Диссертация (Социокультурные факторы воспроизводства мобильной трудовой занятости в российском регионе (на примере северо-востока Республики Башкортостан)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурные факторы воспроизводства мобильной трудовой занятости в российском регионе (на примере северо-востока Республики Башкортостан)". PDF-файл из архива "Социокультурные факторы воспроизводства мобильной трудовой занятости в российском регионе (на примере северо-востока Республики Башкортостан)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
28. №1. Pp. 12–28.75Erel U. Migrating cultural capital: Bourdieu in migration studies. Sociology. 2010. Vol. 44. № 4. Pp. 642–660.76 Ahmed N., Jones I. R. ‘Habitus and bureaucratic routines’, cultural and structural factors in the experience ofinformal care. A qualitative study of Bangladeshi women living in London. Current Sociology. 2008. Vol. 56. № 1.
Pp. 57–76.77Legido-Quigley H., McKee M. Health and social fields in the context of lifestyle migration. Health & Place.2012. Vol. 18. № 6. Pp. 1209–1216.78Benson M. Trajectories of middle-class belonging: The dynamics of place attachment and classed identities.Urban Studies. 2014. Vol. 51. № 14. Pp. 3097–3112.79Aner L. G. Dwelling habitus and urban outmigration in Denmark. European Urban and Regional Studies. 2014.Pp. 1–15.80Rye J. F. Youth migration, rurality and class: a bourdieusian approach. European Urban and Regional Studies.2011. Vol. 18. № 2. Pp.
170–183.81Oliver C., O’Reilly K. A bourdieusian analysis of class and migration: habitus and the individualizing process.Sociology. 2010. Vol. 44. № 1. Pp. 49–66.82Noble G. ‘It is home but it is not home’: habitus, field and the migrant. Journal of Sociology. 2013. Vol. 49. №2–3. Pp. 341–356.83Marshall J., Foster N.
“Between Belonging”: habitus and the migration experience. The Canadian Geographer.2002. Vol. 46. № 1. Pp. 63–83.84Halfacree K. H. Household migration and the structuration of patriarchy: evidence from the USA. Progress inHuman Geography. 1995. Vol. 19. № 2. Pp. 172–173.37мужем (являются т. н. вторичными мигрантами), а их восприятие коллегами мужчинами иработодателями характеризуется как не связанные обязательствами («uncommitted»), чтоспособствует воспроизводству неравенства в домашней сфере и сфере труда. Мужчины такжеследуют патриархальным структурам и, в следствие этого, воспроизводят существующиесоциальные структуры патриархата.Габитус проявляется в устойчивом длительном поведении агентов, которое далеко невсегда является рефлексируемым самими агентами. Концепцию габитуса критикуют задетерминированность: представление о поведении индивидов как нерефлексируемом инеосознанном (М.
Адамс85). Получается, что люди не думают, что делают, а действуютсогласно своему габитусу. Однако стратегии и практики агентов, которые трудно поддаютсяобъяснению как агентами, так и самим исследователем, являются неосознаваемыми,нерефлексируемыми и запаздываемыми (гистерезис). Эффект гистерезиса деятельности агентоввыражается в длительном неизменяющемся их поведении, которое становится привычным вданном социальном и физическом пространстве, т. е.
в более позднем отклике структурыдиспозиций на изменения этого социального пространства. Индивиды и социальные группы недействуют автоматически, а оценивают и взвешивают свои шансы и возможности, которыераспределены в социальном и физическом пространстве. Таким образом, индивиды исоциальныегруппыдействуютнастолькосвободно,насколькоимпозволяетинкорпорированный культурный капитал, проявляющийся в пространстве как габитус, а такжепространства капиталов. Индивиды субъективируют это пространство капиталов иливозможностей в процессах накопления капиталов (экономический, социальный, культурный),передачи и конвертации. Какие-то возможности, ресурсы индивиды используют, а какие-то нет.Концепция стиля жизни применяется в изучении мотивов миграции.
Мотивы переезда всельскую местность и вблизи города различаются не общим желанием жить хорошо, а зависятот разных стилей жизни: например, одни социально привязаны к сельской жизни, к месту, адругие желают жить в спокойном месте, но в то же время посещать театры и клубы в городе86.Л. Дж. Эйнер рассматривает мотивы молодых людей переезда из города в сельскую местностьчерез понятие «жилищного габитуса», то есть опыта длительного проживания какпривязанности к месту87.85Adams M. Hybridizing habitus and reflexivity: towards an understanding of contemporary identity? Sociology.2006. Vol.
40. № 3. Pp. 511–528.86Jetzkowitz J., Schneider J., Brunzel S. Suburbanisation, mobility and the ‘good life in the country’: a lifestyleapproach to the sociology of urban sprawl in Germany. Sociologia Ruralis. 2007. Vol. 47. № 2. Pp. 148–171.87Aner L. G. Dwelling habitus and urban outmigration in Denmark. Pp. 1–15.38Габитусвахтовыхработников—этодиспозиции,функционирующиекакинкорпорированный культурный капитал (образование, проведение свободного времени,социальная активность), проявляющиеся в их повседневных практиках и элементах стиляжизни.
Свободное время вахтовых работников рассматривается как ментальные диспозиции(предрасположенность к проведению досуга дома или за его пределами, просмотру ТВ,пользованию компьютером, чтению книг, общению, практикам поддержания и (или) подрываздоровья и др.).Модели структурацииВ зависимости от уровня проведения анализа процесса структурации ученымивыделяются две модели структурации: микромодель, предполагающая изучение взаимноговлияниясоциальнойструктурыиагентов(секвенциальнаяструктурация/институционализация) и макромодель (широкомасштабная структурация), в рамках которойизучаются исторические этапы и события как на институциональном уровне, так и на уровнеагентности.
С. Р. Барли и П. С. Толберт, развивая теорию структурации, предложилиэмпирически применимую модель структурации / институционализации, согласно которойинституты (структуры) ограничивают поведение индивидов через процессы кодирования(«encode») или усвоения (интернализации) и предписывания («enact») норм. В то время какиндивиды своими действиями пересматривают («revise»), экстернализуют и объективируют(«externalize» и «objectify») нормы и правила88. Основной упор вышеупомянутые авторысделали на теории структурации Э.
Гидденса и теории П. Бергера и Т. Лукманна. Периодывоздействия структуры на индивидов и влияние индивидов на структуры разделяются какпроиллюстрировано на адаптированном рисунке 1. В данной модели (как правильно отметилиМ. Поззебон и А. Пинсоннэ) периоды сбора данных и их анализ совпадают: данные собираютсяв течение всего периода исследования89. Каждое событие (скрипт) анализируется тщательно. Воизбежание«смешения»структурыиагентностиавторысчитают,чтонеобходимадиахроническая модель структурации, благодаря которой можно разделить периоды влиянияструктуры и активной деятельности акторов90.
В другой альтернативной модели структурациипериод сбора данных (рисунок 2) заметно короче периода анализа (исторический анализ).88Barley S. R., Tolbert P. S. Institutionalization and structuration: studying the links between action andinstitution. Organization studies. 1997. Vol. 18. № 1. Pp.
100–103.89Pozzebon M., Pinsonneault A. Challenges in conducting empirical work using structuration theory: learningfrom IT research. Organization studies. 2005. Vol. 26. № 9. Pp. 1364–1365.90Barley S. R., Tolbert P. S. Institutionalization and structuration: studying the links between action andinstitution.
P. 99.39События анализируются не так глубоко, как в предыдущей модели, а периоды анализа могутбыть гораздо больше (несколько лет). Например, это исследование польских мигрантов вЕвропе и Америке в работе Е. Моравска. В ней демонстрируется применении теорииструктурации в анализе миграции.
Миграция выступает как процесс структурации, в которомстратегии мигрантов влияют на политическую, экономическую и социокультурную структуруобществ отправителей и получателей мигрантов, а также, как социальная структура данныхобществ (например, сеть знакомых мигрантов и родственников за границей) позволяетпотенциальным мигрантам переехать в другую страну на заработки. Период анализа данныхзаметно больше периода сбора данных: 1989–1990 гг., а также «волны политической иэкономической эмиграции» с 1880–х гг.91Институциональный уровень (социальная структура)аdаСкриптыbcdaСкриптыСкриптыbТ1cТ2dbcТ3Уровень действия (деятельность индивидов)Легенда: a — кодирование, b — предписывание, c — пересмотр, d — объективация и экстернализация; T1,T2, T3 — разделение событий, которые следуют друг за другом. Скрипты — регулярности и паттерны поведения.Рисунок 1.
Секвенциальная модель структурации / институционализацииИнституциональный уровень (социальная структура)Событие 1Событие 3Событие 4Событие 2Уровень действия (деятельность индивидов)Рисунок 2. Модель широкомасштабной (broad-ranging) структурации91Morawska E. Structuring migration: The case of Polish income-seeking travelers to the West. Theory andSociety. 2001. Vol. 30. № 1.
Pp. 47–80.40Рисунок 3 демонстрирует авторскую модель взаимодействия социальной структуры идеятельности индивидов, дополненная процессами экстернализации и интернализации,объективации и конструирования. Процесс структурации (воспроизводство социальнойструктуры индивидами и социальными группами) происходит непрерывно и одновременно синтернализацией элементов социальной структуры. Так как сложно изучить процессструктурации вахтовых работников, используя вышеупомянутые модели (секвенциальнаямодель структурации / институционализации и модель широкомасштабной (broad-ranging)структурации), то в данной работе применена концепция жизненных путей. Каждый вахтовыйработник имеет свой уникальный жизненный трудовой путь (жизненные этапы в определенныепериоды времени и пространстве), в процессе которого он подвергается воздействиюсоциальной структуры, а также воспроизводит и изменяет эту структуру.Трудовые траектории в данной работе рассматриваются в рамках теории жизненныхпутей.
О. Н. Ежов отмечает, что теория жизненных путей помогает преодолеть дилеммуобъективизма / холизма и субъективизма / индивидуализма и определяет жизненный путь как«многоуровневый феномен, прослеживаемый от уровня структурных процессов черезсоциальные институты и организации до уровня социальных траекторий индивидов ипроцессов их развития»92. Среди зарубежных исследователей жизненных путей следуетвыделить определение Х.-П.
Блоссфельда и И. Хьюнинка, в котором «формально жизненныйпуть можно описать как стохастический процесс с непрерывной временной осью имногомерным пространством состояний, отражающим изменяющиеся во времени свойства,позиции и качества людей»93. Теория жизненных путей людей позволяет изучить какобъективные данные: действия людей, события, капиталы, структурные, институциональные иисторические ограничения и каузальные зависимости между этими данными, так исубъективные процессы принятия решений (стратегии и практики), схемы интерпретации иклассификации и др. Преимущества теории жизненного пути заключаются в том, что онапозволяет изучить как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на жизнь человека.Например, периоды жизни человека зависят не столько от фиксированных стадий развитияличности (например, концепция «кризиса среднего возраста»), сколько от структурных иинституциональных изменений в обществе94.
Автор опирается на опыт изучения жизненныхЕжов О. Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальнойантропологии. 2005. Том VIII. № 3. С. 23.93Блоссфельд Х.-П., Хьюнинк И. Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции,методы и проблемы (пер. с нем. К. Тимофеевой) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX.№ 1. С.
17.94Giele J. Z. Innovation in the typical life course. In: J. Z. Giele and G. H. Elder, Jr. (ed.) Methods of life courseresearch: qualitative and quantitative approaches. Thousand Oaks, London, New Delhi: SAGE Publications, 1998. P. 238.9241путей мигрантов при помощи качественных методов (глубинное интервью, биографическийметод). Это представление жизненных путей мигрантов в форме передвижения в пространстве(как в физическом, так и в социальном) и времени в виде диаграммы по критериюудовлетворенности жизнью95 или по разделению иерархии пространства на позиции9697, а такжеописание некоторых измерений мигрантов: экономическое (уровень жизни, доходы и т. д.),политическое измерение (законы о миграции, гражданское участие, натурализация и др.),измерение социальной мобильности (возможности в образовании и повышении социальногостатуса) и измерение идентичности (эмоциональные связи с семьей и несколько идентичностей)в определенные периоды времени98.Социальная структураИнтернализацияЭтап 1Распределение капиталовЭтап 2ЭкстернализацияЭтап 3Освоение капиталовУровень действия (деятельность агентов)Рисунок 3.