Диссертация (Коллективное сознание в культуре), страница 68
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коллективное сознание в культуре". PDF-файл из архива "Коллективное сознание в культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 68 страницы из PDF
Оставшаясячасть отбрасывается, как бесполезная с точки зрения данного общества и егокультуры.Так, особенности социальной адаптации и соответствующей коммуникацииактивной части советского народа в 30-50-ые годы в условиях лагерей и иногототального ограничения прав и свобод, отразились в языке в виде лексическихединиц и фразеологии с лагерно-уголовной стилистикой. Закрепившись внациональном коллективном сознании, эти особенности уже в постсоветскоевремя, то есть в условиях новой социокультурной волны, регулируют поведениезначительной части населения, вызывая, как результат обратного действия, егоповышенную немотивированную агрессивность и криминальную активность.Другой подобный пример - США, где на наших глазах происходитскладывание собственной национальной мифологии, в которую в качествеперсонажей включаются вымышленные герои комиксов и кинофильмов, а также333реальные персонажи (супермен, человек-паук, Бэтмен, капитан Америка, Бонни иКлайд, спасатели Малибу и др.).
Сам по себе это обычный процесс, который вразное время проходил там, где формировалось национальное коллективноесознание. Смысл его состоит в закреплениив информационном ядресформировавшейся нации определённых денотатов, задающих траекториюэволюции этого социокультурного сообщества. Однако настораживает фон, накотором действуют эти знаки-персонажи. Несомненно, тот культ насилия,жестокости, погони за наживой, допустимости агрессии и даже убийства,например, как следствие личной или коллективной мести, который обычносопровождает действия этих и других, ныне мифологических персонажей, окажетвлияние на поступки и поведение тех будущих поколений американцев, в чьёмколлективномсознанииэтотэмоциональныйисоциальныйфонбудетприсутствовать в виде одного из управляющих элементов. Остаётся надеяться нато, что общественные и властные институты США, ответственные заформирование культурных норм, примут необходимые организационные меры, какэто было сделано в начале 70-ых годов прошлого века.
Тогда на уровнерекомендаций, обязательных к выполнению, было предписано включение всценарии фильмов афроамериканца в качестве второго главного героя.Социокультурный результат административного регулирования культуры незамедлил сказаться – стала быстро снижаться межрасовая напряжённость, чего иследовало ожидать в стране, где национальная идеологема формируется во многомпод воздействием видеосообщений, передаваемых через кинематографическийкоммуникационный канал.Таков механизм накопления культурного потенциала социума в ходе егоэволюции.Этот потенциал, по сути, представляет собой набор социокультурныхценностей, который является сугубо специфическим для каждой даннойсоциокультурнойсистемы,хотьиимеет рядважныхвсеобщихчерт,обусловленных единством современного человечества как вида Homo sapiens.Последнее, впрочем, не является абсолютно достоверным фактом, поскольку334генетики не исключают существование среди нас таких людей и, возможно, целыхнародностей, в чьих хромосомах остались генетические следы других разумныхвидов людей, ныне считающихся вымершими.На специфичность национальных культурных ценностей обращал вниманиеещё в 70-ые годы прошлого века чилийский биолог и социолог У.
Матурана,который показал, что «никакая абсолютная система ценностей невозможна, алюбая истина и ложь в области культуры по необходимости относительны» 255,поскольку единственным предельным показателем истины является успешностьвзаимодействия и поведения в биологическом смысле, то есть выживаемостьсообщества. Но каждое такое предельное основание относительно в силусамореферентностисистемживыхорганизмов,откудаипроистекаетотносительность культурных истин.Не случайно национальные семантические особенности языковых единицярче всего проявляются именно во фразеологизмах, а не в отдельных словах.Например, в английском, французском и испанском языках много слов излатинского языка, но, в общем случае, это не имеет особого значения.
Иначе делообстоит с фразеологизмами, в центре которых стоят элементарные сообщения,образующие содержание коллективного сознания народа. Поэтому французскиепословицы и поговорки на одну и ту же тему отличаются от английских, немецкихи остальных, также отличающихся друг от друга. Совпадения тоже нередки иимеют различную природу вплоть до случайной. В некоторых случаях подобныефразеологизмы возникли за период совместного проживания и общей истории, как,например, в русском и финском языках. В других основанием для совпаденийслужит общий источник заимствования – литературные произведения, начиная сБиблии, как это имеет место во всех европейских языках, включая русский. Общимявляется и использование во фразеологизмах разных народов одних и тех жеобразов частей тела для усиления эффекта от сказанного. И т.д.
А вот упоминание255Матурана У. Биология познания. М.: Язык и интеллект, 1996. – 416 с.335образов животных и окружающих предметов различно по вполне понятнымпричинам.В любом случае, такие совпадения только подчёркивают совпадающиестроки из текста содержания информационного ядра разных культур, не отменяянациональное своеобразие поведения. Появление в последние годы большогочисласравнительныхлингвистическихисследований,направленныхнаотносительное сравнение употребления однотипных фразеологизмов в разныхязыках, говорит о понимании важности и перспективности этой темы.Свойства языка как управляющей и когнитивной системы хорошо известны.Тот же Матурана одним из первых рассматривал живые системы и человека каккогнитивные системы, а жизнь как процесс познания. В дальнейшем эта идея нашлаприменение в компьютерных технологиях, например, в хорошо известной нынекогнитивной компьютерной графике. Управляющая функция языка изучается впсихологии, нейролингвистике и пр.
«Язык — инструмент самого общего плана,ибо он дает направление и инструкции для наших мускульных усилий, нашихорганов чувств и мыслительных способностей» 256, и, следовательно, поведения.Функцию хранения социально значимой информации реализуют искусство, наукаи сопутствующие гуманитарные дисциплины, используя естественный испециальные языки, а также образные средства выражения.Как было показано выше, разум, как высшую форму индивидуальногосознания можно рассматривать как результат осознания себя вследствиекоммуникации. Этот акт осуществляется на языке коммуникации, то есть втерминах некоего тезауруса, или в пространстве информационного ядра. Такимобразом,оказывается,чтоуправляющаясвязьмеждуколлективнымииндивидуальным сознанием реализуется через структуру языка, содержание исемантику его крупных языковых единиц или форм.Максимальным результатом такого управляющего воздействия являетсяпоявление и эволюция новой социокультурной системы, которая начинается с256Brunner J.
Education as Social Invention. Cambridge, 1969. Р. 4.4.336возникновения идеи о социальном переустройстве. Подобная идея можетвоплотиться в жизнь только в том случае, если она появилась в критическое дляданного социума социальное время и имеет своего харизматического носителя(вождя), способного объединить вокруг себя и своей идеи более или менеезначительнуюгруппу(например,двенадцатьчеловек).Затемэтаидеястремительно обрастает сторонниками и воплощается в социальную практику,давая начало новой социокультурной волне в истории эволюции общества. Выборсреди множества идей для реализации той или иной идеи в жизни общества врядли можно считать сознательным, скорее, это происходит бессознательно, но всегдас опорой на те знаки и символы, которые в неявном или явном виде содержатся впространстве информационного ядра, составляя содержание специфическоймифологии.В антропологическом смысле эти знаки в своей совокупности образуют то,чтообычноназываетсянациональнымиособенностями,свойстваминационального менталитета и т.п.
Хорошо известны примеры того, какособенности национального менталитета и его эволюции наглядно отражаются вистории и структуре языка любого народа, и некоторые из них использованы внашей работе.Переходя к заключению, необходимо ещё раз подчеркнуть тот тренд врассмотрении социокультурной эволюции, который реализован в нашем подходе.Р. Доукинз перенёс субъект эволюции с популяций на перегруппировывающиесягруппы генов. Н.
Луман показал, что эволюционируют не группы людей, а системыих коммуникаций, в основе чего лежит эволюция их структур и элементов.Развивая этот ход рассуждений далее и сохраняя тезис об эволюции коммуникаций,мы полагаем, что социокультурная эволюция - это процесс развития коллективногосознания сообществ, механизмом которого является целенаправленное движениеинформации в виде кодов-команд посредством коммуникации.
Инструкции дляэтого и будущего движения встраиваются в текст информационного ядрасоциокультурной системы.337ЗаключениеИтак, в рамках нашего междисциплинарного исследования мы описали двапринципиальных, но взаимосвязанных концепта: коллективного сознания иструктуры и эволюции социокультурных систем. В основу нашего подхода лёгизвестный семиотический тезис о тождестве между структурами сознания икультуры, которое понимается как единство информационной природы. Свойстваколлективного сознания и культуры как информационных систем анализировалисьсистемно и эволюционно, также дана вероятностная оценка явлений и процессов,связанных с социокультурными системами.Были рассмотрены формы реализации процесса сознания, особенностиразных видов группового сознания, структура социокультурных формаций, а такжеусловия, причины и закономерности их возникновения, развития и угасания,поведение социокультурных систем, место и роль отдельного человека в эволюциисоциокультурных систем, связь между количеством членов группы и уровнемсоответствующего коллективного сознания и др.Показано,чтосоциокультурнуюсистемуследуетрассматриватьодновременно, по крайней мере, с двух сторон: как объект информационного типаи как структуру из субкультурных подсистем со сложной иерархическойорганизацией и архитектурой взаимных связей.
Социокультурная системаэволюционирует и как единое целое, и как состоящая из относительносамостоятельныхподсистем,атраекторияэтойэволюцииописываетсяхарактерной кривой. Она показывает количество информации, которую создаётсоциум в ходе своего развития.Разработано и теоретически и практически обосновано представление околлективном сознании общественных групп, как о надфизиологической структурепсихического типа, которая возникает и развивается по глобальным законам338эволюции самоорганизующихся неравновесных систем. Средой, в которойвозникает и развивается коллективное сознание, является совокупное духовное иматериальное пространство, создаваемое человеческими общностями в результатеорганизованной сознательной и целенаправленной деятельности и обобщённоназываемое культурой.Впервые исследованы качественные и количественные взаимосвязи междуотносительной численностью группы и развитием её коллективного сознания.Конечно, полученные результаты рано называть окончательными, но общеенаправление дальнейших исследований очевидно.В стороне остался вопрос о физической природе изучаемого объекта, но такаязадача не ставилась, да и вряд ли есть основания считать её выполнимой в условияхдоминирования классической научной парадигмы, как об этом отмечалось вразделе, посвящённом природе сознания.Также по результатам исследования можно сделать следующие выводы:1.