Диссертация (Обучение русскому речевому этикету китайских учащихся (I сертификационный уровень)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обучение русскому речевому этикету китайских учащихся (I сертификационный уровень)". PDF-файл из архива "Обучение русскому речевому этикету китайских учащихся (I сертификационный уровень)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
70], «скромный», «учтивный», «соблюдающий правила приличия».В китайском языке слово «вежливость» передается как 礼 貌 (Ли мао). Оносостоит из двух китайских слов « 礼 » и « 貌 ». 礼 (Ли) обозначает «этикет»,«поклон», «обряд», «правила вежливости», 貌(мао) – «внешний вид».Следовательно, «быть вежливым» на китайском языке означает «соблюдать обряди внешний вид, соответствующий ситуации» [124, с.
10].Многократные наблюдения за речевой практикой убеждают, что вбольшинстве случаев предпочтение отдается «вежливой» лжи, а не «суровой»правде. Так, если на приглашение в гости (куда вам по определенным причинам нехочется идти) вы прямо скажете, что вам этого не хочется, ваш партнер, вероятнеевсего, будет обижен.
Поэтому избирается вежливая, корректная форма отказа: «Ябы с радостью пришел, но, к сожалению, буду занят». Таким образом, речевоедействие отказа всегда сопровождается вежливой формой выражения, чему, кромепрочего, способствуют и специфические ролевые отношения собеседников. Т. В.Ларина в своей работе утверждает, что при общении чаще отдается предпочтениесоциально-коммуникативной«истине»радиподдержаниядружественныхотношений перед истинойлогической, способной нарушить социальноеравновесие [62].Поле вежливости включает в себя средства, принадлежащие различнымязыковымуровням:фонетические,лексические,морфологическиеисинтаксические.С точки зрения В.Б. Гольдина, вежливость всегда направлена на адресата:она является маркером уважения к нему и способом самопрезентации адресанта.17«Если бы нам удалось заглянуть ―по ту сторону‖ вежливости, мы, несомненно,прочли бы ―на обороте‖: достоинство.
Потому что место, роль, на которыепретендует человек, то есть его представление о ценности собственной личностив обществе, это и есть достоинство. На достоинство человека, на то, чтобы неунизить, не оскорбить его, ориентируется вежливость» [29, с. 31].Вежливость как категория этикета, согласно точке зрения В. Е. Гольдина,определяется через понятие «отведение роли адресату»: «невежливым поотношению к адресату обычно является то этикетное действие, которое отводитадресату роль ниже, чем положено ему в соответствии с принятыми в данномобществе представлениями о первенстве. Тогда вежливым по отношению кадресату этикетным действием является то, которое отводит адресату место нениже, чем положено ему в соответствии с принятыми в данном обществепредставлениями о первенстве» [28, с. 78].Основная роль вежливости состоит в демонстрации собеседнику своегодоброжелательного отношения к нему.
Эта цель достигается с помощьюразличных коммуникативных стратегий. Выбор стратегии зависит от рядакоммуникативных факторов: ситуативных, социальных, культурных.Понятие вежливости представляет собой целую систему взаимосвязанныхстратегий: изменяющийся коммуникативный контекст в процессе общенияобуславливаетизменениеикорректировкукоммуникативногоповедениякоммуникантов: они стараются выбрать наиболее оптимальную стратегию иязыковые средства для того, чтобы оставить у собеседника самое благоприятноевпечатление.Среди учѐных нет единого взгляда на соотношение вежливости и речевогоэтикета, можно выделить несколько точек зрения.
Например, Н.М. Фирсоваотождествляет вежливость коммуникантов и речевой этикет [110, с. 32].Мы считаем, что этикет – это поддержание неантагонистических контактов,иначе говоря, это способствование коммуникации между людьми. Понятиеэтикета – понятие философское, этическое. «Этикет – совокупность правилповедения, касающихся внешнего проявления отношения к людям» [146, с. 377].18Этикет – это собрание правил поведения и обхождения, принятых в определеннойсоциальной среде.
Правила этикета были детально разработаны, требовалинеукоснительного соблюдения [138].В китайском языке слово «礼节»(Ли цзе) считается эквивалентом русскогослова «этикет». В словаре «礼节» определяется как «表示尊敬、祝颂、哀悼之类的各种管用形式,如鞠躬, 握手,鲜花圈,献哈达,鸣礼炮等» (переводим нарусский язык: разнообразные принятые формы демонстрации уважения,пожелания, соболезнования и т. п., например, поклоны, пожатие руки, возложениевенка, преподнесение хадака (хадак – ритуальный длинный шарф, символгостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушногоотношения и сострадания), залпы орудийных салютов и т. д.) [136, с. 268].Понятие«этикет»обладаетследующимисоставляющими:формыобращения и приветствия, обхождение с окружающими, манеры и одежда,поведение в общественных местах.Этикетявляетсяважнойчастьюнациональногокоммуникативногоповедения.
По сравнению с коммуникативным поведением, этикет – болееконкретное понятие, которое связано со стандартными формулами в стандартныхкоммуникативных ситуациях, отражающих категорию вежливости. «Этикетвключает в себя этикет внешнего вида, речевой этикет и этикет поведения» [96, с. 26].Согласно Н. И. Формановской [117], этикет внешнего вида – это образцовыедля определѐнных ситуаций требования к внешнему облику коммуникантов.Данный этикет детерминирует выбор одежды, причѐски, цветовой гаммы и другихвнешних черт. Внешность человека, отвечающая принятому этикету, создаѐт о нѐмблагоприятное впечатление. Н.И.
Формановская считает, что этикет поведения –это образцовое для определѐнных ситуаций действие коммуникатов в обществе.Этикет поведения устанавливает правила общения в общественных местах:гостях, за столом, в семье, правила взаимодействия мужчины и женщины, юношии девушки, детей и родителей. Этикет поведения делится на этикет повседневногоповедения и специальный этикет (дипломатический, международный, военный идр.).
Этикетом повседневного поведения обязаны владеть все члены общества,19специальный этикет предназначен для тех, кто профессионально связан сопределѐнной областью деятельности.Этикетвходитвкультуруобщения.Культураобщенияявляетсянеотъемлемой частью культуры поведения, определяемой словарѐм по этике подредакцией А.А. Гусейнова и И. С. Кона как «совокупность форм повседневногоповедения человека, в котором находят внешнее выражение моральные иэтические нормы этого поведения» [146, с. 380].Взаимосвязь культуры и общения приводит к их взаимному влиянию другна друга. Глобальнее всего это влияние ощущается в процессе инкультурации:усвоения индивидуумом в ходе коммуникации норм и ценностей культуры.Человек использует разные источники для познания культуры.
К примеру, когдавзрослый объясняет ребѐнку, что нужно благодарить, когда ему дарят подарок,формирует культуру ребѐнка. Следовательно, при любой форме коммуникации –чтении, восприятии на слух, наблюдении, обмене знаниями, чувствами и мыслями– члены общества влияют на свою культуру.Без культурных оценок мы не можем говорить, какое поведение являетсяправильным. У каждогочеловека существует множество разнообразныхвариантов того, как лучше поступить в определенной ситуации.
Когда мы видимдруг друга, мы можем говорить «Здравствуйте!» или «Ни хао! (你好)», мы можемговорить с улыбкой или с серьезным лицом, мы можем говорить с поклоном или срукопожатием. Человек может выбрать то, что ему угодно, однако ни один человекне живет вне культурной сферы.
Культура является совокупностью норм и правил,организующих человеческое поведение. Любая культура оценивает поведениекаждого со своей точки зрения, и указывает, как человеку вести себя. Иначеговоря, люди, живущие в идентичной культурной группе, обычно имеют подобныене только мироощущение, мировоззрение и миропонимание, но и поведение иправила в общении.
Таким образом, коммуникация, которая существует вопределенной культурной сфере, тоже имеет культурные признаки.Этикет обеспечивает благоприятные условия для общения и взаимодействиялюдей, отличающихся по национальному, социальному, половому признаку,20психологическимивозрастнымособенностям,взглядам,образованию,регламентирует отношения внутри конкретной социальной группы, определяетпоступки в соответствии со сложившейся ситуацией и поведением с близкими,друзьями, коллегами с малознакомыми и незнакомыми людьми.
В определѐннойстепени соблюдение этикета позволяет достичь успеха в профессиональной сфередеятельности.Соблюдение правил этикета показывает нравственность и эстетическуюсущность индивида и общества. Требование, диктуемое обществом, вести себясообразно нормам морали, понятию прекрасного оказывает влияние на этическоеи эстетическое развитие общества. Необходимым условием этикетного поведения,в основе которого лежат нравственные нормы, становится этикета самогоповедения.Практическое значение правил этикета состоит в том, что они представляюткоммуникантам готовые формулы и формы общепринятой вежливости длявзаимодействия на разных уровнях различных групп людей.