Диссертация (Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства)), страница 11

PDF-файл Диссертация (Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства)), страница 11 Философия (47589): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства)) - PDF, страница 11 (47589) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства)". PDF-файл из архива "Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Это темпоральностькапиталистического мира (шум, неразличимость). «Событие, Ereignis, не имеет ничегообщего с мелкой дрожью, с сопутствующим новаторству прибыльным пафосом. Вцинизме новаторства, разумеется, скрывается отчаяние от того, что ничего не случится.Однако, вводить новшество значит поступать так, как будто происходит множествовещей, и заставлять их появляться. Инновациями воля утверждает свое господство надвременем. Она, таким образом, прилаживается к метафизике капитала, который сутьтехнология времени. Новинка «действует».

Знак вопроса в «происходит ли?»устанавливается. С событием воля терпит поражение. Задачей же авангардиста остаетсяразрушение презумпции разума в отношении времени. Имя такого лишения – чувствовозвышенного».64«Сохранение» – знак консервативной позиции. Можно сказать, что в этомсвоеобразный парадокс концепции Лиотара. Если в авангарде и есть выход за рамкипривычного, прерывание ожиданий, трансгрессия через погружение в «происходящее», тоэто не прорыв в область чего-то принципиально нового. Напротив – как отмечает,например,Гройс,Лиотар«фундаментализирует»авангард:всобытиивремяостанавливается. Вместо приписываемой ему веры в прогресс, изменение, авангард, поЛиотару, скорее пытался выявить и сохранить тот минимум, который отличал быискусство от неискусства и который, в свою очередь, отмечается событием возвышенного.Этот факт «остановки», «замирания» в определенном состоянии «препятствует не63Лиотар Ж.-Фр.

Авангард и возвышенное / Пер. В. Мазина // Метафизические исследования. Выпуск 4.СПб., 1997. С. 228.64там же, с. 242.37возвращению изначального (как у Деррида) [как раз это, наоборот, и обеспечивается], аскорее планированию будущего» 65.Лиотарнивелируетрольбудущего(какпринадлежащегологикекапиталистического развития, основа которого – спекуляция на времени), однако если непринимать во внимание ограничение его позиции, то необходимо отметить, что именнооно (будущее) – по крайней мере, как возможность – и есть необходимая составляющаявозвышенного.

Полнота ощущения возвышенного – в сгущенном в нем невыражаемомпотенциале, парадоксальном сплетении настоящего и будущего.Отчасти именно об этом потенциале с энтузиазмом пишет М. Эпштейн,предвкушая и прогнозируя появление в 21-м веке новой культурной и интеллектуальнойпарадигмы – протеизма. «Прото-» (от греч. protos – первый, начальный, ранний,предварительный) – это смиренное осознание того, что мы живем в самом началенеизвестной цивилизации…; что все наши славные достижения – это только слабыепрообразы, робкие начала того, чем чреваты инфо- и биотехнологии будущего»66.И тем не менее сложность остается непреодоленной. Говоря, что возвышенное –это представление непредставимого (версия Лиотара, рассматривающего это понятие напримере искусства авангарда), мы всегда делаем из непредставимого представимое ввозможности,котороепопростуожидаетнекоегопредставления,котороебыдействительно соответствовало ему по уровню.

Вот почему, имея дело с возвышенным,мы не уходим далеко от своеобразного пафоса бессилия. Однако, если вспомнить олиотаровской распре сожаления и дерзания, то в остатке все же остается нечто позитивное– само патетическое.Прежде, чем обратиться к интерпретациям возвышенного через концепцииаффективного переживания, необходимо обратить внимание на еще один важныйтематический аспект, привнесенный дискурсом постструктурализма – обоснованиефигуры Другого и отношений с ним как конституирующих бытие субъективности.Появление этой фигуры можно объяснить коммуникативным поворотом в современнойфилософии, возникшим на основе идей диалогизма Бубера («отношение Я – Ты вместо Я– Оно»), феноменологии и философии экзистенциализма («бытие-с» у Хайдеггера, «событиесДругим»уСартра,этическойфилософииЛевинаса,психоанализа(бессознательное как дискурс Другого, по Лакану).

Концепции Деррида, Фуко, Делёза и65Гройс Б. Под подозрением. М., 2006. C. 165.Проективный философский словарь. Новые термины и понятия / Под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н.Эпштейна.СПб.,2003;ЭпштейнМ.Протеизм.Манифестначалавека.URL:http://www.topos.ru/veer/07/v7_proteism1.html, http://www.topos.ru/veer/08/v8_proteism2.html6638Кристевой также невозможны без понятия Другого, при этом трактоваться он можетмаксимально широко и быть как близким, непосредственно данным другим, так инаделенной качествами субъекта абстрактной и незнакомой целостностью, главное, чтоименно через соотношение с этим «не-Я» субъект обретает свою динамическуюопределенность.В этом контексте возвышенное можно интерпретировать как рождающееся впространстве межсубъективности, в зоне «иного» внутри самого «я» и являетсяпереживанием этой границы, этого фундаментального различия (как его обозначили быДеррида и Делёз).

Возвышенное фиксирует шок и слом внутри «я» при столкновении сдругим внутри себя и необходимостью изменить внутреннюю позицию по отношению ксебе. Выше уже упоминалось понятие экстерриториальности, т.е. позиции внешнегосамому себе. По сути, этот смысл возвышенного заключен уже в понятии экстаза (греч.ekstasis – нахождение по ту сторону себя), однако еще важнее для нас то, что здесьотражается переживание перехода границы, положение лиминальности.Близким к опыту лиминальности и важным для описания переживаниявозвышенного является также опыт трансгрессии.

Трансгрессия – момент (или процесс)растяжения границ, установленных разумом, опыт границы, опыт невозможного кактакового. По словам Фуко, «трансгрессия сталкивает границу с фактом ее неизбежногоисчезновения с обнаружением исключаемого,… она относится к пределу не как внешнее квнутреннему, но принимает форму спирали … Трансгрессия не содержит ничегонегативного, но подтверждает бытие в пределе – беспредельность, в которую она бросает,впервые открывая эту зону»67. Трансгрессию в основном трактуют как экзистенциальнуюкатегорию (разворачивающую к бездне бытия), а также как этическую (обращающую всторону бытия другого). Возвышенное же можно назвать ее эстетическим измерением,поскольку именно эта категория схватывает чувственный опыт встречи с тем, чтопревосходит границы субъективности и ее понимания себя.

В возвышенном, такимобразом, совершается своего рода эстезис трансгрессии. Заметим также, что в отличие оттрансцендирования, предполагающего некую высокую ступень бытия, особую реальностьтрансцендентного, трансгрессия лишена иерархий и оценивания и сосредоточена лишь насамом процессе перехода и на высвобождении «я» от самого себя, а потому являетсяхарактерной скорее для неклассического дискурса постмодерна/постструктурализма,нежели классической эпохи.67Foucault M. Aesthetics, Method, and Epistemology, trans.

by Robert Hurley and oth. New York: The New Press,1998. P. 73-74.39Нейроэстетика: возвышенное как аффектВозвышенное можно рассматривать как саму по себе область «чистого логоса»,«ноуменального», как то, что лежит за границами чувственно воспринимаемого и можетлишь служить манящим поводом для томлений жадного разума.

Но с другой стороны,возвышенное – это также само чувство, которое охватывает при попытках воспринятьноуменальное возвышенное. По сути, речь также идет о субъективном и объективномаспектах возвышенного, которые и позволяют ему выступать в качестве эстетическойценности. Эти два смысла легко пересекаются друг с другом, тем не менее, разделять ихявляется важным, в первую очередь, для оценки потенциала понятия возвышенногоприменительно к искусству (и технологичному искусству, в частности), поскольку именноискусство призвано фиксировать и быть платформой для воспроизводства этого чувства(эту функцию внутри искусства обеспечивает техне).Как известно, в концепции Канта ощущениям отдана прерогатива «поставленияданных», но обработка и синтез происходят на уровне сознания.

Ведущую роль впереживании возвышенного играет доведенная до предела способность воображения, т.е.способность представлять нечто, не данное в ощущениях. Как подчеркивает Ж. Делёз всвоем анализе кантианских «критик» («Критическая философия Канта: учение оспособностях», 1963), будучи доведены до своего предела, различные способностиобнаруживают связь лишь в фундаментальном разладе.

Благодаря же способностивоображения опыт возвышенного становится «опытом мира чистого становления».«Согласие между воображением и разумом не просто допускается: оно подлиннопорождается, порождается в разладе»68. Как становление, так и порождение – сложные, новажные понятия, тесно связанные не только со способностями воображения и разума, но ис аффективностью, с ярким и сильным переживанием момента появления нового.Историю традиции рассмотрения аффектов можно проследить от Лукреция черезСпинозу до Уильяма Джеймса, философии жизни Бергсона, Уайтхеда. Неслучайноименно в философии 20-го века поворот от картезианства к акцентуации роли восприятияи опыта (переживания) проявляет себя особенно ярко и разнообразно (классическаяфеноменология, философия Хайдеггера, учения Мерло-Понти, Делёза и Гваттари,наконец, психоанализ).

Человек проживает, познает реальность чувствами, а не черезпредставления / проекции рассудка. Как будет показано во второй главе, именночувственность (а точнее аффективность как одна из ее градаций) в 20-м веке становитсяобъектомвниманиянадиндивидуальныхполитическихиэкономическихсил,68Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта:учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее