Диссертация (Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв". PDF-файл из архива "Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
преподавание в учебных заведения при лютеранскихцерквях велось на немецком языке. Несмотря на это, немецкие школыпользовались большой популярностью среди русского населения столицыипредставителей других конфессий. Так, в Петришуле в 1909 году было 49%учеников гимназии православной конфессии, в реальном училище соотношениеправославных учеников и лютеран составляло 58% против 34%86.Соответственнотрадициямпротестантизмаширокоразвиваласьблаготворительная деятельность, которая упорядочивалась и оформлялась врамкахсформировавшихся приходов.
В обязательном порядке действовалиприюты для детей-сирот, богадельни. С середины XIX в. активно сталиразвиваться «Общества вспомоществования бедным». Элементарные школы при85Фирсанова О.В. Учебные заведения при немецких евангелическо-лютеранских церквях вСанкт-Петербурге. С. 60.86Busch M. Deutsche in St. Petersburg. S. 143.47лютеранских церквях также являлись большей частью благотворительнымиучреждениями, так как в первую очередь создавались для обучения детеймалоимущих прихожан и детей-сирот.Эффективно действовавшая на протяжении 150 лет, независимая отгосударства система социальной поддержки была наиболее значимым вкладомгородского немецкого населения в жизнь города и страны.Первые заведения, оказывавшие различную помощь нуждающимся,формировались при лютеранских церквях с момента их основания.
На начальномэтапе их деятельность ограничивалась рамками определенной общины. Онасостояла в организации социальной поддержки малоимущих членов приходаболее обеспеченными прихожанами87. Так, в 1785 г. на пожертвованные деньгипри лютеранской церкви Святой Анны был открыт первый в Россииевангелический сиротский приют на 10 человек88. С середины XIX в.
в каждомнемецком приходе существовали «Общества вспомоществования бедным»89.С целью саморазвития и поддержки малочисленных общин, которым былотрудносодержатьцерковьипроповедника,вестиблаготворительно-просветительскую деятельность, в 1859 г. была основана «Вспомогательная кассадля лютеранских общин в России». Она подчинялась Генеральной консистории90.Цель кассы состояла «в оказании пособий лютеранским приходам, а вособенности разрозненным приходам внутренних губерний, на церковные нужды,в тех случаях, когда собственные средства прихода для сего не достаточны»91.Пособия из «Вспомогательной кассы» назначались на постройку и содержаниецерквей, молитвенных домов, школ и помещений для проповедников ицерковнослужителей, а также и на наем таких помещений; на содержаниепроповедников и их помощников в общинах и на разъезды их по обязанностям87Лебедева Е.В.
Самоорганизация немецкого населения. С. 12.РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 869. Л. 26.89Die evangelisch-lutherischen Gemeinden in Russland. S.12.90Там же. Ф. 821. О. 5. Д. 1059. Л. 3.91Там же. Л. 7.8848службы; на пенсии этим проповедникам, которые по старости или из-за болезнине могли больше служить в приходах; на оплату работы в учебных заведенияхпроповедников, школьных учителей и снабжение школ учебными пособиями; напомощь беднейшим прихожанам.Непосредственное руководство кассой было поручено Центральномукомитету в Санкт-Петербурге, который состоял из председателя, двенадцатидиректоров, «производителя дел» и казначея. Одна треть директоров должна былапринадлежать к духовному званию. Они выбирались на 3 года, каждый год однатреть из них уходила.
В конце года комитет предоставлял для ознакомления отчето проделанной работе в Генеральную консисторию.Необходимоэтнической группы,выделитьблаготворительнуюдеятельностьнемецкойвыходящую за рамки внутренних проблем диаспоры, ееповседневной жизни. Особо ярко это проявилось во времена Русско-турецкойвойны 1877-1878 гг., когда в Санкт-Петербурге по инициативе церковных советовлютеранскихприходовбылооснованоблаготворительноеобщество«Евангелический полевой лазарет», организовавшее 11 фронтовых госпиталей врайоне фронта на Дунае.В 1895г.
в немецких приходах начали сбор средств на постройку«родовспомогательного дома» на участке по Большому проспекту Васильевскогоострова №51, приобретенном на средства прихожан лютеранских общин. В 1899г. здание было освящено. Родильный дом был назван с разрешения императрицыАлександры Фёдоровны - «Александринским»92. В нем оказывалась помощьженщинам вне зависимости от их вероисповедания, национальности и сословия,часто бесплатно93.Взаимоотношения лютеранской с православной государственной церковью,как отмечалось представителями лютеранской церкви, были «спокойные,9293ЦГИА СПб. Ф.
708. Оп. 1. Д. 287. Л. 12.Архим. Августин. Лютеранская церковь Св. Анны. С. 42.49миролюбивые, дружелюбные»94. Немцы-лютеране и католики в России всегдаотличались бесконфликтными отношениями с обществом в целом, демонстрируятолерантность по отношению к государству, народу и вопросам веры.Можно, однако, отметить, что до церковных реформ Петра I, положившихначало синодальному периоду в истории православной церкви, инославнаяцерковь воспринималась на территории патриархальной Руси отрицательно.С начала XVII в. отношения католиков и лютеран с православным русскимобществом складывались по-разному. С одной стороны, после Смутного временипоявилась ненависть к католицизму.
С другой, русское общество началосближаться с Западом через «иноземных гостей». Культурное влияние со стороны«иноземных гостей» на население Московского государства началось еще вдопетровское время95.Петр I кардинально изменил церковно-государственные взаимоотношения,отменив патриаршество. Император создал новую систему управления церковью,где традиции заменялись законом.Синодальный период (XVIII – начало ХХ вв.) для православной церкви сталвременем европейской интеграции. В конце XIX в.
историк Е. Е. Голубинскийотмечал: «Текущий период Петербургский есть период водворения у наснастоящего просвещения, а вместе с ним, подразумевается, и более совершенногопонимания христианства96.По данным статистики в начале XVIII в. среди всего населения страны в 21миллион человек православных было примерно 15 миллионов, во временаправления Николая II, по переписи 1915 г., из 182-х миллионов, 115 миллионовбыли православными. К православной церкви были приписаны свыше 50 000церквей и 100 000 священнослужителей.94РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д.
851. Л. 204.Лиценбергер О.А. Восприятие немцев-лютеран и католиков русским обществом иПравославной церковью: конфессиональный аспект. С. 11.96Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1880-1881. Т.1. С. 21.9550Основной проблемой во взаимоотношениях между православной илютеранскойцерквямимежнациональныеибылимежрелигиозныемежконфессиональныебрачныебракисредисоюзы,лицхотянемецкойнациональности не были широко распространены.
Чаще всего такого рода союзыможно было встретить в крупных городах в кругах дворянства, интеллигенции ипредпринимателей. Конфликты порождались «автоматическим» приписываниемдетей, рожденных в такого рода браках, к православным. Практически во всехгодовыхотчетахЛютеранскойконсисторииотмечалось,чтоначаловеротерпимости «не было проведено во всей полноте по отношению детей,происходящих из смешанных браков, и в отношении допустимости перехода клютеранской церкви по достижении т. н.
конфирмационного возраста»97.В 1860-1870-е гг. во время «Великих реформ» Александра II, глобальныхизменений в жизни русского общества, начинает усиливаться влияние идеирусского национального самосознания. Особенно ярко она проявилась в средеславянофилов, которые отстаивали уникальность развития русской нации. В тожевремя оформилось либеральное крыло интеллигенции, котороевиделодальнейшее развитие России в тесном контакте с Западом.Этидвапротивоположныхтечениясвоеобразноотразилисьвпедагогической деятельности Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского.
Л. Н. Толстой,продвигая идею народности, настаивал на создании национальной народнойшколы на русской основе, без использования опыта европейский, в частности,немецкой педагогической мысли. В его теории главное место занимала идея«свободного воспитания».Л. Н. Толстой считал, что ребенок имеет правосамостоятельно без принуждения общества формировать свое мировоззрение,дети совершенны и с рождения имеют высокие нравственные качества.К. Д. Ушинский также развивал идею народной школы, но в качествепримера рассматривал немецкую школу. Он призывал учиться у немцев ввопросах воспитания детей и создания педагогической науки, но только учиться, а97РГИА.
Ф. 821. Оп. 133. Д. 851. Л. 136.51не повторять. Ушинский отмечал, что для немца человек ученый и человекхорошо воспитанный одно и то же. И цель воспитания – это хорошее образование.«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо болееважную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснениекаждому его личных интересов»98.К 1900 г. во внутренней политике царского правительства одной из задач внациональном вопросе было принудительное изучение государственного языкагруппами меньшинства. Началось вытеснение немецкого языка из немецкихцерквей и школ из-за боязни пангерманизма.К концу XIX в. в связи с разорением колоссального числа крестьянскихдворов, с быстрым обнищанием деревень, увеличением напряженности средирабочих слоев в городах.
Появилось мнение, что во всех бедах виноватынемецкие колонисты и предприниматели, которые, по мнению общественности,«завоевывали» Россию мирным путем. Отношение к представителям немецкойдиаспоры в столице также не осталось толерантным. Особое недовольствопроявляли эстонцы и латыши, среди которых зрела обида за то, что людейнемецкой национальности можно встретить на всех высоких постах страны, в томчисле и в управлении Лютеранской церковью: «Дворянство и высшеелютеранское духовенство состоит только из немцев, которые подобно евреямнезаметно все забирают в свои руки. Нет такого случая, чтобы должностьГенерал-Суперинтенданта занимал не немец. (…) Немцы заполняют Российскийгосударственный совет и другие высшие государственные учреждения, подобноангличанам в Индии, немцы-лютеране владеют в крупных центрах всемимагазинами, фабриками, немцы купили громадные пространства русскойземли»99.