Диссертация (Инновационные формы обучения при формировании фонетических навыков у студентов из Китая), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Инновационные формы обучения при формировании фонетических навыков у студентов из Китая". PDF-файл из архива "Инновационные формы обучения при формировании фонетических навыков у студентов из Китая", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Основными положениями теории навыка, которые отражают достиженияроссийской методической науки, являются следующие:1)навык как речевая операция – компонент умения;2)навык должен обладать такими качествами как: автоматизм,устойчивость, безошибочность, оптимальная скорость выполнения;3)разновидностями навыков являются фонетические, лексические играмматические;4)в зависимости от восприятия или речепроизводства навыкиразделяются на рецептивные и продуктивные;Хорошо известно, что фонетические ошибки часто отражаются на письме, а также могутслужить причиной непонимания слов при чтении из-за сложившегося у учащихсяневерного акустического образа слова.2155)установленаопределеннаяпоследовательностьстадийформирования навыка (в трактовке С.
Ф. Шатилова – 3 стадии3, в трактовке Е.И. Пассова – 5 стадий);6)выделены четыре этапа работы над учебным материалом (в томчисле и фонетическим): этап приобретения знаний, этап формированиянавыков, этап совершенствования навыков, этап развития умений (Зимняя1985; Пассов 1977, 2006; Леонтьев 1997).Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин противопоставляют произносительный иартикуляционный навыки. Произносительные навыки трактуются какспособность совершать операции, связанные с артикуляцией отдельныхзвуков и их соединением в слоги, слова, ритмические группы (Азимов, Щукин2009, с. 228), а артикуляционный навык как автоматизированная операция,связанная с безошибочным с точки зрения норм изучаемого языкапроизнесением отдельных звуков и звуков в составе слова и высказывания(Там же.
С. 19).По мнению Н. А. Любимовой, «слухопроизносительные фонетическиенавыки – это автоматизированные слуховые и речемоторные операции,обеспечивающие как восприятие, так и реализацию единиц разных уровнейфонологического компонента данного языка в соответствии с его системойи нормой» (Любимова и др. 1993, с.
33).Г.В.Роговарассматриваетфонетическиенавыкикак«автоматизированные произносительные навыки, т. е. навыки произношенияиностранных звуков и выделение этих звуков в потоке звучащей речи,постановкиударений,правильногоинтонационногооформлениясинтаксических конструкций иностранного языка» (Рогова 1988, с. 32).С точки зрения И.
В. Фроловой, «слухопроизносительный навыкпредставляет собой сложное многоуровневое системное образование,В данном исследовании принимается концепция стадиальности формирования навыков,предложенная С. Ф. Шатиловым.316включающее операции восприятия, артикулирования и интонирования»(Фролова 2007, с. 8–9).Можно заметить, что в методических исследованиях термины″слухопроизносительные навыки″ и ″фонетические навыки″ используются какравнозначные. Разновидностями слухопроизносительных навыков являютсяартикуляционные, акцентуационно-ритмические и интонационные навыки.В настоящем исследовании принимается определение фонетическогонавыка, предложенное Н. Л. Федотовой. Автор обращает внимание нанеобходимость учёта языковой установки: «Фонетический навык (сложныйфонетический навык) – особым образом организованная структура, котораясостоит из автоматизированных операций идентификации и воспроизведениясегментных и суперсегментных единиц в соответствии с языковой установкойна данном языке» (Федотова 2013, с.
35).Из этого следует, что процесс формирования фонетических навыковдолжен быть целенаправленным и непрерывным, а комплексный подход корганизациифонетическихсопроводительного)долженкурсовучитывать(ВФК,корректировочного,взаимосвязанноеобучениеартикуляции, ритмике, ударению, интонации русской речи в соответствии скоммуникативными целями и языковой установкой.Важными для нашего исследования представляются положения о том,что• при формировании слухо-произносительных навыков необходимаопора на родной язык учащихся;4• предусматривается последовательная и систематическая работасначала над отдельными элементами артикуляции, а затем постановкаизолированного звука, в составе слога и слова;Для преодоления отрицательной фонетической интерференции – одной из главныхпроблем, с которой сталкиваются иностранные учащиеся при овладении иноязычнымпроизношением.417• при формировании произносительных навыков используются, какправило, имитативный и аналитико-имитативный (сознательный) методыобучения (Азимов, Щукин 2009, с.
19).1.1.2. Психолингвистические механизмы овладения слуховыминавыкамиРечевое общение невозможно без восприятия и понимания речи,основой которых, в свою очередь, являются сформированные слуховыенавыки.Рассмотрениеслуховыминавыкамипсихолингвистическихпозволитпонять,намеханизмовкакихэтапаховладениядолжныформироваться те или иные механизмы и какие фонетические игры могутпомочь в преодолении затруднений, препятствующих формированию этихмеханизмов.В 50-60-е гг. XX века были распространены акустическая теория;моторная ("артикуляционная") теория и теория анализа через синтез. 5Достаточно подробно психофизиологическая сторона восприятия речирассматривается в работах Н.
И. Жинкина (1958). Исследователь, отмечая, чтовосприятие речи на слух начинается с анализа признаков звука изаканчивается синтезом речевого звука как элемента слова, выделяетследующие этапы приёма речевых сигналов:1. «Первичное аналитическое распадение синтетических акустическихкомплексов в слуховом рецепторе на отдельные признаки звука (спектры ипервичное квантование интенсивности) и переход этих признаков на новыенесущие сигналы – нервные импульсы.2. Удержание поступивших сигналов на время приема отдельногопростого сообщения (фразы).3.
Включение механизма постоянных различителей, отделение основнойчастоты от спектра, выделение речевых формант и в связи с этим первичныйсинтез слова в тембрах.Обзор различных теорий восприятия речи достаточно полно представлен в работе А. А.Залевской ″Введение в психолингвистику″ (1999).5184. Узнавание слова из состава усвоенного лексикона по категориальными индивидуальным приметам и в связи с этим полный синтез отдельного слова.5. Синтез слов в систему сообщения по усвоенному применению правилграмматики и логики.6. Различение ступеней интонационного квантования по высоте,громкости и долготе и в связи с этим переозначение словесных комплексовприменительно к ситуации.7. Понимание мысли отдельного сообщения и удержание ее через какойлибо заменитель» (Там же. С.
124).Как утверждал Н. И. Жинкин, исходным пунктом первого этапа являетсяпоступление звука к органу слуха слитным синтетическим комплексом,который для последующей передачи нервным импульсам должен бытьрасчленён на сегменты (признаки звука).По мнению В. А. Артёмова, который изучал психологическую природуподражания, «восприятие отнюдь не исчерпывается пределами одногологического познания…» (Артёмов 1969, с. 155–156). Исследователь называеттри основные составляющие подражания:1) моторные со-переживания и со-действия, которые сопровождаютвосприятие физических действий, движений и речевых действий другихлюдей;2) эмоциональное сопереживание, сопровождающее восприятиеэмоционально насыщенных событий;3) восприятие мысли как со-гласие или не-со-гласие (Там же).Применительно к обучению иностранному языку «подражание естьцелостное, синтетическое действие в целях познания и обучения» (Там же.
С.157).191.1.3. Психолингвистические механизмы овладения произносительныминавыками.До сих пор не существует общепринятой модели речепроизводства, чтообусловлено сложностью процессов, обеспечивающих его. Далее рассмотримтеоретические положения, которые являются основой многих гипотез дляразработки моделей речепроизводства.6С. В.
Кодзасов и О. Ф. Кривнова называют главной задачей созданиямоделей речепроизводства объяснение преобразования лингвистическойпрограммы произнесения в движения речевых органов (Кодзасов, Кривнова,2001, с. 78). Исследователи отмечают, что в структуре речепроизводстваможно выделить два компонента:• управляющий (воспроизводит функции центральной нервнойсистемы, которая в артикуляционной деятельности отвечает за выбор иформирование двигательных или моторных команд);• исполняющий (связан с моделированием процессов нейромышечногои органического этапов производства звуковой речи) (Там же.
С. 78).С точки зрения физиологии, «речевой сигнал образуется в результатекоординированных движений артикуляционных органов в пространстверечевого акта» (Там же. С. 84). В таком понимании объектами исполняющегокомпонента являются ″отдельные артикуляторы″: верхняя и нижняя губы,нижняя челюсть, кончик, спинка и тело языка и т. д.). При этом управляющийкомпонент определяет параметры движения артикуляторов (величина,направление и скорость смещения). При произнесении звуков управляющийкомпонент осуществляет контроль за тем, чтобы результатом артикуляциистали звуковые колебания с нужными акустическими характеристиками (Тамже).Исследованием психолингвистических проблем овладения произносительными навыкамизанимались такие учёные как В.
А. Артёмов, А. А. Залевская, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривноваи др.620По мнению С. В. Кодзасова и О. Ф. Кривновой, работа управляющегомеханизма разделяется на три этапа:I.Происходитзаменафонетическихсимволов,входящихвлингвистическую программу, на соответствующие им ″целевые артикуляции″,которые нужно создать для произнесения конкретных звуков.II.
На основе целевых артикуляций определяются ″двигательные цели″для речевых органов: как и где они будут располагаться, что при артикуляциибудет сужаться/ расширяться/ вибрировать и т. д.).7III. В управляющем механизме создаются двигательные задания длямышечныхструктур,спомощьюкоторыхдолжныпроизводитьсянеобходимые артикуляции: рассчитывается ″траектория артикуляционныхдвижений″ на основе целевых траекторий (Там же.