Диссертация (Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)". PDF-файл из архива "Модусы времени в модернистском нарративе (на материале англоязычной прозы ХХ века)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиСИЛАНТЬЕВА Вероника ГеоргиевнаМОДУСЫ ВРЕМЕНИ В МОДЕРНИСТСКОМ НАРРАТИВЕ(на материале англоязычной прозы XX века)Специальность: 10.02.04 – Германские языкиДиссертация на соискание учёной степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор Масленникова А.А.Санкт-Петербург20172СодержаниеВведение…………………………………………………………………………...4Глава 1. Теоретические основы исследования времени в англоязычномхудожественном нарративе XX века…………………………………………….101.1.Модус и категория времени ……………………………………………….101.1.1.
Модус в художественном нарративе……………………………………...121.1.2. Категория времени в сюжетном нарративе……………………………….141.1.3. Категория времени в модернистском нарративе…………………………171.2.Представление о времени в философии модерна………………………...231.2.1. Модели времени в философии модерна…………………………………..261.2.2. Концепция ритмо-времени в философии модерна……………………….291.2.2.1. Музыкальный ритм как способ моделирования времени……………311.3.Категория времени в русле современной лингвистики………………….341.3.1. Онтологоцентрическая концепция времени……………………………...351.3.2. Интерпретацияабсолютнойиреференциальнойстратегийвсовременной лингвистике………………………………………………….451.3.2.1. Гибридная концепция времени………………………………………….451.3.2.2.
Семантико-синтаксическая концепция времени……………………….481.3.2.3. Синтактикоцентрическая и функциональная концепции времени…..521.3.2.4. Концепция временных отношений……………………………………..55Выводы к главе 1………………………………………………………………...60Глава2.Ассоциативныеполялексемы‘time’вмодернистскомнарративе………………………………………………………………………… 632.1.Кластерный анализ……………………………………………………………632.1.1. Кластерный анализ лексемы ‘time’ в англо-английских нормативныхсловарях……………………………………………………………………………652.1.2.Кластерныйанализлексемы‘time’вэлектронномтезаурусе«урбанистический словарь»………………………………………………………8232.1.3. Кластерный анализ лексемы ‘time’ в романе Джеймса Джойса «Поминкипо Финнегану»……………………………………………………………………93Выводы к главе 2……………………………………………………………….108Глава 3. Лингвистические способы моделирования нелинейного временив модернистском нарративе…………………………………………………..1113.1.Моделированиевременимодернистскогонарративаспомощьюфонетических и графических единиц………………………………………..
1133.1.1. Звуковая симметрия и типы рифмических построений в романе ДжеймсаДжойса «Поминки по Финнегану»……………………………………………. 1143.1.2. Синтагматическая омонимия как нарративное событие в романе ДжемсаДжойса«ПоминкипоФиннегану»………………………………………………………........................................... 1293.2Моделированиевременимодернистскогонарративаспомощьюграмматических структур слова и предложения…………………………… 1333.2.1 Простые и сложные рекурсивные лингвистические структуры………1333.2.2.
Грамматическое и синтаксическое время в модернистском нарративе.1483.2.2.1. Особенности употребления грамматических времен в модернистскомнарративе…………………………………………………………………………...1483.2.2.2. Особенности употребления темпоральных наречий в модернистскомнарративе….......................................................................................................1583.2.2.3.
Особенности использования инверсии и эллипсиса в модернистскомнарративе…………………………………………………………………………164Выводы к главе 3…………………………………………………………………172Заключение………………………………………………………………………...174Список литературы………………………………………………………….......... 178Список словарей…...……………………………………………………………. 195Список источников примеров…………………………………………………….196Список сокращений………………………………………………………………. 1974ВведениеДанное диссертационное исследование посвящено выявлению и описаниюособенностей репрезентации категории времени в модернистской англоязычнойпрозе,изучениюструктурных,закономерностейобъективациикогнитивно-семантическихиеесинтаксических,лингвокультурологическихпараметров в нелинейном нарративе. Таким образом, объектом исследованиявыступают языковая и текстовая категории времени, которые рассматриваютсявовсеммногообразииисследованияпредставляющиеявляютсясобойпроявлениясвоихиррегулярныесложноехарактеристик.единицысинтаксическоеПредметомтекстообразования,целоесинтегральнойсемантической структурой, и называемые нами модусами времени.Актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов, аименно:(1) обращением к изучению особенностей языковой репрезентации понятиявремя в структуре спонтанного и художественного нарративов, котороеспособствует дальнейшей детализации комплексного представления овремени в современной англоязычной картине мира;(2) его включенностью в контекст научных работ по когнитивной нарратологиии психолингвистике текста, ориентированных на субъект языкового действия,моделирующего свою деятельность, опыт и представления в формеповествованиявсоответствииссоциальнымиипсихологическимиустановками;(3) его соответствием общей направленности современных лингвистическихисследований нарратива на системное и всестороннее изучение текстовыхкатегорий и их соотношения с фактами языка.Теоретической основой исследования послужили положения когнитивнойнарратологии (H.P.
Abbott, M. Jahn, D. Herman, M. Bortolussi, P. Dixon, M.Fludernik, A. Banfield, U. Margolin), корпусной стилистики (J. Culpeper, E.Semino, M. Short, M. Toolan), лингвистики текста (И.В. Арнольд, А.А.5Масленникова, М.М. Бахтин, У. Эко, Р. Барт) и гипертекста (P. George, J.Landow, J. December, Thomas J. Farrell), функциональной и коммуникативнойграмматик (W. Klein, N. Hornstein, Tompson, А. В. Бондарко), психолингвистики(Белянин, Н.А. Рубакин И.Ю.
Марковина, Т.М. Дридзе).Цель работы состоит в выявлении грамматических, лексических ифонологических инструментов моделирования времени, используемых вмодернистском нарративе в соответствии с концепцией нелинейного времени,лежащей в основе его поэтики.Длятогонелинейнымчтобыустановить,несюжетнымявляетсялиповествованиемсмодернистскийособыминарративвременнымихарактеристиками, мы предполагаем решить несколько задач:1) Осуществить типологизацию модусов времени: выделить фонологические,морфологические, грамматические, синтаксические уровни моделированиявремени в модернистском тексте и определить их суггестивную,эстетическую и структурообразующие функции;2) Выявить относительно стабильные аспекты темпорального значения, тоесть те, которые не зависят от изменения представлений о времени инарративе, целей автора или субъективного восприятия реципиента. Найтии проанализировать новые с точки зрения нормы английского языка итрадиционного повествования способы моделирования категории временив модернистском нарративе;3) Провести кластерный анализ лексемы ‘time’ в словарях, электронномдискурсе и в модернистском романе Джеймса Джойса «Поминки поФиннегану».
Сопоставив дефиниционные кластеры, ассоциативные поля вспонтанных и художественных нарративах, описать новые способытематизации времени, то есть изменения в структуре лексического значениявремени.64) Определитьсегментныеисупрасегментныеспособыритмизациимодернистской прозы. Обнаружить, каким образом чередования, повторы ирифма влияют на временные характеристики нелинейного повествования.5) Проанализироватьморфологическиеисинтаксическиекатегории,задействованные в моделировании нарративного времени бессюжетногоповествования.Материаломисследованияреализациикатегориивременивмодернистском нарративе послужили 176 дефиниций из 8 толковых словарейанглийского языка, 45 спонтанных нарратива, а также 150 фрагментовхудожественных текстов Джеймса Джойса, Самюэля Беккета, ВирджинииВульф, Томаса Пинчона, Джона Барта и т.д.Методологической основой исследования категории времени в нарративеявляются сложившиеся представления о том, что: а) нарратив относится кформам познания, а модели времени в нарративе являются результатомкатегоризации опыта сообщества, на языке которого создан данный нарратив,поэтому нарративные проекции категории времени связаны с дискурсом иметадискурсом времени; б) структура модернистского нарратива отличаетсяотпоэтикисюжетных,линейныхповествованийпредшествующейлитературной традиции, поскольку в ней реализуются новые концепциивремени;в)прозаическийритмявляетсядинамическимфакторомтекстообразования, то есть выступает в качестве нарративного времени,поддерживающего целостность и развитие повествования.При решении поставленных задач в ходе исследования применялисьследующие методы и приемы лингвистического анализа:1) метод кластерного анализа словарных дефиниций, спонтанных нарративови фрагментов модернистского нарратива, который использовался в работедля выявления ассоциативного поля ‘time’, представляющего лексическийуровень понятия время в виде слов, употребляемых в минимальномконтексте ядерной единицы ‘time’;72) сравнительно-сопоставительный анализ ассоциативных полей лексемы‘time’ в разных видах нарратива и метод лингвистического моделированиядлянаглядногопредставлениярезультатов,полученныхвходеисследования;3) метод фоноритмического анализа лексических единиц, направленный наопределениевзаимосвязизвуковогорисункасловикомпозицийзвукобуквенных ритмов с временными характеристиками нарратива;4) структурно-семантическийанализнарратива,включающийлогико-смысловой анализ текста и семантико-синтаксический разбор отдельныхпредложений,нацеленныйнавыявлениеособенностейязыковойрепрезентации категории грамматического времени в модернистскомнарративе.Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые (1)систематизированы параметры нарративного события, модуса времени, длянелинейного повествования; (2) выработан алгоритм комплексного анализафонологических, морфологических, лексических и синтаксических уровнейтекста, определяющий способы моделирования времени в модернистскомнарративе; (3) представлена концепция и апробация методики кластерногоанализахудожественногонарратива,совмещающаяматематико-статистический, лексико-семантический, сравнительно-сопоставительный иинтерпретационный методы исследования; (4) предложен оригинальныйподход к изучению фоноритмической структуры нарратива, выявляющийрифмические построения и их динамические свойства; (5) в исследованиихудожественногоповествованияпримененметоданкетированиядляподтверждения восприимчивости реципиента к закономерностям чередованийлексическихединициструктурныхблоков,лежащихвосновецельнооформленности модернистского нарратива.Теоретическая значимость исследования определяется тем, что работавносит вклад в изучение способов моделирования нарративного времени в8модернистских текстах, соотношений категории времени и ее нарративныхпроекций, а также проливает свет на изменения темпорального дискурсаанглийского языка.Практическаязначимостьработыобусловленавозможностьюиспользования её результатов в дальнейших научных исследованиях, а также вучебном процессе - в лекционных и семинарских занятиях по риторике,когнитивной нарратологии, психолингвистике, при разработке и чтенииспецкурсов по лингвистике текста и корпусной стилистике.Положения, выносимые на защиту:1.