Диссертация (Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)". PDF-файл из архива "Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Каждый фрагмент временистремится к осуществлению, пределу, в котором объект должен обрестисущность [Heidegger 1979: 325]. Таким образом, соединение времени сознания ивремени объекта всегда потенциально, что поддерживает динамическую картинумира.В эпоху модерна распространяется представление, что философия задолгий период не смогла дать непротиворечивого обоснования существованиювремени. Иммануил Кант, Эдмунд Гуссерль и Мартин Хайдеггер развиваютидею времени-сознания, в то время как его связь с объективным временемостаётсянедоказаннойиусловной.КакзамечаетЭрнстКассирер,представление о временном потоке и его направленности на объект не всегдаобнаруживаются в реальном опыте сознания [Кассирер 1998].
Взаимодействиесубъекта с объектом не является обязательным и непрерывным. Таким образом,даже с помощью категории сознания не удалось разрешить апорею бытия инебытия времени, заложенную в трактате Аристотеля.В XX веке философия времени меняет ход своих рассуждений.
В эпохумодернафилософыотказываютсяотидеитрансцендентноговремени,схватываемого в процессе наблюдения или познания объекта. Само бытиемыслится как конструкт времени. Действительность обретает смысл благодаряпроцессу тематизации, принятия объекта во внимание каким-либо способом.Прямой доступ к смыслам, минуя акты сознания, реализующиеся в такихформах как язык, миф, наука, отвергается как невозможный [Heidegger 1977:198]. Бытие доступно только как смыслополагание, то есть результат языковойдеятельности субъекта, которая в свою очередь обнаруживает свойства26временности.
Единицей времени в философии модерна является уже не моментсинтезирования трансцендентного и имманентного, а значение, которое емуприписывается.Переход от концепции реального времени к представлению о процессеинактивации действительности с помощью системы знаков был названлингвистическим поворотом в философии [Rorty 1967]. Время в философиимодерна представляет собой процесс замен одного выражения другим, то естьперефразирования [Mai 1991: 37]. Тоска по истинному присутствию, т.е.предельному автономному смыслу [Хабермас 1992: 41], заставляет субъектпереключаться с одного способа тематизации на другой, интерпретировать однозначение через другое.1.2.1. Модели времени в философии модернаМодельвремениявляетсяпространственнойметафоройвремени[Арутюнова 1997: 52], используемой в научно-философском дискурсе дляописания феноменов.
Классическая модель времени представляет собой линию,то есть набор последовательных и исчисляемых единиц. Линейной идее временипридерживались западные мыслители: Аристотель, Иммануил Кант, ЭдмондГуссерль, Мартин Хайдеггер. На ней основан научный детерминизм, согласнокоторому изменения ситуации зависит от закономерностей, обнаруженных порезультатам наблюдений прежних ситуаций [Автономова 1988: 21]. В целомпредставление о времени как линии является ключевым для западной научнойпарадигмы. Различия в интерпретациях касаются исключительно метрическойсистемы, то есть содержательной стороны единицы времени.В представлении Аристотеля время обнаруживает закономерностичислового ряда.
Движение объекта фиксируется относительно перемещениймомента «теперь»: переместившееся тело отличается от прежнего своегосостояния по месту, а переместившееся «теперь» - по числу: «теперь» 1 стало«теперь» 2 [Аристотель 1976: 11].
Субъект конституирует одномерную,симметричную линию времени.27С появлением категории сознания время становится многомерным,объединяет субъективный и объективный планы [Аскольдов 1990: 399].Сознание соотносит положение объекта в пространстве с определённымкачеством, приписываемым ему в данной точке пространства. Изменение объектафиксируетсякакегопоследовательноепередвижениеоткачества,соответствующего интервалу t1, к новому качеству в интервале t2(t2 ≠ t1).
Новаяединица времени, интервал, имеет пространственные характеристики. Длинаинтервала варьируется в зависимости от качеств объекта. В математикепараллельно единицей исчисления становится не число, а величина, котораяможет присваивать различную природу (отрезки, числа, время) [Юшкевич 1970:73] и соответствует определённому множеству [Kluge 1980: 114].Единице временного потока, предложенного феноменологией, в математикесоответствовала бесконечно малая величина, которая не застывает в каком-либоодном конкретном значении, стремится к нулю, но и не превращается в нуль[Даан-Дальмедико, Пейффер 1986: 283].
Бесконечно малая величина невычленима и несоразмерна, поскольку необнаруживает стационарныххарактеристик, она задает динамический поток времени. Категория бесконечномалой величины лишает время качества симметричности и соразмерности,поэтому время становится направленным. Феноменологическая модель времени– это стрела.Главными характеристиками модели времени на протяжении многихстолетийоставалисьлинейность,последовательностьиисчислимость.Изменения единицы времени, т.е.
переход от числа к величине и наконец,бесконечно малой величине, корректировали пространственную метафорувремени: время как хронологическая ось, время как ориентированная прямая,вдоль которой движется точка — момент речи, время как ориентированный луч- часть прямой по одну или другую сторону от некоторой границы [Козинцева1991: 12-13].28Линейная модель регулярно воспроизводилась не только в научном, но и вобщекультурном дискурсе. Представление о линейном времени лежит в основехристианского эсхатологического учения, согласно которому земное времянаправлено к моменту второго пришествия.
Линейная модель времени являетсячастьюзападнойкультурнойтрадиции,задаётнаучные,этическиеиэстетические критерии оценки.В XX веке теория относительности и квантовая теория поля ввели терминыотносительность и неопределённость, которые поставили под сомнениетрадиционнуюмодельвремени.Специальнаятеорияотносительностиутверждает, что одномоментное схватывание последовательности единиц невозможно.
Субъект выбирает несколько систем отсчёта: в одной системесобытие мыслится как настоящее, тогда как в другой системе то же событиенаходится в прошлом или будущем [Молчанов 1982: 243]. Таким образом,существует только относительная последовательность событий, фиксируемаясубъектом. Специальная теория предлагает сложную модель времени в видеконуса, соединяющего несколько координат, вершиной которого являетсясубъект.Квантовая теория поля не предполагает пространственной модели времени ввиделинии,конусаилидругойгеометрическойфигуры.Принципнеопределённости, лежащий в ее основе, утверждает отсутствие заданности впротекании процессов.
Так, например, невозможно вычислить траекториючастицы, даже если известно ее предыдущее местоположение [Барашенков 1979:42].Передвижениечастицыпредставляетсобойнелинейныйпроцесс,описываемый с помощью вариационной метрической системы, в которойчисленное значение представлено примерами и зависит от целей исследователя[Медведев 1965: 36]. Для времени, имеющего некоторое количество возможныхнаправлений, трудно придумать модель, воспроизводимую в повседневномобщении. Условно ее можно обозначить в виде вектора, некоторогопотенциального направления.29Научно-философский дискурс модерна утверждает неединичность моделивремени.
Принцип относительности позволил свободно обращаться с ужесозданными пространственными метафорами времени в зависимости от целейисследования. Мы полагаем, что представление об условности модели временисказалось не только на научной методологии, но и на способах моделированиявремени. В виду того что линейность и однонаправленность времени былипоставлены под сомнение точными науками, дискурс времени пополняетсяновыми метафорами времени. В XX веке особым интересом пользуются видымифологического времени (круг, спираль), которые хотя и не рассматриваютсяфизикой, приобретают вес научного факта в силу сложившегося представленияо недоказуемости и границ познания.1.2.2.
Концепция ритма-времени в философии модернаИнтерес философии модерна к ритму и стремление ассоциировать его современем имеет несколько предпосылок. Прежде всего, концепция ритмавремени явилась следствием кризиса теории онтологического времени (см.подробнее в разделе «Онтологическая концепция времени», странаицы 34-43).Ввиду проблем, связанных с обоснованием бытийной категории времени,модернисты стали опираться на априорную категорию ритма, физиологическоевремя. Согласно Бернштейну, ритм относится к базовым психическимпрограммам и механизмам восприятия движения. Наблюдая за объектами,субъект квалифицирует их движения, благодаря внутреннему ритмоводителюили метроному [Бернштейн 1966: 125].
Таким образом, с помощью ритма можнобыло объяснить трансцендентную природу времени, что соответствовало общимзадачам модернистской философии, нацеленной на субъект в большей степени,чем на физический мир.Вторая предпосылка для возникновения и развития концепции ритма-временисвязана с кризисом доверия к языку. Модернисты приписывают современномуязыку недостаток выразительности и правдоподобия. [Рорти 1996: 133; Арто2006: 75; Рикер 1995: 131; Хабермас 1992: 41]. Большую популярность среди30идеологов XX века приобретает трактат Дж.-Б. Вико «Основания новой науки обобщей природе нации», который еще в 17 веке развивает идею трансформацииязыка от символизма к формализму.
Концепция Вико предполагает, что пройдятри этапа (теократический, аристократический и демократический), языкутрачивает образность. На первом этапе языковой коллектив используетметафоры на втором – метонимии и наконец, прибегает к терминам радиоблегчения и ускорения процесса коммуникации [Вико 1994: 134].Таким образом, первоначальные смыслы стираются в процессе употребления.Язык сводится к набору правил и клише. Одним из таких терминов или«мёртвых» метафор становится время. С точки зрения модернистов, время-ритм,а не лингвистическая категория может объяснить объективное время [Бергсон:1914].Внаучныхпреимущественноработахпоинтересующейрассматриваетсявсвязинастемеязыковойспоэтикойритмлитературныхпроизведений разных жанров, то есть как текстовая категория.