдолжность, при втором – лишением права возбуждать против кого-либо судебныедела, принимать какие-либо дары или получать наследство, быть опекуном,душеприказчиком или должностным лицом, а также тремя годами тюрьмы безосвобождения под залог»18.
Массачусетский свод свобод 1641 г. устанавливал, чтоникто не может быть лишен жизни и вообще осужден, не будет лишен имуществаи чести «иначе как на основе писаного закона, принятого законодательнымсобранием колонии и соответствующим образом опубликованного. Когда же нетзакона, будет осужден на основе Священного писания»19.Ещё в 1811 г.
Верховный суд США объявил весь американский народхристианами20. В резолюции сенатского Судебного комитета 1853 г. было сказано,что «американцы – христианский народ, все население этой страны принадлежит кхристианам или симпатизирует им»21. Во время Гражданской войны А. Линкольнтак же назвал американцев «христианским народом». В 1892 г. Верховный судвновь подтвердил, что население Соединенных Штатов – «христианский народ» ичто «единственный и самый надежный способ сохранения республиканскихинститутов – соблюдение христианского патриотизма»22.
В 1931 г. все тот жеВерховный суд указывал: «Мы – христианский народ, обладающий правомсвободного религиозного выбора, но не злоупотребляющий им, и с почтениемпризнающий обязанность повиноваться воле Господа»23.Однако текст Конституции США исключительно светский и подобныхобращений в ней уже не найти. Составители Конституции США были убеждены вДжефферсон Т. Указ. соч. C.
81.Massachusetts Body of Liberties, 1641.20The People v. Ruggles, 8 Johns. 295 (1811).21United States Congress (January 19, 1853), as part of a Congressional investigation, records the reportof Mr. Badger of the Senate Judiciary Committee.22Justice David J. Brewer, Church of the Holy Trinity v. U.S., 143 US 457 (1892), 465, 471.23Justice Sutherland, U.S. v. Macintosh, 283 U.S. 605 (1931), 633-634.181920том, что создаваемая ими республика будет существовать долгие годы только в томслучае, если сохранит приверженность морали и религии. По этому поводу ДжонАдамс говорил: «Республика зиждется на чистой вере и строгой морали и Библияпредставляла собой единственно надежный способ её спасти»24. Он подчеркивал,что «наша конституция подходит лишь высокоморальным и религиознымлюдям»25.
Разум и опыт, полагал Джордж Вашингтон, говорят о том, что«национальная мораль не сможет окрепнуть без религиозных принципов»26. Такойвзгляд разделял судья Уильям Д. Дуглас, ссылаясь на то, что американскиеобщественные институты «взывают к Высшему Существу». Президент США Д.Эйзенхауэр заявлял, что «признание присутствия в мире Высшего Существа первый и важнейший признак американизма.
Без Бога не было бы американскойформы правления и американского образа жизни»27.Эти культурологические особенности нашли свое место в политическойжизни Америки, поэтому в ее церемониях и ритуалах продолжают доминироватьрелигиозные аллюзии и символы. К примеру, президенты США, как правило,приносят инаугурационную клятву на Библии и официально вступают в должностьв момент, когда завершают её фразой: «И да поможет мне Господь»28.
Неслучайноотцы-основатели избрали девизом для новой республики латинские фразы,выражающие «чувство избранности», «чувство миссии»: Annuit Coeptis (Богодобрил наши начинания) и Novus Ordo Seclorum (Новый порядок веков). Поэтомуможно сделать вывод о том, что в Америке Библия сыграла именно ту важнейшуюроль в формировании культуры, которую ей не удалось сыграть в Европе.Революция стала своего рода возобновлением протестантского «договора с Богом».В сознании американцев она представляла собой «войну избранного народа»против24британского«антихриста».Вместестем,отконстатацииFrom John Adams to Mercy Otis Warren, 16 April 1776.From John Adams to Massachusetts Militia, 11 October 1798.26President George Washington, Farewell Address 1796.27Remarks Recorded for the "Back-to-God" Program of the American Legion, February 20, 1955.28Примечательно, что закон не обязывает использовать Библию во время клятвы, а еёофициальный текст не содержит этих слов.
См: Хантингтон С. Указ. соч. С. 169.2521«богоизбранности» американской нации лежит прямой путь к легитимизацииглобального экспансионизма США.Известно, что еще в конце XVI века английская реформация возобновилаобсуждение проблем государственной теократии, поскольку реформированнаяхристианская церковь стремилась встать над светской властью. В Новой Англииизвестный теолог Д.
Элиот (1604-1690) пытался обосновывать идею онеобходимости создания государства, которое основывалось бы исключительно направовыхпринципах,изложенныхвБиблии29.Абсолютновсезвеньягосударственной власти должны были использовать Священное писание в качестверуководства при решении практических дел. Пуританские ортодоксы, разделявшиевзгляды Д. Элиота, изобрели своеобразную аргументацию в защиту нетерпимостик иным религиозным воззрениям и в целях оправдания теократического гнета. Ихрассуждения сводились к тезису о том, что «в Эдеме никакой необходимости вгосударстве не было, ибо человек был безгрешен. Но после грехопадения сталонеобходимым учредить государство, воспитывающее, контролирующее, карающеезаблудших и нерадивых»30.В 1620 г.
было основано поселение Новой Англии группой пуритан,эмигрировавших из Англии вначале в Голландию, а затем в Америку, чтобысоздать новый уклад жизни и новое общество, воплотить предначертания Библии.В истории США их называют отцами-пилигримами. Еще будучи на корабле«Майский цветок», отцы-пилигримы заключили между собой соглашение, вкотором, в частности, говорилось: «Сим актом соединяемся мы в однополитическое и гражданское тело для поддержания порядка среди нас идостижения предположенной цели. В силу настоящего акта мы установим тесправедливые и праведные законы, те порядки, правила и конституции, назначимте власти, которые сочтем нужными и полезными для общего блага колоний»31. Посуществу, в этом документе впервые была сформулирована идея верховенстваКаримский А.М.
Революция 1776 года и становление американской философии. М.: Мысль,1976. С. 32-33.30Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм. М.: Высш. шк., 1989. С. 67.31Шумилов В.М. Правовая система США. М.: Междунар. отношения, 2006. С. 15.2922права в ее американском варианте, так как впоследствии именно пуританскийковенантизмзаложилпервыекамнивфундаментверховенстваправа,способствовал утверждению уважения к праву и юриспруденции.Умеренный пуританин Дж. Уинтроп (15881649) боролся за то, чтобыполитика общины колонистов проводилась в духе строгих догматов пуританскойтеократии.