Диссертация (Обучение русскому речевому этикету китайских учащихся (I сертификационный уровень)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обучение русскому речевому этикету китайских учащихся (I сертификационный уровень)". PDF-файл из архива "Обучение русскому речевому этикету китайских учащихся (I сертификационный уровень)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Основой этикетявляется культура речи, определяющая еѐ грамматическую и стилистическуюправильность, очищенность от вульгарной и нецензурной лексики, словпаразитов, а также элементарная вежливость (умение здороваться, прощаться,говорить «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините»,благодарить за помощь, желать приятного аппетита, спокойной ночи, здоровья идр.).При обучении китайских учащихся этикету необходимо доводить поведениедо автоматизма. Даже в коммуникативной ситуации спора необходимо соблюдатьэтикетные нормы, или, высказывая критическое замечание, обязательно проявлятьуважение к сотрудникам. Для систематически успешной коммуникации нужнызаученные и отработанные этикетные действия, формируемые благодарясамоконтролю своего поведения[60].По мнению китайского лингвиста Чжэн Ин Ин, в этикете нет значительныхсоставляющих – любая ошибка может привести к коммуникативной неудаче.Например, невозможно сочетание профессиональности в определѐнной деловой21сфере и неопрятного внешнего вида (костюм, обувь, аксессуары, прическа,косметика и др.).
Грязная обувь, неаккуратно повязанный галстук, неуместныймакияж, отсутствие причѐски, дырка на чулке, руки в карманах и т. п. – все этосвидетельствует о неуважении к окружающим людям [124].Педагогам надо уметь обучать правилам поведения, хорошо пониматьвоспитательную роль этикета. Мы воспитываем человека, формируя у негопонимание необходимости соблюдения этикетных правил как для самоговоспитанника, так и для тех, кто его окружает.Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную,идентификационную,коммуникативную,этическую,эстетическую,воспитательную функции [121].Разница вежливости и этикета выражается в факультативности первого иоблигаторности второго.
Коммуникативная неудача наступает в результатенесоблюдения этикета. Подтверждения находим у B. C. Храковского и А. П.Володина: «Соблюдая правила речевого этикета, мы не бываем специальноучтивы или любезны, мы нейтральны в этом отношении и иными быть не можемв ситуации принудительного выбора одной из двух форм обращения. Правда, мыможем нарушить правила речевого этикета, но тогда от нейтральной (а невежливой!) формы обращения мы переходим либо к грубой, либо к страннойформе» [122, с.
224].1.3. Речевой этикет в межкультурной коммуникации:социолингвистический аспектРечевой этикет как основополагающее начало всей культуры общения,регламентирующее и формирующее еѐ, является актуальной потребностьючеловека на сегодняшний день. Соблюдение и понимание норм этикетасвидетельствует о культуре человека, его воспитании, отношении к окружающим.Правила этикета определяют отношения людей, облегчают их взаимодействие в22разных речевых ситуациях.ПомнениюН.М.Фирсовой,единицыречевогоэтикета–этофункционально-семантическое поле вежливого общения, и любые этикетныеотношения базируются на принципах вежливости [110].Е. А.
Земская полагает, что важно разделять понятия «вежливости» и«речевого этикета», «категория вежливости распространяется не только наустойчивые, повторяющиеся ритуализованные формулы типа приветствия,прощания, благодарности и т. п., но и на более широкий круг разнообразныхявлений» [45, с.
132].Речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевогоповедения. Это единицы языка и речи, которые словесно выражают этикетповедения. «Речевой этикет – это система специфических языковых знаков (слов,устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данномобществе в данное время с целью установления речевого контакта междусобеседниками и поддержания вежливых, доброжелательных, дружеских илиофициальных отношений в соответствии с речевой ситуацией» [11, с. 5]. Этикетпредписывает некоторые правила поведения, следуя которым, все члены обществачувствуют себя комфортно, а ситуации общения и поведения людей предсказуемы.«Речевой этикет – это национально-специфические правила речевогоповедения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений, принятыхв предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником(установление контакта, его поддержание, прерывание)» [1, с.
300].Речевой этикет как неотъемлемый элемент человеческой культуры помогаетлюдямверновыражатьотношениедругкдругу.Асамообщение,доброжелательное и вежливое, становится бесконфликтным, приятным. Этикет неназываетситуаций,невыражаетникакихпонятий.Этикет,показываетчеловеческие отношения, передает необходимые представления о них.Речевое поведение человека – очень сложное явление. Естественно, чтоэтикет и речь непосредственно взаимосвязаны. Стиль речи, разрешение илизапрет не определѐнные речевые формулы, выбор языковых средств как маркер23принадлежности к среде определяют наше повседневное речевое поведение.Например, людям свойственно здороваться с незнакомыми, посылая им знакдоброжелательности [28].Ситуативность является ключевой особенностью речевого этикета. Навыбор этикетных форм и коммуникативное поведение человека влияют изменениекоммуникативнойситуации,составакоммуникантов,изменившаясяцель,проблематика общения и др.Владение нормами речевого этикета – это, во-первых, знание норм,соответствующих определенной ситуации, во-вторых, адекватное использованиеэтих норм, в-третьих, умение изменять свое коммуникативное поведение:осуществлять переход от одних норм речевого этикета к другим при изменениикоммуникативной ситуации.В коммуникативной ситуации выделяется целый ряд факторов, которыеучитываются говорящими людьми при этикетном общении: «тип ситуаций,степень знакомства собеседников, функции участия собеседников в разговоре,отношение к собеседнику, характеристика говорящего и адресата, место и времяобщения»[118].Имеет значение также степень знакомства собеседников: нормы речевогоэтикета изменяются в зависимости от того, в какой степени собеседники знакомыдруг с другом.
Наиболее жесткие нормы речевого этикета существуют дляобщения незнакомых людей. Несколько менее жестко регламентируется этикетобщения малознакомых; еще меньше регламентирована этикетом сфера общенияколлег, хороших знакомых, наконец, речевой этикет мало характерен дляинициативного общения друзей и подруг.В своей работе Ю.В. Рождественский приводит риторические правила дляговорящего и слушающего. Общество требует от своих членов исполненияопределѐнных ритуалов и правил, формирующих социально предписанную формуэтикетного речевого поведения[82].Т. В. Ларинавыделилаосновныеправиладляговорящего:«доброжелательное отношение к собеседнику; соблюдение вежливости по24отношению к адресату; не рекомендуется ставить себя в центр внимания,предписывается быть скромным в самооценках; ставить в центр вниманияслушающего, выбирать темы разговора в соответствии с уровнем знаний иинтересов адресата; следовать логике развертывания текста; помнить, что порогконцентрации внимания и восприятия текста ограничен; вести постоянный отборязыковыхсредств;следуетумелоиуместнопользоватьсяарсеналомпараязыковых средств (жест, мимика, поза, интонация и т.
д.)» [62, с. 80].Но не меньшее внимание уделяется и нормам поведения слушающего. Всвоей работе «Категория вежливости и стиль коммуникации» Т. В. Ларина такжеописалаих:отдаватьпредпочтениеслушаниюпереддругимивидамидеятельности; уметь выслушивать; не сбивать говорящего с его темы; ставить вцентрвниманияговорящегоиегоинтересы;правильновходитьвкоммуникативное взаимодействие, вовремя подавая ответную реплику; не следуетбез нужды переходить из роли слушающего в роль говорящего; без необходимостиесли слушающих больше, чем двое, не следует отвечать и реагировать на речь,направленную другому собеседнику [62].Правила говорящего и слушающего показывают, что поведение человекавлияет на другого.С точки зрения И.
А. Стернина, правила речевого этикета разделяются нанормы и традиции [96].Нормы речевого этикета – это правила, уклонение от которых осуждаетсяобществом. Этикетные традиции – это правила, которые не должны соблюдаться,но в силу тех или иных причин их принято придерживаться.Отступление от этикетных традиций вызывает неодобрительную оценку, номенее категоричную и единодушную, чем в случае с нормами.У речевого этикета можно выделить целый ряд специализированныхфункций.И. А. Cтернин выделяет следующие важные функции, которые речевойэтикет выполняет в общении людей:25Установление контакта между коммуникантами.
Речевой этикет даѐтвозможность обратить внимание собеседника, вовлекает в общение, позволяетпознакомиться с собеседником.Поддержание контакта между коммуникантами. (посредством фактическогообщения). Благодаря речевому этикету люди могут беседовать определенноевремя, чтобы возобновить или поддержать отношения, составить впечатлениядруг о друге, узнать определѐнные сведения. Поддержание контакта – важнаячасть человеческого общения, осуществляемая именно благодаря речевомуэтикету.Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику (формыобращения,извинения,благодарности,выражениясочувствия,просьбы,приветствия и др.).