Отзыв научного руководителя (Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры)
Описание файла
Файл "Отзыв научного руководителя" внутри архива находится в папке "Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры". PDF-файл из архива "Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ НАУЧНОГО КОНСУЛЬТАНТА ДОКТОРА КУЛЬТУРОЛОГИИ АЛЕКСАНДРА САМОЙЛОВИЧА ДРИККЕРА НА ДОКТ ОРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ ДОЦЕНТА СПБГУ МАРИНЫ ВАЛЕРЪЕВНЫ БИРЮКОВОЙ «ЭВОЛЮЦИЯ КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ», ПРЕДСТАВЛЯЕМУ!О В ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 24.00.0! — ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ), Диссертационная работа М.В. Бирюковой представляет собой самостоятельное, оригинальное исследование феномена современного кураторского проекта и его эволюции в культур-философском контексте. Культура второй половины ХХ века при крушении вековечных представлений о форме как определяющей категории предопределила положение искусства «вне» категорий классической эстетики„и автор акцентирует в связи с этим значение выставочного проекта как необходимого контекста для понимания искусства новейших течений.
Роль идеи, концепции и смысла в их преимущественном положении перед художественной формой становится едва ли не определяющей и находит отражение в концептуальных принципах кураторского дела. Автор подробно анализирует кураторские проекты на основании сформулированного в работе метода символико-контекстуального анализа выставочного проекта и показывает, что эволюция кураторских концепций следует за эволюцией основных культур-философских концептов и идей. Актуальность исследования М.В. Бирюковой состоит в том, что в нем показаны возможности теоретически обоснованного анализа кураторского опыта„основанного на выявлении связей между визуальной составляющей выставки, культур-философским контекстом и символикой представленных произведений, которые могут быть применены как в сфере музейного дела, культурологии, эстетики, теории искусства, так и в практической сфере выставочного дела.
На основании проведенного исследования кураторских проектов и соответствующего им культур-философского контекста автор представляет убедительную картину эволюции кураторской деятельности. Материалы и основные положения диссертации были апробированы автором при разработке и чтении учебных курсов с<Теория и методология современной выставочной деятельности», «Современный выставочный процесс и кураторские проекты», «Музеи современного искусства», «История выставочной деятельности» на кафедре музейного дела и охраны памятников' Санкт-Петербургского государственного университета.
Теоретические положения работы были апробированы в выполненных проектах конференций и публикаций в рамках следующих грантов: Грант РГНФ Ий 08-04-00370а — «Проблемы оценки современного искусства в контексте музея» (2010-2012), руководитель М. Ь. Пиотровский; Грант СПбГУ, 2012, поездка по межвузовскому обмену в Университет Гейдельберга, Германия на 7 дней, совместная научноисследовательская деятельность; Грант РГНФ (2012-2015) «Рубежи памяти: стратегии актуализации культурного наследия в Армении и России»; Грант СПбГУ (2012-2015) «Комплексное историко-философское и музееведческое исследование "Петербургская философия как историко-философское явление»; Грант РГНФ Ь)й 15-04-00400а «Феномен медиа в практике художественных выставок» (2015-2017).
В первой главе «Смена культурной парадигмы от модернизма к постмодернизму и концепции кураторов современного искусства» автор последовательно рассматривает аспекты перехода от модернизма к постмодернизму в культуре и отражение этого процесса в выставочной деятельности. В работе проанализированы аспекты подражания в выставочных проектах, представляющие собой современные модификации классических принципов мимесиса и диегезиса, взаимоотношения куратора и зрителя как автора и адресата проекта, рассмотрен вопрос об отображении идеи музея в выставочной практике. В последней главе рассмотрены знаковые мифологемы культуры ХХ века, нашедшие отражение в кураторских проектах. Безусловно„применение символико-контекстуального метода анализа проектов могло бы охватывать более значительный ряд культурных явлений и событий, помимо рассмотренных в работе, Мог бы быть более широким и контекст, в котором осмысляется теоретический базис кураторского проекта.
Однако, как отмечает автор, «представленные в данном исследовании примеры кураторских проектов и соответствующие им аспекты философской парадигмы далеко не исчерпывают ряд соответствий» и открывают перспективы для актуальной научной дискуссии и дальнейший исследований автора. Аргументация автора работы в раскрытии основных положений диссертации убедительна и логична, выводы обоснованы и достоверны, Диссертация подготовлена к представлению к защите и соответствует требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям по специальности 24.00.01 — теория и история культуры (культурология), Научный консультант доктор культурологи, 30-10-2017 профессор СПбГУ ~фБ'( А.с.
др р .