Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Отзыв официального оппонента

Отзыв официального оппонента (Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры)

PDF-файл Отзыв официального оппонента (Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры) Культурология (49285): Диссертация - Аспирантура и докторантураОтзыв официального оппонента (Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры) - PDF (49285) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Отзыв официального оппонента" внутри архива находится в папке "Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры". PDF-файл из архива "Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

отзыв официального оппонента на диссертацию Марины Валерьевны Бирюковой «Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры», представленную на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 — теория и история культуры Диссертационная работа М.В.Бирюковой посвящена исследованию актуальной проблемы современной теории культуры: осмыслению эволюции выставочной практики и кураторских проектов в контексте культур- философской парадигмы эпохи. Очевидно, что в последние десятилетия масштабно развивается не только кураторская практика, но и теория кураторского дела (за рубежом именуемая сига1опа1 зщйез), которая подлежит активной научной ревизии в свете новейших исследований в области художественного образования, музееведения, истории выставочной деятельности, проблем восприятия искусства„проблем коммуникации между куратором и публикой, эстетики.

В отечественных университетах создаются и успешно функционируют соответствующие университетские программы для гуманитарных факультетов, посвященные исследованию теоретических и прикладных аспектов формирования и развития кураторских практик. В обсуждаемой работе сразу же хочется выделить ее дизайн. Речь идет об определении проблемы исследования, постановке ее цели и задач, обосновании предмета и объекта научного анализа, раскрытию методологии научного анализа и т.д. Все это обусловило, как представляется, успешность и плодотворность всего исследовательского проекта, представленного в виде диссертации на суд совета.

Каждая диссертация имеет две внешних по отношению к ней смысловых детерминанты. С одной стороны, это определенный пункт траектории личной судьбы автора, его научной карьеры. С другой — это определенный шаг в развитии той отрасли научного знания, в рамках которой выполнено исследование.

На этом, втором аспекте, хотелось бы сразу заострить внимание. Сегодня существует широкий ряд исследований, касающихся как истории появления кураторских практик, так и с проблематикой музейного и галерейного дела, с образовательной и коммуникативной функциями кураторства. Но один аспект теории кураторского дела пока не получил достаточного и системного освещения как в зарубежной, так и отечественной научной литературе: это методологические основы создания кураторской концепции, хотя именно концепция является базисом полноценного кураторского проекта.

Знакомство с рецензируемой диссертацией позволяет сделать вывод, что автор сделал абсолютно необходимый и от этого еще более значительный шаг в развитии теории и истории культуры, предлагая метод символико- контекстуального анализа кураторских концепций. Важно подчеркнуть, что шаг это сделан в концептуальном поле культурологии, с использованием ее познавательных ресурсов и методического инструментария. Ранее, как известно, кураторские проекты были предметом искусствоведческого анализа, либо же рассматривались в русле эстетики, В первом случае доминировал формально-стилистический подход, во втором— эстетические суждения.

Потенциал этих исследовательских парадигм к настоящему времени выявил свою определенную ограниченность и даже исчерпанность. М.В.Бирюкова попыталась на основе своеобразной рецепции «археологического» метода выявить смыслы, идеи, контекст, основные символы и мифологемы, на которых базируется концепция куратора. (Текст диссертации, с, 31). Диссертант последовательно анализирует две системные составляющие метода: символическую, в обосновании которой он опирается на труды О.Шпенглера, З.Кассирера, Й.Хейзинги, У.Эко, Ю,М.Лотмана, А.Ф.Лосева о символических формах культуры, и контекстуальную, определяемую в сфере исследований, связанных с концептами, имеющими отношение к понятиям текста, контекста, интертекстуальности, нарратива.

Автор полагает, что «Кураторский проект как комплекс философских смыслов и идей или отражение философской парадигмы эпохи может рассматриваться в контексте актуализации традиции, взаимоотношений ... и самосознания куратора как носителя индивидуального комплекса идей и репрезентации художников как субъектов личной мифологии, а также в контексте глобальных культур-философских идей». (текст диссертации, с. 34).

Важно, что диссертант эффективно применил разработанный им метод при анализе рассматриваемых в работе кураторских проектов. Заслуживает отдельного внимания выстроенная в диссертации объективная картина эволюции кураторской практики в контексте развития культур-философской мысли второй половины ХХ века. По мнению автора, «концепции кураторов современного искусства в значительной степени отражают современные им философские теории, эволюция кураторских проектов идет следом за эволюцией философских идей» (текст диссертации, с.

4). Плодотворной в контексте теории и истории культуры, и, более конкретно, в области истории и теории выставочной практики, является предложенная в работе классификация аспектов кураторских практик в контексте современных модификаций классических категорий мимесиса, диегезиса, катарсиса в искусстве. Под современными модификациями автор понимает трансформации данных категорий в философской парадигме второй половины ХХ века, в которой «позиции мимесиса часто занимает симулякр и симуляция, позиции диегезиса — разновидности современного, в том числе и медийного„нарратива, аспекты интертекстуальности и контекста, позиции катарсиса — современные техники экстатической сакрализации искусства в художественном событии».

(текст диссертации, с. 37). Классификация необходимых в теоретическом инструментарии куратора аспектов начинается с ми- 2 фологии куратора и мифологии художника и заканчивается контекстом массмедиа и медиацией в кураторском проекте, являющейся в наше время незаменимой составляющей культурного события. Среди культур-философских идей и концептов, которые автор использует для интерпретации кураторских проектов, встроенных в картину эволюции, проблемы свободы личности и иррационализма в экзистенциализме у А.Камю и Ж.-П.Сартра, идея «де-артинга» или «расхудожествления» Т.Адорно, «смерти автора» Р.Барта, «смерти искусства» и «художественного мира» А.Данто, институциональной теории А.Данто и Дж. Дики, «инэстетики» А.Бадью, идеи воображаемых музеев А,Мальро, Х.Зеемана, Й.Кладдерса, идея «культурной медиации» Б.Брока, «открытого произведения» У.Эко, идеи симулякра у Ж.Делеза„Ж.Деррида и Ж.Бодрийяра, концепта «вечного возвращения», обозначающего роль традиции в проектах современной культуры.

В исследовании убедительно доказано, что эволюция кураторских концепций демонстрирует их связь со знаковыми культур-философскими концептами и идеями соответствующего периода. По мнению автора, «кураторские концепции были отражением современных философских идей, выставка приближала зрителя к пониманию сложных онтологических вопросов и неразрешимых метафизических противоречий». (текст диссертации, с. 24! ) Это утверждение играет ключевую роль в контексте рассуждений автора о специфике эволюции кураторской практики. Сопоставление достижений философии и теории искусства и современных им кураторских проектов дает автору возможность проследить эволюцию процессов как в области философии культуры, так и в области кураторской деятельности. Эволюционная картина выставочной деятельности демонстрирует, что кураторские проекты крупных музеев и галерей, как правило, отражают не только временной тренд, но и особенности современной духовной ситуации.

Возвращение интереса к тому или иному художественному явлению, стилю, направлению, создание уникальных проектов, связанных с современным искусством, обусловлены существующей культурной парадигмой и подчиняются той же логике, что и развитие искусства в целом. Давно устарела идея проведения художественной выставки, целью которой является лишь удачная развеска картин или расстановка объектов (подобный подход был актуален только на заре выставочной деятельности, например, при устройстве первых французских Салонов). Кураторы выставок современных музеев, как правило, являются авторами оригинальных концепций, идей, что определяет характер демонстрации не только современного, но и классического искусства.

Выставка может стать значительным культурным явлением своего времени и стать формой актуализации прошлого, рефлексии настоящео и презщентации будущего искусства и культуры. Ответственность выставочного куратора, в данном случае, трудно переоценить: как автор, редактор или режиссер он формулирует задачи и стратегию проекта, направленные на формирование вкуса общественности, на отношение к традиции, к реальности, к современному искусству. Первая глава работы не случайно начинается с анализа эстетической проблематики в искусстве второй половины ХХ века, и ситуации, которая охарактеризована как ситуация «вне эстетики», научное осмысление последней приводит к констатации несоответствия современного искусства классическим эстетическим категориям. От этих рассуждений автор логично переходит к обоснованию необходимости внятной концепции для восприятия современного искусства„которую может обеспечить выставочный, кураторский проект и к характеристике диалектических отношений «формы» и «идеи» в искусстве, которую невозможно игнорировать при создании полноценного кураторского проекта.

Приведенная в качестве примера выставка «Когда отношения становятся формой» Х.Зеемана удачно иллюстрирует воплощение этих противоречивых интенций в выставочной практике. В условиях диалектики формы и идеи выставочный проект находится в более выигрышной позиции, чем его контент — произведения современного искусства, так как он претендует на целостность и обеспечивает необходимую составляющую трансляции идеи — концепцию куратора. Автор справедливо отмечает, что намерение предложить эстетический, социальный или философский контекст для современных произведений искусства приводит к преобладанию контекста или концепции над самим искусством.

Отсюда и увлечение дидактическими приемами на выставках, что отражает определенный поворот к педагогике, которая, очевидно, присутствует в работе куратора и может рассматриваться как «потребность в комментариях» в соответствии с тезисом Арнольда Гелена. Не случайно в диссертации отдельная глава посвящена практике культурной медиации и «Школе для посетителей» Базона Брока. В центре внимания автора находится теоретическая рецепция кураторского проекта как культурного феномена.

Если первая глава «Смена культурной парадигмы от модернизма к постмодернизму и концепции кураторов современного искусства» посвящена рассмотрению аспектов перехода от модернизма к постмодернизму в культуре и отражению этого процесса в характеристике основных этапов эволюции выставочной практики соответствующего периода, то в последующих главах рассмотрены аспекты подражания в выставочных проектах, взаимоотношения куратора и зрителя как автора и адресата проекта, демонстрация идеи музея в выставочной практике. В последней главе проанализированы основные мифологемы культуры ХХ века, нашедшие воплощение в кураторских проектах.

Наконец, в Заключении автор подводит итоги исследования, констатируя необходимость широкого культурного контекста для рецепции современного искусства. Самым существенным итогом исследования, помимо предложенной картины эволюции кураторских проектов, безусловно, можно счесть аргументированно представленный автором метод анализа выставочных концепций, который, несомненно будет полезен в дальнейших исследованиях кураторской практики. Метод символико-контекстуального анализа выставочных концепций и проектов, предложенный в диссертации, является логичным и понятным и может стать эффективным в интерпретации и осмыслении многочисленных событий и явлений выставочной практики, которые часто поражают нестандартностью визуального выражения, вызывают яркие и не всегда позитивные эмоции у зрителя и критиков, и не поддаются объяснению с позиций традиционного искусствознания или культурологии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее