Диссертация (Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)". PDF-файл из архива "Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
При этом отмечается, что развитие самосознаниязависит от богатства общественных связей индивида, интенсивности общения.107Бойко В.П. Купечество Западной Сибири в конце XVIII – XIX в.: Очерки социальной, отраслевой, бытовой иментальной истории. С. 337.108Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971; Радаев В.
Внеэкономические мотивыпредпринимательской деятельности: (по материалам эмпирических исследований) // Вопросы экономики. 1994. №7; Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998; Шкаратан О.И.Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. № 1.109Рындзюнский П.Г.
Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма // Вопросыистории религии и атеизма. М., 1950.110История предпринимательства в России. Т. 1. С. 433 – 440; Т. 2. С. 449 – 453.111Козлова Н В. Представление о труде и богатстве в менталитете русского купечества XVIII века. С. 217.112См.: Керов В.В. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII – XIX веках //Отечественная история.
2001. № 4.43Вместе с тем, в период феодализма почти вся жизнь личности протекала в рамкаходной общности (деревенская община, городской цех, купеческие гильдии), чтонакладывало определенный отпечаток на всю культуру общественной группы113.Следует отметить, что в современной научной литературе прозвучалопредупреждение по поводу некритичного использования работ «модных»социологов и экономистов – М. Вебера, В. Зомбарта, Ф. Броделя, А.
Тойнби.Стремление провести аналогию между влиянием протестантизма на процессформирования западноевропейского капитализма и выработкой мотивациихозяйственной деятельности в православной России в значительной степениидеализируетреальнуюхозяйственнуюпрактикуиобликроссийскихпредпринимателей114.В работах последних лет, содержащих социокультурную характеристикукупечества конца XVIII в., помимо традиционных проблем, значительно большеевнимание стало уделяться личностным отношениям, как в среде самогокупечества, так и контактам предпринимателей с другими слоями городского исельского населения115.
Возникающие в городской среде конфликты можнорассматривать как цепь казусов, однако в совокупности на примерах разныхгородов они позволяют представить довольно объемную картину ценностныхустановок, мотивов поведения и особенностей бытового уклада купечества«изнутри», глазами участников событий116.Вследствие разнородности составляющих, характеризующих понятие«социокультурныйоблик»,допоследнеговременивотечественнойисториографии отсутствовали работы обобщающего плана.
В серии трудов окупечестве в целом, а также по истории России и русской культуры затрагивались113Белявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. Ростов н/Дону, 1982. С. 161.Старцев А.В. История российского предпринимательства: проблемы теории и методологии // Предпринимателии предпринимательство в Сибири. Барнаул, 2001. Вып. 3. С. 9 – 10.115Банникова Е.В. Повседневная жизнь провинциального купечества (на материалах губерний Ураладореформенного периода).
СПб, 2014.116Куприянов А.И. Городская культура русской провинции. Конец XVIII – первая половина XIX в. М., 2007; Онже. Культура городского самоуправления русской провинции 1780 – 1860-е годы. М., 2009; Каменский А. Б.Повседневность русских городских обывателей: Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII в. М..2006; Шулус И.И. и др.
Указ. соч.; Середа Н.В. Указ. соч.11444отдельные стороны проблемы117. Освещались некоторые черты идеологиимосковского купечества, связь ее с социальным происхождением представителейэтого слоя, рассматривалась меценатская деятельность118.В рамках «городоведческого» направления рассматривается целая сериявопросов социокультурной направленности: правовая культура горожан, ихотношение к участию в деятельности органов городского самоуправления,взаимодействие гильдейского купечества и других слоев городского населения119.Важным представляется вывод о том, что участие купцов в выборных органахгородскогосамоуправлениячастозависелоотродовойпринадлежностипредпринимателя, а не материального достатка, как предписывалось законом120.Отдельно следует отметить работу А.Л. Рогачевского, который впервыепровел классификацию городов с действовавшим магдебургским правом, а такжепроанализировал все правовые акты, подтверждавшие действие этого права вгородах, вошедших в состав Российской империи121.Большое значение для понимания социокультурного облика приобрелиисследования по генеалогии купечества XVIII в.
Изучение истории купеческихродов позволило сделать вывод о меньшей их устойчивости по сравнению сдворянскими. Подобная нестабильность объяснялась целым спектром причин – отглобальных (неразвитость капитализма) до личностных (личные качествапредпринимателя)122.117Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в. С. 28, 334 - 362; см. также: Артамонова Л.
М.Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII – начала XIX в. Самара, 2001; Ващенко А. А.,Шилина Е.В. Развитие и реформирование образования в России: X – XIX вв. Волгоград, 2006; Беловинский Л. В.Культура русской повседневности: учеб. пособие. М., 2009.118См.: Гавлин М.Л. Социальный состав крупной московской буржуазии во второй половине XIX в. // Проблемыотечественной истории. М., 1973. Вып. 1. С. 246 - 259; он же. Роль центра и окраин Российской империи вформировании крупной московской буржуазии в пореформенный период // Исторические записки.
М., 1973. Т. 92.С. 336 - 356]119Куприянов А.И. Куприянов А. И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культурагорожан Западной Сибири. М., 1995;он же: Культура городского самоуправления русской провинции: 1780 – 1860е годы. М., 2009. Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: социальные и культурныеаспекты. М., 2008; Рабцевич В.В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск, 1984;Середа Н.В.
Реформа управления Екатерины II: источниковедческое исследование. М., 2004; Четырина Н.А.Сергиевский посад в конце XVIII – начале XIX в.: (посад как тип городского поселения). М., 2006.120Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск, 1965. С. 62, 73.121Rogatschewski A. Das Magdeburg Recht auf dem heutigen territorium Russlands: Forschungsstand undForschungsperspektiven./A. Rogatschewski. – Leipzig – Stuttgart, 2007.122Аксенов А.И.
Генеалогия московского купечества. М., 1988; Аксенов А. И. Очерки генеалогии уездногокупечества XVIII в. М., 1993; Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века.45Генеалогические изыскания принципиально важны и для пониманияпреемственностикупеческихкапиталов123, иособенностейформированияменталитета предпринимателей. Исследователи неоднократно отмечали, что длястановления менталитета необходимо «время длительной протяженности»,«время большой длительности»124, поэтому за два–трипоколения устойчиваясистема ценностей у социума сформироваться не может. Этот вывод позволяетболее объективно представить особенности становления самосознания исоциокультурных характеристик купечества.Следует обратить внимание на то, что Ж.
Дюби, один из творцов понятия«ментальность»,подчеркивал,чтоееносителем«выступаетсистемаобразования». При этом даже не важно, будет ли система «человеческихпредставлений о мире и о своем месте в этом мире» называться «ментальностью»,«культурой» или как-нибудь иначе125. Важно, что «ментальность» и «культура»могут оказывать мощное воздействие и на поступки отдельных людей, и наобщественные отношения.В трудах по истории отдельных аспектов культуры торгово-промышленногосословия(преимущественновоспитанияиобразования)отмечаетсядвойственность положения купечества в российском обществе – «на перепутье»,между традиционной русской и западной (дворянской) культурой126. Приподобной постановке вопроса купечеству изначально отказывается в способностивыработать свои культурные нормы и идеалы, что представляется не вполнекорректным.М., 1997.
С. 9 – 11; История предпринимательства в России. Кн. 1. От средневековья до середины XIX в. М., 2000.С. 9; Овсянкин Е.И. Архангельск купеческий. Архангельск, 2000. С. 406 – 407; Судовиков М.С. Купеческоесословие Вятско-Камского региона в конце XVIII - начале XX в .Киров, 2009. С. 32 – 40..123Демкин А. В. Русское купечество XVII – XVIII вв.: города Верхневолжья. М., 1990.124Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып.