Диссертация (Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)". PDF-файл из архива "Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
д.95В середине 60-х гг. XX в. в отечественной исторической науке появилисьединичные новаторские для своего времени работы. Новаторство проявлялось какв плане подхода к изучаемым явлениям (с использованием социальнойпсихологии, генеалогии, биографического жанра), так и в подборе источников иметодов их интерпретации, отходе от жестко регламентированных рамоксоветскойисторическойнауки.Получилраспространениесоциально-психологический аспект исторического видения.
Под его влиянием приисследовании этапов становления самосознания различных общностей историкистали учитывать социальную психологию отдельных общественных групп96. Напримере сибирского купечества было показано поведение большой социальнойгруппы в реальных условиях ее существования. Итогом исследования стал выводо «незавершенности формирования купеческого сословия» Сибири во второйполовине XVIII в. В качестве одного из элементов самосознания купечества был94Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура// Труды по знаковым системам.
III. Тарту, 1973; Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Таллинн, 1992. Т. 1. С.248-268, 296-336.95Гуревич А.Я. Социальная психология и история. Источниковедческий аспект // Источниковедение.Теоретические и методологические проблемы. М.,1969; он же. Категории средневековой культуры. М., 1972; онже. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Пушкарева Н. Л. Частная жизнь и проблемаповседневности глазами историка // Города Европейской России конца XV – первой половины XIX в.: Материалымеждународной научной конференции 25 – 28 апреля 2002 г., Тверь – Кашин – Калязин. В 2 ч.
Ч. 1. Тверь, 2002. С.26–5496Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1979; он же. Феодализм и народные массы. М., 1964.40отмечен «дух беспощадности и фальши» на грани жульничества, что не считалосьгрехом97.В историографии поднимались также вопросы о методах работы систочниками, содержащими информацию по социальной психологии прошлого98.Значительноевлияниенавсплескисследовательскогоинтересаксоциокультурным характеристикам в последние десятилетия XX в. оказалитруды по общей истории культуры99.
В результате изучения культурной жизниРоссии первой половины XVIII в. был сделан вывод о том, что быт городскогонаселения занимал нечеткое промежуточное положение между бытом дворянстваи крестьян100.Возвращение к проблемам повседневности в отечественной историографиипроизошло под влиянием работ историков школы «Анналов»101.
Ими былапоказана тесная связь между образом жизни людей, их бытом и их ментальнымскладом102. Появились фундаментальные исследования, освещающие различныеаспекты общественной и домашней жизни городских сословий на общем фонегородского бытия. Был поставлен вопрос об эволюции бытовой культурыкупечества, связанной с влиянием начавшегося процесса урбанизации103.В настоящее время разрабатываются методологические аспекты изученияистории повседневности.
Исследователи полагают, что повседневность – этонечто, конструирующее стиль и образ жизни, включая эмоциональные реакции на97Громыко М.М. К истории социальной психологии сибирского купечества в XVIII в. // История СССР. 1971. № 3.С. 61, 66.98Гуревич А.Я. Некоторые аспекты изучения социальной истории: (общественно-историческая психология) //Вопросы истории. 1964.
№ 10.99Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1972; он же: Основные черты новой русскойкультуры //Вопросы истории. 1976. № 9; он же: Некоторые проблемы становления истории культуры как научнойдисциплины // История СССР. 1979. № 6; он же: Русская культура второй половины XVII – первой половины XIXв. М., 1983. См. также: Ворожбитова, М.В. Повседневный уклад жизни московского населения середины XVIII в.(по материалам Канцелярии конфискации): Автореф. дис. … канд.
наук: Исторические науки: 07.00.02/ Москва,2004.100См.: Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII в. Л., 1982.101Квакин А.В. Общее и особенное в изучении повседневности // Историки размышляют: сборник статей. М., 2003.Вып.
6. С. 30.102Пушкарева Н.Л. Частная жизнь и проблема повседневности глазами историка // Города Европейской Россииконца XV – первой половины XIX в.: Материалы международной научной конференции 25 – 28 апреля 2002 г.,Тверь – Кашин – Калязин. В 2 ч. Ч. 1. Тверь, 2002. С. 26–54.103Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978. С. 13 – 14; он же. Очеркиматериальной культуры русского феодального города. М., 1988; Тыдман Л.В.
Изба, дом, дворец. М., 2000;Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999; Урбанизация в России в XVIII – началеXX вв. Тамбов, 2008.41жизненные события и мотивы поведения, это условие и детерминантасоциальногосуществования, этосовокупность повседневныхсоциальныхвзаимодействий, укладов жизни, правил обихода104.Частью социокультурного облика купечества признаны ментальныехарактеристики. Характеристика менталитета той или иной социальной группыдолжна включать в себя способы видения мира, его истолкования, основныечерты умонастроений, мировоззренческих представлений, интеллектуальных идуховных возможностей (потенций) как отдельных представителей изучаемогосоциума, так и доминирующих в этом социуме качеств. Безусловно, онивырабатываются под влиянием условий, в которых протекает деятельностьлюдей, но этот процесс опосредован через формирование у них мотивациидеятельности и поступков на поведенческом уровне, т.
е. через механизмсоциальной психологии105.Всовременнойнаучнойлитературевыделенытакиементальныехарактеристики купечества, как религиозность, морально-этические императивыдеятельности, консолидация в единый социум, вера в приметы, надежда на«фарт», тяга к показной, буйной роскоши, приверженность православнымтрадициям и отсутствие культа богатства (с чем можно поспорить), уровеньобразованности, включенность в контекст национальной и мировой культуры,знакомство с достижениями науки, литературы и искусства106.104Пушкарева Н.Л.
«История повседневности» и «История частной жизни»: содержание и соотношение понятий//Социальная история. 2004. М., 2004. С. 9, 13.105См.: Бойко В.П. Купечество Западной Сибири в конце XVIII – XIX в.: очерки социальной, отраслевой, бытовойи ментальной истории. Томск, 2007. С. 338.106См.: Бойко В.П. Указ. соч. С. 342; Брянцев М.В. Культура русского купечества. Воспитание и образование.Брянск, 1999; Козлова Н.В.
Организация коммерческого образования в России в XVIII веке// Историческиезаписки. Т. 117. М., 1989. С. 288 – 315; она же. Некоторые черты личностного образа купца XVIII в. (квопросу оменталитете российского купечества) //Менталитет и культура предпринимателей России XVII–XX вв. Сб. статей.М., 1996. С. 43 – 57; она же: Представления о труде и богатстве в менталитете русского купечества XVIII в. //Проблемы социальной и политической истории России: Сб. науч. статкй. М., 2009. С. 212 - 218; Копцева Т. В.Купец в представлении русского народа //Культурное наследие Азиатской России. Материалы 1 СибироУральского исторического конгрксса (25 – 27 ноября 1997 г.
Тобольск). Тобольск, 1997. С. 87 - 91; Разгон В.Н.Менталитет сибирского купечества в XVIII – первой половине XIX в. // Предпринимательство в Сибири. Барнаул,1994. С. 10–16; Сапоговская Л.В. Частная золотопромышленность России на рубеже XIX – XX вв. (Урал и Сибирь– модели развития). Автореф. дисс. д-ра наук: Исторические науки: 07.00.02. Екатеринбург, 1998; Щукин И.А.История купечества Восточной Сибири в XIX в.: формирование и социальное положение. Автореф. дис.
… канд.наук: Исторические науки: 07.00.02. М., 2000.42Важнейшим аспектом социокультурной характеристики предпринимателяявляется мотивация предпринимательской деятельности. По наблюдениямисследователей наивысшей ценностью для купцов являлась возможностьсобственногообогащения,предпринимательствесвоихсамовыражениясиличерезкапиталов107.приложениеПомимовстремлениякматериальному благополучию, престижному потреблению, увеличению прибыли,исследователи отмечали и «нематериальные составляющие» хозяйствования, ихнормативно-ценностноеобоснованиевобщейсоциокультурнойсистемеобщества108.Вопросы взаимосвязи предпринимательской деятельности и религиозности,формирования специфической этики в среде купечества под влияниемрелигиозных установок рассматривались и в советский период109, но особенноактивно исследовались в последние десятилетия XX в.
В настоящее время онитакже находятся в центре внимания историков. При этом отмечается сохранениерелигиозностиитвердостиввереправославныхпредпринимателей,осознававших в процессе деловой практики «греховность своего занятия»110.Как элемент мотивации трудовой деятельности в купеческой средерассматриваетсяпосредствомстремлениесвоегокдостижениюпредпринимательского«общественнойуспеха.пользы»111Крометого,«предпринимательская духовность» староверов выступает как «альтернативнаямодельроссийскоймодернизации»112.Религиозностьпонимаетсяисследователями как «социально предписанная роль», оказывающая влияние наформирование самосознания.