Диссертация (Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)), страница 2

PDF-файл Диссертация (Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)), страница 2 Филология (49180): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)) - PDF, страница 2 (49180) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)". PDF-файл из архива "Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Нарративноевремявмодернистскомповествованиизадаётсякомпозиционным ритмом, включающим лексический ритм, фонемику,рифмическое словообразование, рекурсивные синтаксические структуры инарративный дейксис. Параметры нарративного события или модусавремени, представленного в модернистском тексте в виде ритмическогопостроения, вариативны, различаются по рецептивной сложности и степенитематизации.2. Серийный ритм синтагмовых омофонов, разложенных тоталлитетов итавтологическихсинтаксическихструктур,предполагающийбольшееколичество маркированных позиций при экономии языковых средств,динамизируетповествование.Макротематизацияввидеоткрытыхрекурсивных структур и сквозных лексических повторов отвечает заподдержаниецелостностинарратива,нонеспособствуеттекстовойпрогрессии.3. Тематические группы для лексемы ‘time’ в романе Джеймса Джойса«Поминки по Финнегану» отличаются от дефиниционных кластеров, ноимеют некоторые сходства с дескрипторами, выявленными в спонтанныхнарративах электронного контента.

Минимальный контекст лексемы ‘time’ вмодернистском нарративе реализует представление о мифологическомвремениприродных,аграрныхцикловиархетипическихсюжетов.9Отвлеченное, абстрактное, научное или наоборот крайне субъективноетолкование времени не свойственно произведению Джойса.4. Значения акцентируемых морфем, деривативов и синонимов в «Поминках поФиннегану» не формируют единой эмоционально-смысловой доминантытекста, что способствует фрагментации повествования на уровне восприятия.Влексическомритмероманасовмещаютсяпсихостилистическиехарактеристики «темных», «светлых», «печальных», «веселых» текстов[Белянин 2000], варьируя суггестивные функции нарратива.5. Награмматическомуровнемоделированиянелинейноговременимодернистский нарратив прибегает к инвертированному порядку слов,ситуативному эллипсису, несогласованному употреблению грамматическихвремён, дейктических наречий, использует фрагментированные предложенияс невербалиями вместо глагольных предикатов.Апробация работы.

Основные положения диссертации были отражены в 6публикациях, 3 из которых в изданиях, зафиксированных в перечне ВАК РФ.Структура диссертации Настоящее исследование общим объемом 177страницы печатного текста состоит из введения, трех глав и заключения. Кработе прилагается список использованной литературы, включающий 104наименований на русском и 130 на иностранных языках, список использованнойлитературы, список использованных словарей, список источников примеров,список сокращений.10Глава 1. Теоретические основы исследования категории времени ванглоязычном художественном нарративе XX века1.1.Модус и категория времениМы предлагаем использовать термин «модус времени», обозначающийформу представления и говорения о времени, для того чтобы подчеркнутьфункциональную направленность нашего исследования, задача которого состоитв типологизации способов моделирования времени в модернистском нарративе.Согласно логико-семантической концепции, понятие «модус» обозначаетвысказывание, в котором содержание, имеющее отношение к действительности(факт, событие или состояние), объединяется с интенцией говорящего [Балли1955: 44; Lyons 1996: 254; Гак 2000: 10].

При этом модус и пропозициянаходятся в отношениях выводимости, то есть пропозиции соответствуетопределённая форма выражения, модальная рамка.Более поздние исследования в русле семантико-синтаксического подходарассматриваютотносительномодускакмодально-прагматическуюрамку,имеющуюнезависимую синтаксическую позицию по отношению кпропозиционному, предметному значению. Мнение о том, что модусыавтономныивариативны,обнаруживаетсебявисследованияхН.Д.Арутюновой, Б.М. Гаспарова, Е.С. Кубряковой, О.А. Кобриной, О.А. Березинойи т.д.В сборнике «Логический анализ языка.

Противоречивость и аномальностьтекста» Н.Д. Арутюноваговорит о разных и конфликтующих факторах,которые действуют в рамках текста [Арутюнова 1990: 176]. Б.М. Гаспаров вкниге «Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования» пишет, чтокатегориальная форма образуется в столкновении смысловых перспективотдельных компонентов высказывания [Гаспаров 1996: 211].О.А. Кобринаназывает модус полифункциональной структурой [Кобрина 2003: 11].

В целомлингвисты указывают на существование разных интенций и смыслополаганий вструктуре модуса [Золотова 1998: 60].11Понятие модус начинает подразумевать внешнюю модальность или оценку[Никитин 2000: 7]. Модально-прагматическая рамка включает аксиологическую,эмоционально-экспрессивную, социальную и другие виды оценки, имеющиеопосредованное отношение к внутренней модальности, задаваемой семантикойглагола. Б.М. Гаспаров представляет модус как объединение категорийнаклонения, отрицания, вида; предметного значения; общих тематических,коммуникативных, жанровых свойств высказывания и ситуации в целом[Гаспаров 1996: 213].

О.А. Кобрина включает в сферу модуса категориимодальности, оценочности, эмотивности, эвиденциальности, приблизительности, отрицания, персуазивности [Кобрина 2006: 90].Переход от концепции модальной рамки к представлению о модальнопрагматической рамке способствует переосмыслению категории времени. Вформальнойконцепциимодусавремярассматриваетсякакшифтернаякатегория, которая соотносит сообщаемый факт или время пропозиции с фактомсообщения, моментом речи. [Якобсон 1972: 101]. В новой семантикосинтаксической интерпретации модусные роли, в том числе время, относятся ковсей пропозиции, а не только предикату [Богданов 2007: 112].

Категориальныйкластер, объединяющийсемантикуглаголасвременнойморфологией,дополняется коммуникативными установками субъекта, то есть момент речипереосмысляется в ситуацию или событие говорения.Темпоральное значение высказывания определяется отношениями трёхкомпонентов:грамматического,лексическогоиконтекстуальногопризнаков времени [Бондарко 1971: 66, 1983: 106]. Трёхуровневая модельвремени также интерпретируется как соотношение внешнего, внутреннего исубъективного времён [Chafe 1976: 27, Гак 1997: 127, Красухин 1997: 63].Внешнее время или грамматический признак отвечает на вопрос когда, тоесть локализует событие. Грамматическое время обычно считается наиболеерегулярным способом передачи временных отношений.

Внутреннее времяили лексический признак отвечает на вопрос как, связывается лингвистами с12аспектуальностью, а также внутренней модальностью. Контекстуальное илисубъективноевремяявляетсянаиболеевариативнымкомпонентомтемпорального значения, поскольку связана с категорией оценки.Контекстный или субъективный признак времени может приписываютсялюбым языковым средствам, уточняющим грамматическое действие, например,адвербиальным детерминантам для глагольных форм, просодическим средствамдлявыраженияопределённости/неопределённости.Контекстнетолькомодифицирует грамматическое и семантическое значение предиката, но иопределяет положение высказывания в дискурсе [ван Дейк 1989: 42].1.1.1. Модус в художественном нарративеГлавное свойство художественного повествования состоит в том, что оно нетолько рассказывает историю, но и предоставляет инструкции по ееинтерпретации, называемую сюжетом, дискурсом, логикой истории [Herman2002, Genette 1980, Успенский 2000].

В процессе чтения временная ипространственная дистанция между нарративными партиципантами: автором,персонажами и читателем сокращается, и восстанавливаются недостающиеинформативные лакуны в истории. Инактивация смыслов происходит благодарянарративному времени, то есть ритмической композиции текста, чередующей иповторяющейотдельныевысказыванияповествованиявопределённойпоследовательности.Нарративное время непрерывно и направлено [Partee 1984; Dowty 1986;Бондарко 1999, Genette 1980, Chatman 1990, Rimmon-Kenan 2002, Margolin 2003].В нарратологии существуют разные объяснения динамики нарратива илитекстовой прогрессии. Многие исследователи интерпретируют линейноеразвитие нарративна, используя термин возможный мир [Eco 1984: 246; Рикер1998: 174; Лотман 1996: 238; Степанов 1983: 22-23; Dolezel 1998: 10; Ryan 1991:21; Wales 2001: 64].Возможные миры в повествовании являются желаемыми мирами авторов,персонажейичитателей.Подавторамиичитателями13понимаютсядесубстанциализированные рассказчик и реципиент, то естьструктуры текста, а не реальные участники коммуникации.

Нарративдинамизируется благодаря возникающим конфликтам между возможнымимирами нарративных партиципантов и насущными мирами текста.Нарративная прогрессия осуществляется персонажами на событийном илиповествуемомуровне.Мирыперсонажейрассматриваютсякакнаборпропозиций, управляемых модальными операторами или предикатами спропозиционной семантикой [Barthes 1993: 278; Dolezel 1998: 45]. Ментальныемиры верований, статические модальные миры долженствований и желаний,динамические модальные миры, связанные с реализацией целей и плановакторов могут не актуализироваться в тексте.

В результате персонажсталкивается с необходимостью принятия решения, от которого зависитразвитиесобытийиследующиепредпочтения.Вариантыпреодоленияконфликта, из которых могут выбрать персонажи в каждой точке истории,определены характером повествуемого субъекта, а также конвенциями жанра.Аукториальные миры или воображаемые миры автора формируют внешнююмодальность нарратива, в отличие от миров персонажей, которые соответствуютвнутренней модальности нарратива, фиксируемой семантикой предиката. Мирыавтора ассоциируются с категориями времени, модальности, указывающими надистанцию от излагаемого, и залогом, передающим связь глагольного действияи субъекта: персонажа, читателя или нарратора [Женетт 1998: 224].Аукториальные миры ограничивают варианты развития нарратива, то есть мирыперсонажей, навязывая событиям свои причинно-следственные отношения.Роль реципиента относительно пассивна в нарративе: ожидания реальногочитателявынесенызапределытекста,основанынастереотипныхпредставлениях о хронологии и сюжете, то есть читательской компетенции.Универсальный способ интерпретации повествования, называемый идеальнымчитателем [Шмидт 2003: 35], определяется точками зрения автора.14В тех случаях, когда в сюжете литературного произведения, то есть ворганизацииповествуемыхтрадиционныхсобытийныхсобытийходов,наблюдаютсямирыотступленияреальногочитателяотнеактуализируются.

Новые причинно-следственные отношения между событиями,устанавливаемые персонажами и авторами, создают ситуацию выбора дляреципиента, поскольку ему необходимо поменять представление о моделитекста. Однако решения, принятые нарраторами и персонажами, ограничиваютвыбор читателя.В модальной концепции нарратива, миры персонажей соответствуютдиктуму, авторов – модусу; читателю отводится функция оценки, относящаяся кмодально-прагматической рамке высказывания. Миры персонажей, авторов ичитателей не только дополняют, но и взаимно ограничивают друг друга.Благодаря конфликту между желаемыми и насущными мирами нарративныхпартиципантов повествование приобретает свои динамические свойства.Ограниченный выбор или фактор нарративной предсказуемости определяетлинейный характер нарративного времени [Бремон 1980: 406].1.1.2.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее