Диссертация (Мифотворчество и мифологизация в печатных СМИ ретроспектива и современность), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифотворчество и мифологизация в печатных СМИ ретроспектива и современность". PDF-файл из архива "Мифотворчество и мифологизация в печатных СМИ ретроспектива и современность", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Мифологема – термин, используемый для обозначениямифологическихсюжетов,сцен,образов,характеризующихсяглобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение вкультурах народов мира. Примеры: мифологема первочеловека, Богиня49Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.: Издательство: Port - Royal, Совершенство ,1997. С. 13.50Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ.
Сер. 7.Философия. 1990. № 2. С. 160-166.51Кобылко Н. А. Мифологема как ключевое понятие мифокритики: современные подходы// Современная филология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.).Уфа: Лето, 2014. С. 4-6.51мать, женщина-судьба, золотой век, рай и др. Понятие было введено внаучный оборот К.
Г. Юнгом и К. Кереньи. Мифологему можно представитькак многоуровневый структурированный набор элементов, каждый изкоторых обозначает тот или иной аспект мифа как единого когнитивногоцелого,«осколкиполитическоймифа».Мифологемынаправленности.Являясьприближаютсячастьюмифа,кметафореименноонинаполнялись социально значимым содержанием, напр., мифологема башни:величайшие ученые и мыслители наделяются качествами, выводящими их запределы человеческих ограничений. Отсюда самое подходящее место дляуединения мудреца – башня – ни земля, ни небо.
Человек в башне удаляетсяот мирского и приближается к божественному52; мифологема горы: еслисмотреть с горы вниз, то она, постепенно расширяясь, символизируетмножественность, расширение универсума, распад и материализацию.Поэтому «вершина мировой горы является не только наивысшей точкойземли, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало»(М. Элиаде). Величайшим символом горы после смерти Ленина становитсяМавзолей, к вершине которого допускались избранные и др.53. Их52Громов Е. С. Сталин: власть и искусство. М.: Республика, 1998. С.177-178.Мифологема звезды: сила тяготения звезд в советском обществе представлялась какузы, стягивающие живой микрокосм в макрокосме.
Она также символизируетхаризматическую энергию и мощь одной личности; мифологему золота. «Будучи желтымметаллом, ассоциируется с солнечной энергией и огнем. Символ солнечного света иБожественного разума. Мифологема «символическое рождение»: данный образ активноиспользовался в связи с началом каких-то действий (пуск электростанции, электроплуга,трактора). Мифологема Земли: она – великая мать, дающая и отнимающая жизнь (Родинамать, Мать-земля). Мифологема знамени: во время войн Красное знамя было символом нетолько пролитой крови рабочих и крестьян, но и знаком воинских подразделенийКрасной, а потом и Советской Армии; мифологему крови.
С древних времен кровь – этосимвол места души и жизненных сил. Она тесно взаимодействует с огнем и солнцем.Замыкает собой цветовой ряд в хроматическом аспекте. Эта символика активноиспользовалась в условиях экстремальных ситуаций. Мифологема имени: советскаяидеология не могла не затронуть и сферу ноуменальную, в особенности такую ее важнуючасть, как теория имени и его влияния на человека.
Для этого смещается акцент с личногоимени, данного при рождении, на инициатическое, введенное в практику из посвящения.Личное имя становилось простым идентификатором, о его значении заботиться уже былоне нужно, зато имя общественное стало чрезвычайно ранимым, требующим постоянногосамопожертвования для поддержания его чистоты).
Мифологема огня: символика огняполучила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога5352наполнение в политической коммуникации может модифицироваться поразному, но общие свойства этих констант останутся неизменными. Этимифологемныеконстантыиявляютсяцентром,вокругкотороговыстраивается (стихийно или искусственно) определенная политическаямифология в различных ее модификациях.
Наполнение мифологем новымсодержанием представляет собой перенос архетипических образов нареальные объекты бытия. Мифологема является ближайшим каналомактуализации архетипов, что позволяет ей быть эффективным инструментомвоздействия на общественное сознание. Под воздействием мифологизации имифотворчества люди начинают действовать в соответствии заложенными вних бессознательными программами поведения.В последнее десятилетие при изучении национальной политическоймифологии все большее внимание исследователей привлекают отдельныеаспекты феномена политического мифа, рассматриваемого в рамкахконцепции социокультурного кризиса.
Этой проблеме посвящены трудыЭ. Я. Баталова, И. М. Дьяконова, Т. В. Евгеньевой, С. Г. Кара-Мурзы,В. Н. Келасьева, А. Н. Кольева, А. М. Лобок, Г. В. Осипова,. В. С. Полосина,А. В. Ульяновского, Н. А. Хренова, С. К. Шайхитдиновой, Н. И. Шестова идр. Проблемы функционирования СМИ, как инструментов трансляцииполитического мифа, частично затрагиваются в исследованиях Л.
Д. Гудкова,Б. В. Дубина, А. А. Евдокимова, С. Г. Кара-Мурзы, И. И. Кравченко,(Яхве – огонь рождающий). Образ огня активно использовался в революционныхпризывах («Негасимое пламя революции»). Мифологема отца: в древнем мире вопрос ожизни и смерти новорожденного решал отец. Если отец брал его на колени, то ребенокпринимался в семью и отец соглашался взять на себя заботу о нем.
Дети, которые непризнавались, подкидывались или умерщвлялись. Мифологема серпа: серп Луны –убывающей и нарастающей – символ разрушительной работы времени. Безносая икостлявая смерть изображается с серпом или косой. Серп – орудие крестьянского труда.Серп и молот – эмблема пролетарского государства. Расчленение единства серпа и молота– это явный отход от догматов партии. Мифологема Солнца: героический образ, корольнеба, солнце сообщает энергию всем планетам. Ядро солнечного символизма –героическая или отважная сила, творческая и направляющая.
Солнце поддерживает жизньв явленном мире и др. - Фоли Дж. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Вече АСТ.196. С. 429.53Д. В.Ольшанского, Г. Г. Почепцова, В. В. Прозорова, А. Г. Рихтера,А. К. Уледова, А. М. Цуладзе, И. М. Чудиновой, Н.
И. Шестова,Н. Г. Щербининой и др. Логика их рассуждений приводит к следующему:мифологическое сознание как специфическая форма общественного сознанияпродолжает существовать на современном этапе развития человечества, оноактивнозадействовановструктуруполитическихмифов,являетсяубедительной, соответствующей ранее установленным фактам. Человеквоспринимаетизображающихмифкакповествование,действительностьидей,совокупностьфантастическитрансформацийструктурмифологического опыта – это не просто пережиток, это реакция напоследствиявсевозрастающихмодернизационныхпроцессов,происходящих в современном обществе. Политические мифы современнойэпохи существенно отличаются от классических мифов ранних историческихэпох: они появляются не спонтанно, а имеют причину возникновения,связаннуюссоциально-политическимиусловиямисуществования,действуют в сфере политического сознания, выступают идеологическимоснованием внутренней и внешней политики, просматривается их классовоесодержание.
В связи с этим исследователь К. С. Гаджиев отмечает, что вэкстремальных, кризисных состояниях миф – это творческий процесс, а неестественный процесс выработки мифологем для организации политическойжизни общества на всех этапах. Его живучесть и веру он объясняет, тем, что«классический миф, как правило, не сочинялся каким-либо конкретнымавтором,онформировалсякакбыспонтанно,обкатываясьивыкристаллизовываясь в народном сознании множества поколений людей.Современный же миф частью специально конструируется и сознательновнедряется в массовое сознание»54. Это утверждение предполагает, чтоотечественные исследователи имеют новые, аргументированные подходы краскрытию теории вопроса, к пониманию общности свойств и этаповмифотворчества и мифологизации.
Политический миф характеризуется уже54Гаджиев К. С. Масса. Миф. Государство // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 5.54не только стремлением ввести новое, непривычное в уже существующуюсистему представлений, но и создать известного рода удобства в обращениисо сложными данностями. В этом отношении миф близок к тому, что можноназвать в языке, по мнению Д. С. Лихачева, «концептами» – своего родаалгебраическими «заместителями сложных значений»55. Его позициюразвивают исследователи А. Ф.