Диссертация (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья". PDF-файл из архива "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
К «меньшинствам» отношение отрицательное, подчеркиваются «традиционные» гендерные роли. Однако гражданский национализмоснован на идее гражданства, а не происхождения. В идеальном случаечленство открыто и определяется проживанием на политически определенной территории. Иногда данный вид национализма за национализм непризнается, указывается на неточность определения и на то, что основой егоявляется либерально-демократическая культура, а не этническая или национальная концепция [348].Бытовой национализм – явление микросоциального, а не государственного уровня. Он проявляется в отношении к людям иной национальности, к национальному составу рабочего коллектива, к национальности руководителя, к смешанным бракам.
Здесь отмечается примерно такаятенденция. В России меньшим национализмом отмечаются женщины, лицасреднего возраста, работники умственного труда. По данным Ю.В. Арутюняна, больше всего тех, для кого национальность имеет значение в браке;42тех, для кого это значения не имеет, примерно половина в Москве и треть вСаратове [22]. Однако более 70% в обоих городах указывают на то, что дляних не имеет значения национальный состав коллектива, в котором они работают.
Москва при этом гораздо более «лояльный» по сравнению с Саратовом город. Если в Москве национальность значения не имеет для более, чем60% населения, то в Саратове эта цифра на 2000 год составляла 34%. Поэтому судить по отдельно взятому городу относительно степени национализма встране нельзя.Итак, под национализмом понимаются разные явления, иногда в корнеотличные друг от друга как в социологическом, так и психологическом аспектах. Крайний случай национализма – фашизм.Важной характеристикой подобных взглядов является «образ врага».Как считает А. Мельвиль, независимо от конкретного культурно-исторического контекста, внешний по отношению к данной группе или народу«враг» воспринимается в первую очередь как «чужой»; он – «варвар»,несет угрозу культуре и цивилизации; он – воплощение жадности, враг всегосвятого; он по-животному жесток, фанатичен и готов на обман и любые преступления; он – палач и насильник, носитель смерти [182].
Эскалация психологии враждебности имеет особую логику, ведущую к полной дегуманизации«образа врага», лишению его каких бы то ни было человеческих черт, человеческого лица. Поэтому «абсолютный враг» практически безличен, он – абстракция («международный еврейско-масонский заговор», «всемирное коммунистическое правительство», «мировой империализм» и т.п.). Типичныйпример врага – «лица кавказской национальности».Исследователи называют и более сложный механизм возникновенияфашизма.
А.Н. Савельев говорит о том, что сегодня основными факторами,детерминирующими возможность наступления фашизма, являются многиепсихологические, социальные и экономические факторы [226]: авторитарныйтип мышления и воспитания; элементы расизма на уровне обыденных ориен-43таций, о чем говорилось выше. Провоцирует фашизм чувство ущемленногонационального достоинства, связанное с поражением в войнах. Экономически к фашизму толкают бизнес, опасающийся большой концентрации экономической мощи, и высокий уровень безработицы.
Основу фашизма часто составляют маргинальные слои, ищущие опоры для самоутверждения и обретения социального статуса.С другой стороны, ученые подчеркивают такой личностный факторнационализма и фашизма, как слабость воли. Как отмечает Э. Хоффер, парадоксально, но агрессивные личности настроены обычно против объединенных действий. Такие личности предпочитают действовать сами и для себя. Наоборот, «человек толпы», как бы ни были его действия буйны инасильственны, в основном человек послушный и покорный. Японские инацистские задиры и буяны были самыми дисциплинированными людьми,каких только знал свет. В Америке работодатель часто находит в фанатикерасисте, склонном к массовому насилию, послушного и смирного рабочего, ав армии такой человек – особенно дисциплинированный солдат [297].
Люди,влачащие бесплодное существование, повинуются охотнее, чем люди самостоятельные и уверенные. Неудовлетворенных людей свобода от личной ответственности привлекает больше, чем свобода от запретов. Вероятно, поэтому А. Гитлер сказал: «Я избавляю немецкую молодежь от химеры совести», Аяйтолла Хомейни обещал всем солдатам, воюющим с Ираком, прощение всех грехов и вечное блаженство [63].А.К. Михальская формулирует основные ключевые идеи фашизма [см.:186]. Это борьба, о чем говорили и другие исследователи, с коннотациямивойны и насилия. Далее – раса, народ, нация, кровь. По существу, идея сводится к примитивно понимаемой «борьбе за существование». Право на борьбу и насилие дает третья идея – превосходства.
В нее входят понятия господи рабов, высших и низших. Четвертая идея – территория. Борьба за суще-44ствование, по нацистским представлениям, это, прежде всего, борьба за территорию.Расизм, в отличие от национализма, нередко трактуется с позиций психоанализа. В разных формах расизма расы и этнические категории представлены как естественные, неизбежные и поэтому неизменные. Эти категориипредставляют собой человеческие типы и определяют тип личности.
Расистские теории поддерживались религиозными представлениями. Так, прародителем африканцев считался Хам; род его стал низшим, а предназначение –служить белым господам; негр некоторым образом становится символомгреха [см. подробнее: 39].Как указывают и Х. Морган, и К. Маддокс, эта идея внедряется весьмауспешно в сознание чернокожих [356].
Сами африканцы (а не европейцы)ассоциируют светлую кожу с позитивными чертами, а темную – с негативными. Более светлокожие негры считаются более социально мобильными,эмоционально стабильными, чем более темнокожие. Поскольку понятие расизма здесь не очень уместно, для обозначения этого феномена используютсяпонятия колоризм (от английского color – цвет) и цветной комплекс.Психологический механизм. Предполагается, что люди имеют некоторые внутренние представления, которые помогают им понимать социальныймир. Естественные качества могут указывать на определенные характеристики их обладателя (африканец – неизбежный носитель одних качеств, европеец – других). Сходный тип эссенциализма (так называется эта теория в целом) предполагает, что этничность неразрывно связана с культурой [385].Противники расизма используют идею эссенциализма, утверждая необходимость уважать расовую идентичность.
Термины «белый человек», «чернокожий» используются ими для утверждения равенства.Теория «этнического соревнования» в равной степени относится как кнационализму, так и к расизму. Она, прежде всего, призвана объяснить феномен так называемого этнического эксклюзионизма – требования со сто-45роны некоторого этноса неравных прав для мигрантов [371].
Подобного рода заявления, по некоторым данным, весьма типичны; многие европейцывыступают против как мигрантов, так и предоставления им гражданскихправ. Это приводит к невозможности социальной интеграции и межэтническим трениям. А. Ричмонд полагает, что иногда попытки просто ограничить поток так называемых «экономических беженцев» и лиц, скрывающихся от политических преследований, приводят к некоторой форме того,что называется «глобальным апартеидом» [370].Один из компонентов теории этнического соревнования – теорияреалистичного конфликта, которая предполагает борьбу за ограниченныересурсы, не только материальные, но и такие, как власть, статус между социальными группами, к которым относятся в том числе и этнические группы.
Дополняют эту теорию положения теории социальной идентичности(автор Г. Тэжфел), согласно которой индивиды имеют базовую потребностьвоспринимать свою группу как высшую по отношению к иным этническимгруппам. Предполагается, что аутгрупповая враждебность, или, по крайнеймере, межгрупповая дискриминация, возможна и без объективного конфликта интересов. Элементарное деление людей на две отдельные группы достаточно для того, чтобы вызвать конкуренцию. Этнический эксклюзионизмнаиболее вероятен при восприятии «этнической угрозы»; чем сильнееинородная группа воспринимается как коллективная угроза, тем сильнеевозражения против предоставления мигрантам равных гражданских прав.Практически те же данные приводятся по результатам исследований вГермании и Израиле [368].
Наиболее важным показателем отношения к правам иностранцев является восприятие их как угрозы. Чем она сильнее, темменьше прав предполагается. Несколько меньше значит уровень образования, доход (образованные и обеспеченные больше за права) и возраст (чемстарше, тем меньше прав предполагается мигрантам). Таким образом, экслюзионизм – явление не уникальное и вполне предсказуемое.46В теории межгруппового конфликта бихевиористов реальный конфликт интересов между группами (актуальный, или имевший место в прошлом, или предполагаемый) обуславливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза, в своюочередь, обусловливает враждебность отдельных членов группы к источникуугрозы; увеличение внутригрупповой солидарности; более полное осознаниеиндивидом своей групповой принадлежности; увеличение непроницаемостиграниц группового членства (государственных).Психоаналитики и их последователи также не прошли мимо проблемэтничности и расовой принадлежности, но объясняли социальное поведениеинтрапсихическими факторами.
Идея агрессивного начала в человеке лежит и в основе объяснения учеными межгруппового взаимодействия.З. Фрейд связывал это явление с противопоставлением любви к собственной группе и агрессии по отношению к другим. Утверждая факт неизбежности, универсальности аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии, З.
Фрейд считал ее главным средством поддержаниясплоченности и стабильности группы [287]. Идея З. Фрейда о неизбежномвраждебном отношении к аутгруппам вошла в теоретии исследователей межгруппового взаимодействия не только психоаналитической ориентации, но инекоторых других научных школ.Некоторые приверженцы психоаналитической школы считали групповую предубежденность продуктом нормального функционирования человеческого сознания. Недостаток различных преимуществ (материальных идуховных благ, власти и т.д.), по сравнению с другими людьми, приводит кфрустрациям, неизбежно выливающимся в агрессивное поведение. Эта модель распространяется на межгрупповые отношения, в частности, объясняет националистические установки. Таким образом, в психодинамических моделях межгруппового поведения установки индивида по отношениюк атгруппам рассматриваются с точки зрения враждебности и счтают-47ся способом разрешения внутриличностных конфликтов и противоречий.Агрессивность по отношению к членам других групп сочетается с положительным восприятием «своих».Исследователи различают уровни индивидуального и коллективногоэтнического самосознания.