Диссертация (С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик". PDF-файл из архива "С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиМЕЛЬНИК Наталия ДмитриевнаС. П. Дягилев – редактор, публицист и критикСпециальность 10.01.10 – журналистикаДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель доктор филологических наук,профессор Г. В. ЖирковСанкт-Петербург20162СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………….5ГЛАВАI.ПЕРВЫЕВЫСТУПЛЕНИЯС.П.ДЯГИЛЕВАВПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (1896-1897): ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ КАКХУДОЖЕСТВЕННОГО КРИТИКА……………………………………………22ГЛАВАII.СОЗДАНИЕИСТАНОВЛЕНИЕЖУРНАЛА«МИРИСКУССТВА»…………………………………………………………………...682. 1.
Создание журнала и процесс первичной интеграции художественных илитературных сил………………………………………………………………..682. 2. Формирование эстетической платформы журнала «Мир искусства»…1072. 3. Роль журнала «Мир искусства» и его «Хроники…» в культурной жизниобщества………………………………………………………………………...163ГЛАВА III. ПРОПАГАНДА С. П. ДЯГИЛЕВЫМ РУССКОГО ИСКУССТВАВПЕРИОДИЧЕСКОЙПЕЧАТИИВКНИЖНЫХИЗДАНИЯХ…………………………………………………………………….2073.
1. С. П. Дягилев – редактор «Ежегодника Императорских театров» (18991901)……………………………………………………………………………..2073. 2. «Мир искусства» и историко-художественные и литературные проектыС. П. Дягилева (1902-1904)…………………………………………………….2303. 3. Историко-художественная выставка русских портретов (1905) – один изважнейших итогов исследовательской и литературно-публицистическойдеятельности С. П. Дягилева…………………………………………………..259ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...287СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..292ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...323Приложение I: По изданию Г.
Шрейер газеты «”Новости” газета длявсех»……………………………………………………………………………..323Приложение II: Архив Нотовича, О. К………………………………………..323ПриложениеIII:ОразрешениидворянинуДягилевувыставитьпринадлежащие ИМПЕРАТОРСКОМУ Эрмитажу акварели Профессора3Менцеля «Празднество белой розы» на выставке акварелей иностранныххудожников устраиваемой в залах центрального училища рисования БаронаШтиглица………………………………………………………………………..325Приложение IV: О ВЫСОЧАЙШЕМ соизволении на учреждение приРисовальной Школе ИМПЕРАТОРСКОГО Общества Поощрения Художествстипендии Имени ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ на проценты с капиталажертвуемаго Княгинею М. К. ТЕНИШЕВОЮ……………………………….327Приложение V: О присвоении некоторым лицам звания почетных граждангородов. Часть I.
………………………………………………………………..328Приложение VI: С. И. Мамонтов – М. К. Тенишевой. 19 марта 1898 г.Петербург……………………………………………………………………….329ПриложениеVII:ПисьмоТенишеваВ.,князь,БенуаАлександруНиколаевичу. 3 / 15. 05. 1897 г………………………………………………...330Приложение VIII: Дело об издании в Петербурге под редакторством С. П.Дягилева и А. Н. Бенуа журн. «Мир искусства»…………………..................330Приложение IX: Об издании М. К. Тенишевой и А. И. Мамонтовым журн.«Мир Искусства»……………………………………………………………….335Приложение X: О Всемилостивейшем пожаловании пособия в течение трехлет на издание журнала «Мир искусства»……………………………………340Приложение XI: Канцелярия Министерства императорского Двора……….347ПриложениеXII:Высочайшиеуказыидокладныезаписки……………………………………………….………………………….349ПриложениеXIII:Олитературныхпроизведениях,подносимыхипосвящаемых ИХ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВАМ.
Ч. III…………..350Приложение XIV: Каталог выставки картин журнала «Мир Искусства». С.Петербург. 1899………………………………………………………………...352Приложение XV: Об издании «Ежегодника Императорских Театров»…….366Приложение XVI: Письмо в редакцию [газеты «Новое время» о первом томеиздания «Русская живопись в XVIII веке»]……………………......................3674Приложение XVII: О допущении в Общий Архив для занятий: 1) П. Л.Семеновича-Семенчука, 2) Н. Иванова, 3) Ю. Н. Щербачева, 4) П. Н.Симанского, 5) С.
П. Сильванскую, 6) С. Дягилева и 7) Д. К. Тренева…….368Приложение XVIII: О последовавшем Высочайшем соизволении выдавать изсумм Кабинета Его Величества г. Дягилеву, в течение трех лет, напредпринятое им в 3х томах издание «Русская живопись в XVIII веке» по10.000 рублей ежегодно………………………………………………………..370Приложение XIX: О разрешении на выдачу С. П.
Дягилеву 3.000 р. в счет5.000 руб., следующих ему за приобретение Академиею Художеств 100экземпляров II и III томов издаваемого Дягилевым труда «Русская живописьв XVIII веке»………………………………………………................................375ПриложениеXX:Перепискаподеламвел.кн.КонстантинаКонстантиновича. Ч. II. июль-декабрь 1904 г………………………….........376Приложение XXI: Николай Михайлович, в. кн. Письма (6) Ивану ИвановичуТолстому………………………………………………………………………...380Приложение XXII: О разрешении на выдачу С. П.
Дягилеву 6000 р. в счет10.000 р. за приобретенные Академиею Художеств 200 экземпляровиздаваемогоимсобранияпортретов,находящихсянаисторико-художественной выставке русских портретов в Таврическом дворце……...380Приложение XXIII: Список государственных и общественных организаций,выдавших С. П. Дягилеву экспонаты для Историко-художественнойвыставки русских портретов…………………………………………………..384Приложение XXIV: Записка в Министерство Императорского Двора обобразовании ведомства художественных учреждений и о постановкехудожественного дела в России……………………………………………….3865ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Концептуальной основой современногоинформационного пространства является информирование его потребителя, взначительнойстепенизаменившеетрадиционнуюдляРоссиипросветительскую миссию печати.
Прежде всего, это относится к изданиям,освещающим вопросы искусства. Поэтому чрезвычайно важно исследоватьопыт публицистов, редакторов, ставших глашатаями творческого поиска вобщекультурном процессе и воспитавшим не одно поколение художественнообразованных людей. Особо яркие примеры такого рода деятельностиотносятся к эпохе рубежа XIX – XX столетий, которую называют«серебряным веком» русской культуры.Сознание современников аккумулировало свое время и себя «в двухпланах – и как некий ”итог”, и как некое ”начало”».
Человек, живущий в товремя, «ощутил себя на грани эпох, и вот это ощущение оказалось главнымво внутренней организации его личности. Художник открывал какую-тоистину людям и самому себе – она неизбежно носила не только отвлеченнофилософский, но и конкретно-исторический характер»1. Итог, завершениеисторического круга, о котором неоднократно писали философы, создавалпредпосылки для появления чего-то качественно нового, необыкновенного.Опыт,накопленныйпоколениямилучшихпредставителейрусскойинтеллигенции, совершенно естественно привел к появлению прекрасныхобразцов художественного и литературного творчества, публицистики.В значительной степени глубинные изменения в сфере экономики,общественной жизни, сознании людей произошли в конце XIX векаблагодаря развитию капиталистических отношений.
В Российской империик этому времени был накоплен мощный экономический и культурныйпотенциал. Имена отечественных мыслителей и писателей Л. Н. Толстого,Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, ряда других деятелей науки и культуры1Долгополов Л. На рубеже веков. Л.: Сов. писатель, 1985.
С. 13.6получили всемирную известность. Усилия интеллигенции способствовалиобучению грамоте, просвещению, приобщению к чтению народа. Быстрымитемпами развивалось «русское книгоиздание, где капитал нашел своеосновательное применение… Усилиями А. С. Суворина, А. Ф. Маркса, И. Д.Сытина и др.
Россия выпускала книг больше, чем любая страна мира, а к1905 г., по выводам Н. А. Рубакина, она заняла первое место в мире пообъему печатной продукции на душу населения. Большинство издателейстраны активно участвовало в просвещении народа. Ежегодно они выпускали85 млн. экземпляров книжек для него»2.В значительной степени культурный «взрыв»3, как характеризовал этоявление ученый-литературовед Ю.
М. Лотман, способствовал итехническомупериодическойпрогрессу.печати,Революционныеееизмененияматериально-техническойнаучно-произошлибазе.вБлагодарянастоящему прорыву в издательском и типографском деле существенновыросла скорость набора текста газет, журналов и книг4. Все это оказалоогромное влияние на развитие системы периодической печати: прессаколичественно росла, появились новые типы изданий.В 1890-е гг. главенствующую роль в жизни общества начинают игратьгазеты, число которых увеличивается с каждым годом. В «1891 г. издавалось70 ежедневных и 226 не ежедневных газет. К 1912 г. ежедневных стало 417,из них 10 выходили два раза в день»5. Характерной чертой отечественнойпечати рубежа веков стало и то, что журналы «обычного русского типа» (такназывали их сами журналисты), то есть толстые ежемесячники, долгие годыв значительной степени выполнявшие функцию создателей и проводниковобщественного мнения, постепенно стали выделять «из своего составажурналы по интересам: для юношества и самообразования («Мир божий»),журналы для семейного чтения («Семья»), научно-популярные («Наука иЖирков Г.
В. История цензуры в России XIX – XX вв.: Уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 181.Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи. Исследования. Заметки.СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 12-149.4Thoma F. Ottomar Mergenthaler // Wissenschaft und Fortschritt. 1955, N. 5, S. 150.5Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Уч.-методич. комплект.
М.: Флинта, 2004.С. 12.237жизнь», «Журнал для всех»), научно-философские («Научное обозрение»),педагогические(«Образование»),журналыискусств(«Искусствоихудожественная промышленность», «Мир искусства»)»6. Подобное делениежурналов по разнообразным направлениям было вызвано новыми веяниямижизни: «к концу XIX в. сеть журналов страны полнее отражала насущныеинтересы общества, потребности разных слоев населения, отличаласьразнообразием типов изданий, среди которых преобладал тонкий журнал»7.Тонкий журнал имел большой формат.