Диссертация (Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв". PDF-файл из архива "Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
до Октябрьскойреволюции 1917 г. являлся центром развития духовной, социальной, культурной иобщественно-политической жизни лютеран на территории России, так как встолице действовал главный исполнительный орган протестантской церкви –Евангелическо-Лютеранская консистория. Петрикирхе на официальном уровнесчиталась «главной немецкой евангелическо-лютеранской церковью страны», ашкола при ней – «главным немецким училищем», на которые должны былиравняться все протестантские приходы и немецкие церковные учебные заведенияРоссийской империи.Хронологические рамки исследования.
В широком плане в диссертациирассматривается история становления немецких евангелическо-лютеранскихобщин, благотворительных и учебных заведений при них с момента их появленияв Санкт-Петербурге в XVIII в. вплоть до закрытия в послереволюционное время в1930-е гг.Вместе с тем особое внимание уделено периоду со второй половины XIX в.до 1918 г.,на который пришелся рассвет благотворительной и учебной9деятельности немецких приходов. Он продлился вплоть до завершенияблагополучного существования немецкой этнической группы в качестве некойцелостности на территории страны.С середины XIX в.
начинается новый этап в истории Российской империи,когда периоды развития и обострения связей между Россией и Германией, стализначительно влиять на общественную жизнь немецкого меньшинства.Политикарусификации,«Великиереформы»1860-1870-хгг.иконтрреформы 1880-1890-х гг. способствовали процессу распада культурнойидентичности этнических групп и ускоряли процессы ассимиляции всех слоевнемецкого населения в социально-культурную, экономическую, политическуюжизнь российского общества.Методологическаяосновадиссертации.Вкачествеосновныхметодологических принципов мы руководствовались принципами историзма,объективности,системногоанализа.Использовалисьпроблемно-хронологический, сравнительно-исторический, историко-системный методы.Гипотеза.
Немецкое национальное меньшинство посредством, в первуюочередь, евангелическо-лютеранской церкви оказалось способно на территориипринимающей страны создать и успешно развить систему благотворительнойпомощи и начального, а спустя некоторое время, среднего образования безактивного участия и финансовой помощи русского правительства, но судьбаданныхучрежденийприхрамахзависелаотстепенивзаимодействияобщественных и церковных структур с государственными органами, а также отполитической и социально-экономической ситуации в стране и взаимоотношенийРоссийской империи с немецкоязычными странами.Цель и задачи исследования. Целью исследования являетсяанализстановления и развития благотворительных и учебных заведений при немецкихевангелическо-лютеранских церквях Санкт-Петербурга; определение влиянияблаготворительно-учебных заведений на общественно-культурную жизнь города;исследование степени важности их деятельности для сохранения идентичностинемецкого национального меньшинства.10В соответствии с целью исследования определен ряд задач:- выявить специфику исторического развития благотворительных и учебныхзаведений при немецких евангелическо-лютеранских церквях Санкт-Петербурга,обусловленную, с одной стороны, положением петербургских немцев какнационального меньшинства, а с другой – своеобразием взаимосвязей Германии иРоссии в различные периоды.- раскрыть своеобразие немецких благотворительных и учебных церковныхучреждений, которые, способствуя сохранению менталитета немецкой группы, ееязыка, нравов, традиций, одновременно, делали все возможное для органичнойинтеграции немцев в российскую действительность.- проанализировать российское законодательство с момента основанияпервых иностранных церквей в Санкт-Петербурге вплоть до национализациицерковного имущества советской властью.Новизна и теоретическая значимость исследования заключается:- в системной реконструкции целостной картины процесса становления сетидобровольных общественных объединений вокруг немецких евангелическолютеранских церквей с акцентом на развитии учебных и благотворительныхзаведений на территории Санкт-Петербурга;- в раскрытии ранее неизвестных моментов в истории образовательной исоциальной деятельности лютеранских общин в Санкт-Петербурге на основебольшого блока архивных материалов, впервые введенных в научный оборот;-всистемноманализесоциальных,религиозных,культурныхипедагогических факторов, которые позволили петербургским немцам сохранитьсвой менталитет на разных этапах общественно-политических процессов вРоссийской империи;- в выявлении взаимосвязи состояния международных отношений междуРоссией и Германией и становления и развития немецких лютеранских общин с11ихучебными и благотворительными заведениями на разных этапах историистраны;- в источниковедческом плане научная новизна заключается в том, чтозначительная часть документов по истории немецких лютеранских общинвводится в научный оборот впервые, что способствует расширению источниковойбазы исследования.Практическая значимость исследования состоит:-виспользованииопытаорганизациифункционированияблаготворительных и учебных заведений в рамках немецких лютеранских общинСанкт-Петербурга для упорядочивания деятельности различных этнических группмигрантов на территории Санкт-Петербурга и волонтерских благотворительныхдвижений;- в возможности использования результатов диссертационной работы придальнейшихисследованияхисторииевангелическо-лютеранскихнемецкогоцерквей,городскогонаселения,государственно-церковныхимежнациональных отношений.Основная часть работы состоит из трех глав.В первой главе «Евангелическо-лютеранские церкви – центры духовнокультурной,социальнойжизнинемецкойэтническойгруппывСанкт-Петербурге» рассматривается история возникновения и развития немецкихевангелическо-лютеранских общин города, которые на протяжении двух столетийбыли не только религиозными, но и культурными, и социальными центрами длябольшого числа переселенцев из Германии.Втораялютеранскихглава«УчебныецерквяхвзаведенияприСанкт-Петербурге»немецкихпосвященаевангелическоисториишкол,функционировавших при всех лютеранских приходах столицы Российской12империи.
Особое внимание уделено трем наиболее крупным и успешнымучебным заведениям – Петришуле, Анненшуле и Екатериненшуле, при которых кначалу XX в. существовали мужские и женские гимназии, реальные училища иначальные школы для мальчиков и девочек.Третья глава «Благотворительная деятельность немецких евангелическолютеранскихцерквейвСанкт-Петербурге»посвященаисторииблаготворительных заведений в рамках немецких приходов с середины XIX в. доих закрытия в 1918 г. Филантропическая деятельность развивалась в трехнаправлениях:помощьвзрослымнуждающимся,помощьдетям-сиротам,благотворительность в сфере образования.В приложениях помещены тексты и выдержки из ряда использованныхархивных документов.
В приложениях приведены примеры отчетов о состоянииучилищ при немецких евангелическо-лютеранских церквях, списки учителейучебных заведений, проекты и уставы немецких благотворительных заведений.Для приложений были выбраны, в первую очередь, неопубликованные ранееисточники.Основные положения, выносимые на защиту:1.Общественно-культурная жизнь немецкой диаспоры в СанктПетербурге на протяжении двух столетий (XVIII-начало ХХ вв.)представляет важный аспект Отечественной истории.2.Евангелическо-лютеранскаясамоорганизацииконцентрировалацерковьроссийскихвсебе–немцев.духовные,системныйЭтафакторорганизацияобразовательныеиобщественно-социальные функции.3.Все евангелическо-лютеранские общины стремились развиватьсяпо однотипному сценарию: строили собственный храм, открывалицерковнуюшколуиорганизовывалисистемупомощи13нуждающимся прихожанам. Образцом была церковь СвятыхПетра и Павла в Санкт-Петербурге.4.Основнымифакторами,благотворительныхивлиявшимиучебныхназаведенийразвитиепринемецкихевангелическо-лютеранских церквях Санкт-Петербурга являлись:1)изменчивыеполитико-экономическиеикультурно-образовательные связи России и Германии;2) политика правительства в национальных вопросах, в вопросах«инородной» церкви, в частности евангелическо-лютеранскоговероисповедания,впроблемешкольногообразованияисоциально-общественных заведений страны;3) меняющееся на протяжении изучаемого периода отношениерусского большинства к другим национальным меньшинствам, инемцам, в частности;4) интеграция городского немецкого населения в среду русскогонаселения Санкт-Петербурга;5.Социальные и учебные заведения при немецких лютеранскиххрамах способствовали сохранению немецкого языка и культуры,то есть были основным фактором сохранения самобытностиданной этнической группы, с одной стороны,и успешнойассимиляции немцев в русскую культуру, с другой.6.В связи с тем, что этнические меньшинства заботились о своемсохранении, решающую роль в их объединении играли церковь,школаиблаготворительныеобщественнаядеятельностьучреждения.иИхполноценнаянационально-культурнаястабильность на инородной для себя земле и в тоже времяактивное взаимодействие с русским городским населениемначиналась тогда, когда при немецких церквях появиласьвозможность открывать и совершенствовать учебные заведения.14Немецкие образовательные заведения, и в первую очередь7.церковные школы, отличались от других инородческих учебныхзаведений на территории России тем, что не стремились утвердитьтрадиции и обычаи своего народа, а старались вписаться в общуюобразовательную систему принимающей страны.
Это отличиевыражалосьивспособствовалиреагировалитом,чтоассимиляциинанемецкиенемцевсостояниешколывнеРоссии,политических,тольконочуткокультурных,образовательных, экономических связей между Германией иРоссией, учитывая, что большая часть немецких переселенцевстановились поданными Российской империи.Степень разработанности проблемы.История петербургских немцев и евангелическо-лютеранских церквей задвастолетияотраженавотечественнойизарубежнойисториографиисравнительно широко, также как и история школьного образования иблаготворительной деятельности в России. За последние тридцать лет, послесемидесятилетнего перерыва в советское время, научный интерес к истории икультуре немцев в России достиг своего пика. Хотя опубликованобольшоеколичество работ по истории протестантских общин и жизни немцев натерритории Санкт-Петербурга,проблему образовательно-благотворительнойдеятельности они затрагивают лишь частично.