Диссертация (Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова)), страница 9 Филология (52310): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова)) - PDF, страница 9 (52310) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова)". PDF-файл из архива "Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

При этом речь не идет о травелогах какжанре путевых заметок: жанр травелога близок публицистике идокументалистике, он представляет собой, по сути, дневниковоеповествование с минимальными отступлениями от реальности.А.А. Майга определяет специфику травелога как жанра следующимобразом: «Травелог – это литературный жанр, который развивался ипреобразовывался на протяжении многих веков. При этом каждая эпохаимеет свои собственные стили, формы и черты повествования опутешествии , свой способ описания перемещений людей для встреч друг сдругом. Аналогично каждый век имеет тоже свою собственную склонностьк путешествиям. Сегодня изучать травелог как литературный жанрневозможно без понимания его эволюции»58.Травелог в указанном выше понимании переживал свой расцвет в XV– XVI веках: «Именно в то время путевые заметки с религиозным и58Майга А.А.

Литературный травелог: специфика жанра. // Филология и культура, 2014,№ 3. – С. 254.44миссионерским характером, особенно составленные иезуитами, имелиогромный успех, хотя среди путешественников были и протестанты. Но убольшинства из них не было литературного таланта или образования.Тогда, по мнению Франсуа Муро, профессиональные писатели –путешественники еще не осознали литературный аспект путешествия.Травелог представал в виде отчетов миссионера, дипломата или дневникаученого.

А к концу XVI века больше развивались очерки купцов»59.Все это позволяет сформулировать специфику травелога какмемуарного и дневникового жанра: «Если сделать выводы из большинствазападных и российских научных трудов, то можно прийти к заключению,что травелоги могут соединять все виды повествования и дискурсов:географический,политический,исторический,лингвистическийиэтнологический. Люди, которые ими занимаются, приходят из всехобластей: это миссионеры, моряки, писатели, ученые, журналисты иисторики. Кроме того, путешествие – не специальность и не имеет строгихправил,кромерассказыватьвоспитания–воттричитателей.основныхСтранствовать,элементасмотретьсудовогоижурналамореплавателя, записок археолога, заметок писателя – путешественника.Травелог можно также ассоциировать с двумя другими жанрами: письмо,эпистолярный роман и интимный дневник»60.Цель травелога – изобразить путешествие как таковое, в рамках жеданного исследования будут рассматриваться литературные путешествия, вкоторых скитания героя не являются самоцелью.

Отграничить травелог отлитературного путешествия легко на примере наследия Николая Гумилева:помимо дневниковых записей, фиксирующих перемещения и переживанияавтора,существуютстихотворения,вобъективировавшиекоторыхмогутвообще59переживаниянеотражатьсяавторареалииМайга А.А. Литературный травелог: специфика жанра. // Филология икультура, 2014, № 3. – С. 255.60Там же. – С. 256.45определенной местности либо отражаться как повод для созданияхудожественного образа. Вот отрывок из путевого дневника, посвященныйсуду в Абиссинии: «Я отправился к нему и имел случай видеть абиссинскийсуд.

На террасе дома, выходящей на довольно обширный двор, сидел,поджав под себя ноги, статный абиссинец, главный судья, окружённыйпомощниками и просто друзьями. Шагах в пяти перед ним на земле лежалобревно, за которое не должны были переступать тяжущиеся даже в пылузащиты или обвинения. Двор был полон ашкерами, принадлежащими судье,и просто любопытными. Когда я вошёл, судья вежливо приветствовал меня,велел подать стул и, заметив, что я интересуюсь тяжбой, сам дал несколькоразъяснений. По ту сторону бревна стоял высокий абиссинец с красивым,но искажённым злобою лицом, и приземистый, одна нога на деревяшке,араб, весь полный торжеством в ожиданьи близкой победы. Дело состояло втом, что абиссинец взял у араба мула, чтобы куда-то проехать, и мул издох.Араб требовал уплаты, абиссинец доказывал, что мул был больной.Говорили по очереди.

Абиссинец перепрыгивал через бревно и в такт своимаргументам тыкал пальцем прямо в лицо судье. Араб принимал красивыепозы, распахивал и запахивал свою шамму (белая мантия, общая для всехобитателей Абиссинии) и, говоря, выбирал выраженья и, видимо, старалсядля галёрки, Действительно, дружный сочувственный смех сопутствовалего выступленьям. Даже судья с улыбкой покачивал головой и бормотал:«Ойю гут» («это удивительно»).

Наконец, когда оба тяжущиеся поклялисьсмертью Менелика (в Абиссинии всегда клянутся смертью императора иликого-нибудь из высших сановников), утверждая противное, восторгсделался общим. Я не дождался конца и, записав ашкеров, ушёл, но виднобыло, что победит араб. Судиться в Абиссинии — очень трудная вещь.Обыкновенно выигрывает тот, кто заранее сделает лучший подарок судье, акак узнать, сколько дал противник? Дать же слишком много тоженевыгодно. Тем не менее абиссинцы очень любят судиться, и почти каждая46ссора кончается традиционным приглашением во имя Менелика (баМенелик) явиться в суд»61.Там колдун совершает привычное чудо,Тут, покорна напеву, танцует змея,Кто сто талеров взял за больного верблюда,Сев на камне в тени, разбирает судья.Гумилев Н.С., «Абиссиния»62В стихотворении суд описан как одна из черт Абиссинии, деталь,задача которой – стать частью целостного образа.

В то же самое время впутевом дневнике суд описан с подробностями, вплоть до транслитерациивысказываний участников тяжбы.2. В орбиту данного исследования также не привлекаются тепроизведения, в которых путешествия являются второстепенныммотивом либо упоминаются в качестве эпизода. Так, в «Горе отума» А.С. Грибоедова Чацкий вернулся из путешествия, однако вкомедии никак не упоминается ни место его скитаний, ни увиденноеи пережитое им: становится известно лишь, что он очень изменился,и его близкие также изменились.3.

В соответствии с указанными критериями предметом настоящегоисследования будут являться те произведения, в которых мотивпутешествияявляется основным сюжетообразующим, однаковпечатленияпутниковподвергнутыхудожественномупереосмыслению. При этом жанровая принадлежность такихлитературныхпутешествийразнообразной:отроманаможетдоциклабытьчрезвычайностихотворений,драматического произведения до очерка.6162Гумилев Н.С. Африканский дневник // http://www.geografia.ru/gumilev.htmlГумилев Н.С.

Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1988. – С. 293.47от4. В целях отграничения предмета данного исследования от романовпутешествий и документальных травелогов, а также путевыхдневников, следует ввести термин «литературное путешествие».Важным отличием литературного путешествия от других смежныхявлений следует считать тот факт, что произведения, составляющиекомплекс литературного путешествия, могут быть значительноотделены друг от друга во времени.

Для иллюстрации этогоположения можно вновь обратиться к творчеству НиколаяГумилева. В произведениях этого поэта постоянно упоминаютсяпутешествия в Африку, фигурируют впечатления от пережитого иувиденного в Африке, при этом первые стихотворения об Африкепоявились тогда, когда автор еще не побывал на этом континенте, алишьмечталопоездке,асамыепоздние«африканские»стихотворения написаны уже в конце жизни поэта и являютсярезультатом его четвертого путешествия в Африку.Литературное путешествие неразрывно связано с категорией места:для введения путешествия в контекст произведения необходимо наличиеотправной и конечной точки: герой снимается с привычного места ипредпринимаетпередвижениекуда-либо.Формулойлитературногопутешествия является движение из точки А в точку Б через точку В (Г, Д,Е…) – у любого путешествия есть стартовая точка, реальный (илипотенциальный) пункт назначения и маршрут продвижения, которыйпредполагаетпереживаниегероемопределенныхсобытий.Этообусловливает необходимость анализа категории места в литературе какнеразрывно связанной с контекстом путешествия.Предметомнастоящегоисследованияявляютсялитературныепутешествия, которые воплощаются в различных жанровых формах иподразумевают объективацию переживаний субъекта в художественныхобразах, которые превращают локус в культуроним.48Многообразиепутешествияформипредопределяетжанроввоплощениянеобходимостьлитературноговведенияпонятиясемантического комплекса путешествия – мотивного и образного единства,связанного с центральной идеей перемещения и трансформации иполучающего воплощение в различных жанровых и текстовых формах.В рамках данной работы литературное путешествие рассматриваетсякак:а) устойчивый семантический комплекс мотивов, среди которыхвыделяется:1.

перемещение героя в пространстве, соответствующее его душевнойтрансформации: переместившись из пункта А в пункт Б герой меняетсядуховно – обогативший его опыт остается неотъемлемой частью еголичности;2. перемещение в пространстве соизмеримо с перемещением вовремени – герой взрослеет, стареет, меняет свой социальный статус, и помере накопления полученного опыта становится другим;3. мотив антитезы героя-путешественника тем, кто «инертен»,статичен, не перемещается, пребывает на одном и том же месте. С однойстороны, возвращение в родные края в ряде романов-путешествийпозволяетнагляднопоказатьпрошедшеевремя:героявстречаютпостаревшие родные и друзья, изменившиеся пейзажи.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5258
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее