Диссертация (Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв". PDF-файл из архива "Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
В смешанных латышско-немецком и эстонско-немецком приходахСанкт-Петербурга постоянно возникали конфликтные ситуации, вызванныенедовольством латышей и эстонцев более успешным положением немцев,98Песковский М.Л. К. Д. Ушинский: его жизнь и педагогическая деятельность. СПб., 1893. С.45.99РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 851. Л. 35.52которые по численности в этих общинах были в меньшинстве, но более активноподдерживалифинансовуюсоставляющуюцерквейиуправлялиблаготворительными и учебными заведениями.Благополучное существование немцев-лютеран в Российской империиизменилось после начала Первой Мировой войны в 1914 г.
Благодаря пропагандебыл сформирован образ врага – германского воина100.Немцы, издавнапроживавшие на территории России в новых военных условиях, были воспринятыкак «внутренние» враги. Начались преследования властями немецких иавстрийских подданных.На волне антинемецких настроений началось преследование пасторов.Всего по стране пострадали 84 священника, 30 из них были сосланы в Сибирь,двое приговорены к тюремному заключению, остальные были вынужденыпокинуть места своего проживания.
В это же время были запрещены проведениябогослужений на немецком языке, в немецких школах преподавание велосьтолько на русском языке101. Перестали выходить немецкоязычные периодическиеиздания. Санкции правительства, направленные на все, что было так или иначесвязано с Германией, тяжело сказывалось на положении русских немцев. Немцевобвинялившпионаже,вовраждебныхнастроенияхиготовностикпредательству102.Несмотря на негативное отношение со стороны населения, преследованиевластью немецких и австрийских подданных, немцы, давно проживавшие натерритории России и считавшие ее своей родиной, воевализа Российскуюимперию.
Среди прихожан лютеранских церквей были высокоразвиты чувства«долга, патриотизма, преданность вере, Царю и Отечеству»103. В отчетахЛютеранской консистории за этот период упоминается, что «пасторы и отдельные100Следует отметить, что германофобия присутствовала не только в Российской империи, но ив Великобритании, и Соединенных штатах Америки.101РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 1082. Л.
31.102Зюсс П. Чему и как учили в немецких школах России. С. 169.103РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 851. Л. 233.53прихожане тайно и явно были заподозрены в недостаточно серьезнойпреданности отечеству»104. Но практически все подобные обвинения в «изменеродине»,которыеописываютсявотчетахЕвангелическо-лютеранскойконсистории, были зафиксированы на территории Прибалтики.В столичных приходах во время Первой Мировой войны велась активнаяблаготворительная деятельность, направленная на нужды войны, начиная отсбора пожертвований раненым и семьям погибших, заканчивая организациейлазаретов.
Помещение училищ общин Святой Анны и Святой Екатерины былодобровольно передано церковными советами под госпитали для раненых. В этовремя лютеранская церковь Святого Петра на благотворительные цели тратила120 000 руб. ежегодно, приход Святой Анны - 90 000 руб., а Святой Екатерины –38 000 руб.105Февральская революция 1917 г. вызвала надежды у немцев-лютеран наотмену ограничений и прекращение преследований германских подданных. 11марта было приостановлено действие всех ограничений для лиц немецкойнациональности106.После Октябрьской революции 1917 г.
коренным образом изменилосьположение всех религиозных организаций России, в том числе и лютеранскихприходов. В 1918-1920 гг. было национализировано все движимое и недвижимоеимущество церквей, все учреждения (училища, больницы, приюты) переданы подконтроль советской власти107.23 января 1918 г. был опубликован декрет «Об отделении церкви отгосударства и школы от церкви»108, в котором хотя и упоминалась свободавероисповедания, ноцерковькакрелигиознаяорганизацияпопадалавпрактически бесправное положение. Директор крупнейшей и старейшей немецкой104Там же.
Л. 233.Там же. Д. 851. Л. 237.106Шкаровский М.В., Черепенина, Н.Ю. История евангелическо-лютеранской церкви. С. 20.107ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 19160. Л. 1.108Там же. Ф. 708. Оп. 1. Д. 280.10554школы общины Святого Петра Эрих Августович Кляйненберг так описывалположение приходских школ Петрограда в это время: «Важнейшие изменения,которые противоречат существовавшему характеру школьного дела, следующие:запрещение религиозного обучения, обязательное политическое обучение всоциалистическом духе, замена учителей на новых пролетарских, радикальноеизменение учебных планов, например, отмена уроков латинского языка. Политикапассивного сопротивления, которую школы до сих пор с успехом проводили,была возможна, пока мероприятия социалистического правительства быликолеблющимися. Сейчас, когда правительственные органы энергично взялись запроведение радикальной школьной реформы, и материальное положение школразрушено,катастрофаблизка»109.Петришулеоставаласьнескольколетединственной не национализированной немецкой школой в стране.В «Инструкции народного комиссариата юстиции по проведению в жизньдекрета от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства»110 былоуказано, что под действие декрета попадают не только церкви, но и все иныерелигиозные общества, в том числе и благотворительные.
Они подлежатзакрытию, а их имущество должно было быть передано в соответствующиекомиссариаты или отделы111.Все имущество церковных приходов независимо от их конфессиипереходило в «непосредственное заведование местных Советов рабочих икрестьян»112. Эти советы заключали договор на безвозмездное использованиецерковных помещений и инвентаря с верующими, число которых должно быть неменее 20 человек113. «Двадцатки» несли ответственность за сохранностьимущества перед государством.Храмы и молитвенные дома, имеющиеисторическое, художественное и археологическое значение, передавались ссоблюдением особой инструкции, выработанной особым музейным отделом109Шкаровский М.В., Черепенина, Н.Ю. История евангелическо-лютеранской церкви.
С. 47.РГИА. Ф. 708. Оп. 1. Д. 308. Л. 2.111Там же. Л. 2.112Там же. Л. 4.113Т. н. «двадцатки».11055народногокомиссариатаПросвещения,впользование«двадцатки»114.Преподавание Закона Божьего также попадало пол запрет.В конце 1920-х гг. начался активный процесс закрытия лютеранскихцерквей. В Ленинграде в это время продолжали функционировать 9 приходов.Параллельно начались репрессии против священнослужителей.
В сообщенииГерманского информационного агентства от 5 ноября 1936 г. сообщалось, что из230 имевшихся в России в 1917 г. пасторов осталось только 3-4 человека115. К1937 г. были закрыты все евангелическо-лютеранские храмы страны, арестованывсе оставшиеся пасторы. При этом в документах обычно был зафиксировандобровольный роспуск «двадцаток» и отказ от пользования помещением церквей.(См. приложение 2)К 1940 г.
евангелическо-лютеранская церковь на территории СССР какструктурное религиозное объединение перестала существовать, но верующиеостались. Власти начали депортацию десятков тысяч эстонцев, финнов и немцевиз мест постоянного проживания в европейской части страны, немногочисленноечисло которых смогло вернуться лишь после 1955 г.Возрождение евангелическо-лютеранской церкви в России началось в 1980е гг.
С 1991 г. стали возобновляться воскресные богослужения в немецких храмахСвятого Петра, Святой Анны, Святой Екатерины, Святого Михаила. СанктПетербург вновь стал центром религиозной и общественной жизни лютеран.114115ЦГИА СПб. Ф. 708. Оп. 1. Д. 308. Л.
3.Шкаровский М.В., Черепенина, Н.Ю. История евангелическо-лютеранской церкви. С. 43.56§ 1.1. Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Святого ПетраДлительное время после основания Петром Великим в 1703 г. СанктПетербурга большую часть его населения составляли строители, солдаты ииностранные специалисты, в особенности немцы и голландцы, исповедовавшиепротестантизм. Лица, приглашенные царем для работы в Россию, приезжали сюданадолго, чаще всего навсегда, привозя с собой свои семьи.
Постепенно возникла«немецкая слобода», располагавшаяся от Немецкой (Миллионной) улицы до рекиМойки и далее вдоль южной границы Большой «Першпективной» дороги(Невского пр.)116 недалеко от Литейного двора и Адмиралтейства.ОбщинаСвятогомногонациональной:голландского,Петравозниклабогослужениянемецкого,стихийнопосещалифранцузского,в1704лютеранеианглийского,г.ибылареформаторыскандинавскогопроисхождений. Местом собрания этого прихода первоначально было деревянноездание во дворе вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса117 на местенынешнего Зимнего дворца (Эрмитажа)118.
В 1793 г. И. Г. Георги в своем«Описании Петербурга» довольно точно определил месторасположение первойпостройки: деревянная кирха «до 1717 г. лютеранам и реформатам общепринадлежала; ныне же на оном месте выстроен императорский Эрмитаж»119.Годом основания первого немецкого лютеранского прихода считается 1710г.120 – время строительства на деньги Крюйса домовой деревянной церкви в формекрестасоднойбашенкой,котораябыладарованавице-адмираломвсобственность немцам-лютеранам.