Диссертация (Политический массмедиадискурс в России феномен и концепции (2000-е годы)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Политический массмедиадискурс в России феномен и концепции (2000-е годы)". PDF-файл из архива "Политический массмедиадискурс в России феномен и концепции (2000-е годы)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Культура поведения журналистаотражает культуру его личности, дает представление о степени еговоспитанности, образованности, интеллекта. Диалог и культура общения вСМИ способствуют активному взаимодействию журналиста и аудитории,формированию доверия между ними.Дискурсные практики взаимодействия журналистов и аудиториипоказывают, насколько важными в современном диалоге во всех видах СМИявляютсяпсихологическиепринципыобеспеченияравноправногоиуважительного диалога между сторонами общения, ведь именно в общенииобеспечивается то самое разнообразие позиций и мнений, под которыми мыпонимаем такую системную категорию как массмедиадискурс. Особеннозаметно необходимость оптимальной психологической адаптации партнеровкоммуникации друг к другу проявляется в телевизионной коммуникации,которая в гипертрофированном зрелищном виде способна показать какпрофессиональныедостижения,такипрофессиональныенедостаткижурналистов в обеспечении оптимального взаимодействия субъектовобщения на экране.Современное аудиовизуальное пространство наполнено грандиознымколичеством телевизионных и радиопередач, что оказывает значительноевлияние на общественно-политические отношения и социальную среду в49целом.
Сам по себе этот факт, особенно с учетом стремительного развитияцифровой техники, свидетельствует, прежде всего, о мощном прогрессе всфере технологий теле- и радиовещания. Но технологический фактор совсемнеобязательно приводит к улучшению глубины, содержания и качествавзаимопониманиякоммуникативноймеждулюдьмикакдеятельности.участникамиВаженинформационно-творческийфактор(профессионально-кадровый ресурс) журналистики и, конечно, финансовыевозможности, т. е. имеет значение финансовый аспект.Содержание отечественных аудиовизуальных СМИ составляют, какправило, форматные и продюсерские передачи. Творчество, в которомраскрываетсяпсихология,душажурналистскойпрофессии,частоотодвигается на второй план.
Однако для журналиста именно творчество какспецифическая форма проявления интеллектуальных, эмоциональных иволевых качеств личности является главным источником понимания мира.В информационно-коммуникативной сфере с помощью творчествасоздаются и транслируются для массовой аудитории новые представления ореальности. Благодаря творческим способностям журналист реализует своюпотребность в самовыражении.
Однако сегодня творчество как будто всеголишьприлагаетсяктехнологиям,кконвейеруинформационногопроизводства. Или тонет в сугубо коммерческом функционировании самыхизвестных телекомпаний, общий стиль ряда их передач заключается втрансляции стереотипов общества потребления, цинизма, мракобесия.Каким же образом в этих условиях в открытом публичном диалогеискать точки соприкосновения, взаимного понимания разных мировоззрений,разного миропонимания, особенно в условиях демократии и плюрализмамнений? Обычным в этом случае выходом называют обращение кразнообразию позиций и взглядов участников общественно-политическогопроцесса.
Но разнообразие звучащих в СМИ мнений никак не может служитьпанацеейоткоммуникативныхошибоквсистемеобщественной50деятельности, и особенно в системе регулирования общественных процессови управления государством.Информационный процесс в массовой коммуникации детерминировантребованием качества информации, а именно – полезности (ценности)сообщаемого, о чем еще в 1973 г. очень предметно и точно написал в своейкниге А. Д. Урсул: «Ценность информации является ее прагматическимсвойством, влияющим на поведение, на принятие решений тем или инымвысокоорганизованным приемником информации. <…> Изучение ролиинформации в процессах управления (особенно в социальных процессах)показало, что здесь в первую очередь важны качественные характеристикиинформации, в частности, ее ценность.
Для управления важно неразнообразие вообще, а именно то разнообразие, которое полезно длясистемы управления»40.Проблема миропонимания лежит в глубоких системах человеческогопознанияиосознанияреальности.По-настоящемуосознаватьдействительность, как мы только что заметили, можно на основе полезной(ценной) информации. Т. е. на основе той информации, которая созидает,«оживляет» отдельного человека и общественный организм в целом, дает имэнергию и силы для существования. Глубже и сильнее узнать мир и самогосебявобществеиндивидупомогаютпсихологическиемеханизмысамоанализа и самосознания.Миропонимание требует от индивида времени, которое он добровольнои целенаправленно тратит на познание, узнавание, «расшифровывание»самого себя – самоидентификацию. В обыкновенном публичном диалоге нарадио и телевидении, как правило, хаотичном и спонтанном, зависимом отситуативных текущих обстоятельств, слушателю или зрителю добитьсяустойчивого миропонимания невозможно.
И, тем не менее, современные40Урсул А. Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. С. 48.51телевизионные и радиопрограммы, и в первую очередь, диалоговые, даютдля аудитории модели миропонимания в конкретных сферах деятельности.Модель гражданского поведения и ответственности формируетсяобщественным вещанием (ОТР – Общественное телевидение России,«Народное радио»). Модель патриотизма представлена в информационноаналитических и публицистических передачах государственных каналов(«Россия 1», «Россия 24», «Радио России»).
Модель общества потребленияактивно пропагандируется музыкальным и развлекательным вещанием («МузТВ», ТНТ, СТС). Религиозная картина мира дается православными каналамителевидения («СПАС», «Союз») и радио («Радонеж», «Град Петров»,«Православное радио Санкт-Петербурга»). Зрителю или слушателю остаетсялибо соглашаться с представленными моделями, либо не соглашаться, либоориентироваться на собственные представления о действительности.Любая диалоговая телевизионная или радиопередача (беседа, ток-шоу,дискуссия) представляет специфическую форму устной риторическойкоммуникации в малой и временно действующей социальной группе.Общение в самой группе, хотя и носит «локальный» характер, имеет явновыраженный внешний эффект – направлено на аудиторию, предназначенодля тех, кто смотрит или слушает передачу.
Организатор диалога в передаче– ведущий. Он может вести программу в разных результативныхнаправлениях: раскола группы, согласия в группе, замораживания конфликтаили проблемы, ориентации на продолжение диалога в последующихпередачах, циклах программ.Взаимопониманиевдиалоге на телевиденииирадиоможнорассматривать в трех основных аспектах: результат, процесс и феномен(значение) общения. Препятствиями для осуществления полноценногодиалога могут быть: поведение участников передачи, поведение лидера(лидеров) группы, внешние обстоятельства, столкновение интересов внутри52группы,возникновениевгруппеновыхлидеров,стереотипыинепримиримость в восприятии иной позиции (другой точки зрения).Основные категории, влияющие на качество обеспечения диалога.1. Измерение взаимопонимания.
Определяется степенью общностиинтересов, степенью толерантности.2. Границы взаимопонимания. Определяются правилами публичнойкоммуникации, степенью искренности и правдивости коммуникации,умением выслушать собеседника, навыками стратегической коммуникации ипрогноза взаимодействия.3.Уровнивзаимопонимания:межгрупповой,межличностный,внутриличностный. Коммуникатор самому себе ставит вопросы: кто есть якак личность, как человек в общении с другими людьми, как представительсообщества, группы.Л. Л. Реснянская выделяет функции общественного диалога в СМИ:информационная,образовательная,контрольная,функциякритики,артикуляции общественных интересов, интеграции.
Инновационная функциясвязана с постановкой новых проблем и привлечения к ним вниманияширокой общественности, специалистов, экспертов, а также инициированиемконкретных изменений41.Ключевой вопрос взаимопонимания заключается в возможностяхгармоничного звучания, своеобразной симфонии мировоззрений участниковдиалога, в сопоставимости идеологий, представлений о событиях, явлениях,ситуациях и проблемах. Можем ли мы расшифровать модели миропониманиядругого индивида? Насколько гибким, пластичным может быть длятворческого человека – журналиста искусство перевоплощения, умениевлезть в «шкуру» другого? Важна упорядоченность собственного мышления,внутреннее понимание – совпадают ли во мне самом категории триады41Реснянская Л.
Л. Двусторонняя коммуникация: методика организацииобщественного диалога. М.: Пульс, 2000. С. 16-21.53«думаю – говорю – делаю», или не совпадают? Под влиянием массовойкоммуникации происходит расщепление сознания и поведения человека, илиукрепляетсяегоцелостность?Созидаютсяисторическиеценности,основанные на традициях, или СМИ выдвигают кардинально новые ценностии перечеркивают прежние?Ценности определяются установками.
Психологические установки(аттитюды) формируют уклад обычной повседневной жизни индивида. Подвлиянием установок возникают мировоззренческие категории, формирующиефундамент развития человека, нации, общества, государства. С. Г. КараМурза в своей полемической, но актуальной книге пишет, что именноустановки и ценности, как силы созидания, соединяют людей в народ: «Этоязык и религия, ландшафт и хозяйство, школа и наука, армия и искусство,нравственность и стереотипы человеческих отношений. И многое другое –все проникнутое ценностями, специфическими для русской культуры»42.Обострившиеся в последнее время в СМИ дискуссии о духовном единстве икультурно-исторических скрепах российского общества, в большей илименьшей степени, перекликаются с актуальным теоретическим вопросомпонимания журналистской профессии.Не случайно С. Г.