Отзыв официального оппонента 2 (Трансформация социальной идентичности населения Республики Коми (на примере Ижемского района)), страница 2
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента 2" внутри архива находится в папке "Трансформация социальной идентичности населения Республики Коми (на примере Ижемского района)". PDF-файл из архива "Трансформация социальной идентичности населения Республики Коми (на примере Ижемского района)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Иными словами этническая идентичность связывается наряду с потребностью сохранения самобытности языка, обычаев, традиций с практическими аспектами, использованием артефактов и алгоритмов, направленные на достижение желаемого результата. Социальная реальность представлена не только категорией социальных практик, но и другими составляющими, среди которых, в рамках нашего исследования, следует выделить символы. Символ можно представить как некий репрезентант в социокультурном пространстве объектов данной социальной реальности, который находит выражение в умозрительных конструктах и физических объектах».
3. Трансформация социальной идентичности населения Ижемского района, которая испытывает влияние общих для всего населения локальных социальных ресурсов и обстоятельств, обусловливает выбор единой идентификационной стратегии, не зависимо от половозрастных характеристик индивидов. Ее реализация формирует общую модель социальной идентичности, «в которой этническая идентичность находится на вершине и является наиболее актуальной, гражданская также положительно которые может предоставить специальный статус этнической группе ижемцев, в плане экономической и социальной поддержки». 5. «Этническая идентичность в биографиях респондентов представлена через ряд размежеваний, которые означают целый спектр отношений, варьирующихся от определенных форм солидарности с иными социальными группами до готовности к конфронтации.
В ходе нашего исследования были выявлены следующие типы размежеваний, имеющие различную степень интенсивности: город — деревня, север — юг, коми— русские, пришлые — местные». Полученный результат в совокупности обеспечивает прирост научных знаний в сфере этносоциологии и социологии социальных процессов. К конкретным элементам научной новизны могу отнести следующее: в новом контексте использован когнитивный механизм (категоризации, самокатегоризации, деперсонализации, социального сравнения) социальной идентичности, который позволяет раскрыть конструирование того или иного вида идентичности через конкретные социальные и культурно-коммуникативные практики; определена роль социальных практик и символов в трансформации социальной идентичности и изменении ее структуры; с авторской позиции эмпирически выделены сценарии трансформации социальной идентичности жителей Ижемского района Республики Коми: граждански ориентированный; ориентированный на коми- этническую идентичность с выраженным компонентом гражданской (российской) идентичности; ориентированный на ижемскую идентичность„ с негативным окрасом гражданской (российской) и региональной качестве альтернативы локальным идентичностям и включения их в российскую нацию.
идентичностями; выявлена трансформация множественной социальной идентичности локальной группы коми-ижемцев, вектор которой проявляется в актуализации локальной этнической идентичности (ижемцев) как ресурса изменения социально-экономического статуса этнокультурного сообщества; акцентирована необходимость сознательного конструирования региональной идентичности в территориально отдаленных регионах Севера для укрепления внутри региональных солидаристских связей, и ее роль в Обоснованность и достоверность научных положений исследования подтверждаются концептуальной и методической проработанностью поставленной проблемы; взаимной согласованностью данных теоретического анализа и результатов эмпирического исследования; адекватным применением методологии качественных методов (биографического интервью); корректным соотнесением результатов самостоятельного эмпирического исследования с результатами количественных исследований по данной проблематике, которые проводились в регионе на протяжении ряда лет.
Теоретические выводы и результаты эмпирических исследований были апробированы автором в выступлениях на всероссийских и региональных конференциях, а также в публикациях журналов, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России. Практическое значение диссертационной работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы региональным правительством Республики Коми для разработки стратегии укрепления внутри этнических связей коми; интеграции этнокультурного сообщества коми (включая коми-ижемцев) в российскую нацию; позиционирования региона в коммуникативном пространстве РФ.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в образовательных программах по направлению «Социология», «Культурология», «Регионоведение» при подготовке курсов «Этносоциология», «Методология социологических исследований», «Качественные методы эмпирических исследований». Высоко оценивая теоретико-методологический уровень проведенного исследования и обоснованность его выводов, все-же можно высказать ряд замечаний. Первое из них касается уклонения автора от социологического определения периода рассмотрения трансформации идентификационных процессов.
Выделяя предмет своего анализа, автор конкретизирует период в традиции исторического подхода — 1990-2010 гг. Однако это уточнение не выносится автором в заглавие работы, т.е. в формулирование темы. В некоторых местах диссертации, автор мимоходом упоминает, что речь идет о периоде аномии.
Об этом свидетельствует также ссылка на понятие «культурной травмы» (Штомпка). То есть, указание на два десятилетие — это не просто исторические рамки, это именно тот период, в который произошло разрушение сложившейся национально-государственной (советской) б идентичности. Однако социологическое определение рассматриваемого периода в формулировке темы потребовало бы выделить в работе анализ этого периода. Автор, видимо, отказался от этой перспективы, и это позволило обосновать «объективную стихийность» конструирования социальной идентичности под влиянием социальных процессов, смазывая реальную конфликтогенность рассматриваемых процессов. Второе мое замечание тесно связано с первым: рассмотрение социальной идентичности как переживания индивидом стихийности социальных процессов, позволяет автору уклониться также и от анализа социальных акторов, конструирующих социальную идентичность.
Вместе с тем, авторский анализ факторов формирования идентичности в Коми (параграф 2.1.) высвечивает роль социальных акторов, которые своими действиями (или бездействиями) определяют динамику социальных процессов и, тем самым, — определяют трансформацию идентичности. Это происходит помимо установки диссертанта выдержать безсубъектную методологию. Рассматриваемый материал оказывает сопротивление стремлению автора показать, что социальная идентичность— «нечто, конструируемое социальными процессами, и, вместе с тем, идентичность через социальную структуру, изменяя ее, может оказывать влияние на социальные процессы, и закреплять в обществе, присущие ей установки».
Соискатель сознательно уклоняется от рефлексии действий социальных акторов, конструирующих идентичность, но на них указывают процессы, которые в той ли иной форме упоминаются в разделе 2.1. через понятие «факторы формирования и динамики...»; указывают также и информанты, описывающие свои переживания по поводу действия этих акторов. В частности, автор указывает на дезинтеграцию промышленных кластеров в республике, на отсутствие стратегии построения бренда Коми и т.д. — но ведь все это — в ведении деятельности Правительства Коми, которое ответственно за политику выстраивания внутренней солидарности населения региона, построения и осознания региональной общности. Одновременно с этим, уже в других разделах работы, диссертант рассматривает косвенно, через социальные практики, роль национально-культурных организаций, которые активизируют ижем скую идентичность, лоббируют конструирование в общественном сознании представления о самостоятельной этнокультурной общности «ижемкий этнос», в явной или латентной форме актуализирует представления о различиях «коми» и «ижемцев», «северян» и «южан» в республике.
Третье замечание имеет редакционный характер. Мне представляется неудачным название параграфа 2.1. «Факторы формирования и динамика гражданской, региональной и этнической идентичности в Ижемском районе Республики Коми» по двум причинами: во-первых, это название в значительной части дублирует название главы; во-вторых, потому что в совокупности названые факторы образуют специфику региона Республики Коми; акцент на факторах смещает фокус внимания с региональной целостности на ее отдельные характеристики. Четвертое замечание относится к анализу феномена множественности идентичности (1.2.). Мне представляется, что этот раздел может быть обогащен автором за счет двух сюжетов. Во-первых, обоснованием выбора из всего множества только трех компонентов — гражданской, региональной и этнической; пока этот выбор автор ничем не мотивирует.
Во-вторых, рассмотрением анализа множественности (или многоуровневости) социальной идентичности в других поликультурных регионах, (например, работы: Жаде Э., Куква Е., Ляушева С., Шадже А. Российская идентичность на Северном Кавказе. Москва-Майкоп.