Диссертация (Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)), страница 4

PDF-файл Диссертация (Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)), страница 4 Филология (49180): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)) - PDF, страница 4 (49180) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)". PDF-файл из архива "Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

[Higdon 1977: 11] В своей монографии понарратологии Сюзанна Онега и Хосе Ланда пишут об экспериментах ивыдвижении причинно-следственных связей в модернистском нарративе [Onegaand Landa 1996: 3].Некоторыеисследователиинтерпретируюнарративноевремямодернистского повествования с помощью пространственных терминов.

ЭндаДаффи и Мари Вильсон отмечают сокращение пространственной дистанции вопыте реципиента и автора, восприятие и осмысление происходят в режимездесь и сейчас [Duffy 2009: 10; Wilson 2013: 7]. Джозеф Франк утверждает, чтомодернистский нарратив можно охарактеризовать, как пространственноепредставление событий, которое структурирует повествование без сюжета[Frank 1978: 276]. Аналогичным образом рассуждает Сеймур Чатмен, говоря о20смене акцента с физического пространства, определяющего хронологиюсобытий,напространстводискурсное,отвечающегозафокализацию,привлечение внимания к какому-то элементу повествования [Chatman 1980:102].

Теперь события связываются в субъективный, эмоционально-окрашенныйконтинуум.Проведя краткий обзор литературы, посвящённой исследованию категориивремени в модернистском нарративе, мы можем сделать вывод о том, что всвоих рассуждениях о временных свойствах повествования нового типа авторыограничиваются общими замечаниями. Поэтому мы ставим своей цельювсесторонне рассмотреть свойства времени в произведениях, написанных втрадиции модернизма, используя разные виды лингвистического анализа.Для реализации поставленной задачи необходимо определить основныепараметры модернистского нарратива, отличающие его от традиционноголинейного повествования. Главной особенностью модернистского текста,согласнонекоторымисследователям,являетсянебольшаястепеньнарративности [Татару 2009: 13], отказ от идеи сюжета или рассказыванияистории [Женетт 1998: 66].

Главная задача несюжетного повествования состоитв создании модели дискурса, то есть в поддержании коммуникации среципиентом [Margolin 2003: 277; Smitten 1981: 20; Klinkowitz 1981: 39; Ryan2005: 447; Herman 2005: 20]. Изложение единичной истории, то естьповествуемое, не является обязательным для модернистского художественногонарратива.Текстовая прогрессия в новом типе нарратива так же как в линейномповествовании определяется категорией событийности, однако событием вмодернистскомтекстеявляютсянесобытийныеглаголы,передающиеактуализированное желание и результативное действие персонажа, на фонеглаголов, выражающих состояние, процесс и деятельность [Hopper andThompson 1980: 252]. Событие в модернистском нарративе моделируется21пространственнымихарактеристикамитекста,композиционнымритмом[Волкова 1974: 81; Татару 2008: 29; Чикина 2006: 53].Нарушениеметрическогоожидания,связанногосжанровымиистилистическими стереотипами, создаёт фигуру, область привлечения внимания[Croft and Cruse 2004: 50] или выдвижение [Арнольд 1990: 99-100].

Вклассическом повествовании, появление события в метрической сетке текстаопределяется неожиданными сюжетными ходами. Событие модернистскогонарратива имеет лингвистическую природу: зависит от формы повествования, ане его содержания. Соотношение новых/старых, событийных/описательных,динамических/статических фрагментов повествования определяется языковойкомпетенцией реципиента в большей степени чем его знанием другихлитературных историй.Прогрессия модернистского повествования определяется двумя принципами:заменяемости и повторения.

Согласно принципу перефразирования, текстявляется результатом трансформации простого изначального утверждения вбольшие и более сложные тропы или фигуры. Читатель восстанавливаетзамещённые слова выражения или воспринимает исходную пресуппозицию какиндекс фигурального высказывания [Riffaterre 1990: 131].Событийность или новое в модернистском повествовании маркируетсяошибками или эрративным письмом. Отступления от нормы английского языка,например, нарушения сочетаемости или употребления грамматических времёндеавтоматизируют восприятие реципиента [Fraise 1963; Ornstein 1969; Michon1972], запускают процесс поиска и восстановления недостающих единиц иправильных выражений [Abbott 2002: 191; Ворожбитова 2005: 223; Хартунг1996: 67; Дедова 2001: 25-27; Щирова, Тураева: 2005: 12; Фрэнк 1987: 199].

Чембольше рецептивных затруднений имеет читатель, тем событийнее динамичнеенарративное время.В сюжетном и модернистском повествовании повторы необходимы длясоздания эффекта правдоподобия [Blakemore 2008: 39; Whitson, Galinsky 2008:22115;]. В классическом нарративе актуализация фиктивного события необходимодляподдержанияреференциальнойиллюзии,тоестьдостоверностирассказываемой истории и правдивости автора [Анкерсмит 2003]. Тематическиеединицы образуют референциальную рамку [Riffaterre 1990], внутри которойзадаётся семантика и локализация событий.Модернистскийнарративобращаетсякповторамдляверификацииистинности повествования, а не повествуемого.

Рекуррентные структурысоздают эффект коммуникации в режиме здесь и сейчас вместо рассказывания опрошлых событиях [Brent 1991; December 1993]. Референциальная рамкареализуется в модернистском нарративе как субтекст, в котором сходные поформе единицы оказываются смежными и уподобляются по значению. Субтекстне является обрамлённым повествованием, то есть историей внутри истории,поскольку его содержание не имеет принципиального значения.С помощью повторов возможны два способа манипуляций с нарративнымвременем – это ампликация, увеличения субтекста, и фрагментарность [Lyotard1984: 19], под которой мы понимаем частую смену референциальных рамок.Чередуя эти стратегии, писатель до определённой степени управляет процессомчтения в отсутствии категории сюжета. Появление новой референциальнойрамки динамизирует нарративное время, расширение уже известного субтекста –замедляет.Для расширения поиска новых способов моделирования времени вмодернистском нарративе, мы предлагаем термин модус времени, которыйвключает в себя не только глагольную семантику, морфологию и временныенаречия, отвечающие за локализацию события, но и любые супрасегментные исинтаксические единицы, влияющие на скорость интерпретации повествуемогочитателем.

Модус времени интерпретируется нами как набор модусныхкатегорий, используемых для изменения хода повествования, поэтому к модусувремени может относиться категория отрицания, оценочности и модальности.23Также мы причисляем к модусу времени ассоциативную структуру слова‘time’. Мы полагаем, что лексемы, используемые в минимальном контексте‘time’,организуюттематическоеполе,формирующееопределённоепредставление о времени в тексте.

Воспринимая ассоциативные цепочки,реципиент получает руководство к интерпретации структуры повествования, втом числеего времени. Модусвремени, включающийфонетические,синтаксические и лексические признаки темпорального значения, можетобъяснить принципы организации несюжетного повествования, в которомлокализации событий отводится второстепенная роль.1.2.Представление о времени в философии модернаВременные формы в модернистском нарративе зависят от измененияпредставлений о времени в философском, научном и художественном дискурсе.Модернистскийроманпредставляетсобойэкспериментальныйтекст,откликающийся на появление новых научных и философских концепций.В начале XX века категория времени стала одним из основных объектовисследования многих наук. Интерес к категории времени связан с пересмотромреалистской концепции мира.

В эпоху модерна внимание учёных и философовбыло направлено на трансцендентные смыслы, т.е. те смыслы, которыепредположительно предшествуют восприятию и познанию. Традиционнопредполагалось, что такие бытийные смыслы определяют закономерностиприродного мира, в том числе время, которое рассматривалось как частьматерии. Реалистская концепция мира сформировалась за долго до XX века,берет свое начало в трактате Аристотеля о физике, однако в эпоху модерна онаподвергается ревизии.Противоречия в объективном взгляде на мир особенно нагляднопроявляются на примере категории времени.

У Аристотеля природа временискладывается из последовательности моментов, которых уже нет, и которые ещёне наступили, т.е. заключается в сочетании бытия и небытия [Аристотель 1978:24145]. Однако если время рассматривается как часть материи, оно не может несуществовать.Для решения парадокса времени философия идеализма и позднеефеноменология предлагают различать объективное время и время сознания[Молчанов 1998: 49].

Новая категория сознания должна объяснить, какизменения объектов, протекающие во времени, фиксируются субъектом. Впредставлении Аристотеля время формирует «душу» субъекта [Аристотель1978: 219], однако субъект рассматривается им вне категории сознания. Субъекту Аристотеля лишён психологизма, под которым понимается способностьфиксировать изменения в окружающем мире и себе. «Душа» субъектаобнаруживает закономерности в движениях объектов и складывает их вчисловыеряды.анализироватьВозникновениемир,немеханизмов,объясняетсяпозволяющихАристотелем.Категориясубъектусознания,предложенная Георгом Гегелем и Иммануилом Кантом, может совмещатьтрансцендентное, то, что существует, с имманентным, тем, что мыслится.

Помнению Иммануила Канта, сознание субъекта воспринимает мир в егостановлении благодаря непрерывному процессу синтезирования объектов вовпечатления, представления и наконец, понятия. Таким образом, с помощьюнепрерывной апперцепции, т.е. времени сознания, бытие постигается субъектом[Кант 1964: 105].Философ-феноменолог Эдмунд Гуссерль не только включает объект всознание, но предлагает различать объективное время и время сознания.Гуссерль не выстраивает уровни постижения объекта, как это делал Кант, ноописывает время сознания как поток, разворачивающийся параллельно времениобъекта. Для конструирования внутреннего потока времени Гуссерль вводитмомент «теперь» с элементами ретенции, удерживающими прошлое восприятиев настоящем, и потенции, предвосхищающими будущее восприятие в настоящем[Гуссерль 1911: 80].

При этом сознание направлено на объект в каждый моментвосприятия, благодаря чему объект непрерывно фиксируется в поле субъекта.25Соотнесения времени сознания с объектом объясняются Гуссерлем какнеобходимое условие миропорядка, в котором субъект и объект находятся впостоянном взаимодействии.Другой феноменолог Мартин Хайдеггер решает проблему перехода отвнутреннего сознания-времени к объективному времени с помощью категориипредела, которая называется бытие сущего Dasein.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее