Диссертация (Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв". PDF-файл из архива "Благотворительная и учебная деятельность немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге XVIII – начало XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Северо-Западный институт управления федерального государственногобюджетного образовательного учреждения высшего профессиональногообразования"Российская академия народного хозяйства и государственной службы приПрезиденте Российской Федерации"На правах рукописиФИРСАНОВА Ольга ВладимировнаБлаготворительная и учебная деятельность немецких евангелическолютеранских церквей в Санкт-Петербурге: XVIII – начало XX вв.Специальность 07.00.02 – Отечественная историяДиссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наукНаучный руководитель:доктор исторических наук, профессорКащенко Сергей ГригорьевичСанкт-Петербург20152ОглавлениеВведение………………………………………………………………………...…...…5Глава 1.
Евангелическо-лютеранские церкви – центры духовно-культурной,социальнойжизнинемецкойэтническойгруппывСанкт-Петербурге…………………………………………………………….………...…....36§1.1. Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Святого Петра …….….......56§1.2. Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны……………....64§1.3.Немецкаяевангелическо-лютеранскаяцерковьСвятойЕкатерины……………………………………………………………………………..69§1.4. Евангелическо-лютеранские приходы, основанные в середине XIX в…….76Глава 2. Учебные заведения при немецких евангелическо-лютеранскихцерквях в Санкт-Петербурге…………………………………………………........95§2.1. История становления учебных заведений евангелическо-лютеранскихцерквей Санкт-Петербурга до 1860 г. …………………………………..………..…99§2.2.
Немецкие учебные заведения при евангелическо-лютеранских церквяхСанкт-Петербурга1860-1918гг.вгосударственнойсистемеобразования………………………………………………………………………..…117Глава 3. Благотворительная деятельность немецких евангелическолютеранских приходов в Санкт-Петербурге……………………………………162§ 3.1. Благотворительность для «взрослых нуждающихся»……………………...1663§ 3.2. Меценатство в рамках помощи детям……………………….………………174§ 3.3. Благотворительность в сфере образования………………………………….183Заключение………………………………………………………….………………195Список источников и литературы………………………….……………...……200Приложения……………………………………………………………..……….…212Приложение 1.
Порядок выборов пасторов в городских приходах СанктПетербурга в 1838 г.……………………………………………………………...…212Приложение 2. Постановление о ликвидации церкви Святой Екатерины...….214Приложение 3. «План по Васильевской части Дворов булочного цеха мастераМарка Сиверса»……………………………………………………………………...215Приложение 4. «План двора со строениями Лютеранского общества церквиСвятой Екатерины. Большой проспект №1»……………………………………….216Приложение 5. Инструкция евангелическо-лютеранскому приходу церквиХриста Спасителя……………………………………………………………….…...218Приложение 6. «Учебный план немецкого училища Святого Петра за 1835г.»…………………………………………………………………………........….......220Приложение 7. Отчет по учебной части о состоянии училища при евангелическолютеранской церкви Святой Екатерины за 1860 г.
………….………..……..……224Приложение 8. Распределение предметов в реальных гимназиях по уставу1864 г. ………………………………………………………………………………...226Приложение 9. «Циркуляр о принятии мер к улучшению состава учащихсягимназии и прогимназии» 18 июня 1887 г. …………………………………….…2274Приложение 10. Информация об учительском составе, работающих по найму, вАнненшуле за 1917 г. ……………………………………………………….........…229Приложение11.Экзаменационныйпланучилищаприевангелическо-лютеранской церкви Святой Анны в 1903-1904 гг. …..…………………………..231Приложение 12. Списки учителей Анненшуле в реальном и классическоммужском и женском отделениях в 1916-1917 гг.
………………………….……..233Приложение13.Письмовучебныйотделминистерстваторговлиипромышленности от директора в должности Гофмейстера Высочайшего двора А.Н. Харузина«Об открытии при евангелическо-лютеранской церкви СвятойМарии в Санкт-Петербурге восьмиклассного коммерческого училища». ……. 239Приложение 14. «Устав евангелического приюта во имя Эммануила дляодержимых падучею болезнью и слабоумных детей в г. Санкт-Петербурге».….243Приложение 15. «Размещение школы-приюта для детей воинов, погибших наполе брани, и детей крестьян, разоренных от нашествия врага, в здании, котороезанимаетнынепроисхожденияЭммануильскийнастанцииприютдлякалек-идиотовгерманскогоУдельнойфинляндскойжелезнойдороги»....................................................................................…………………….....246Приложение 16. «Проект положения о капитале в память Отечественной войны,завещанного училищу при церкви Святой Анны в Санкт-Петербурге вдовоюДельфиною-Мариею-Еленою Мюллер (урожденной Алевин) 1912 г.»......……..2475ВведениеАктуальность«Благотворительнаяисследования.иучебнаяАктуальностьдеятельностьнемецкихисследованияевангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге: XVIII – начало XX вв.» определяетсятем, что с момента основания города в 1703 г.
«изо всех иностранных здесьжительствующих народов немцы суть многочисленнейшие»1. С самого началаистории города «переселились сюда немецкие семьи как из Москвы и другихгородов, так и из Лифляндии»2. Представляявсе слои общества, от членовцарской семьи до цеховых работников, прихожане немецких евангелическолютеранских церквей, собственно, и создавали его, формируя облик новойстолицы империи, ее духовную атмосферу.Несмотря на то, что Петром I в новую столицу на службу было приглашенонемалоидругихиностранцев,выходцамизГерманиивисториидореволюционного Санкт-Петербурга принадлежит особое место.То обстоятельство, что именно немецкая этническая группа наиболееуспешно воспользовалась дарованными Петром I привилегиями, такими каксохранение «нерушимо своего наречия, одеяния, исповедания, образа жизни инравов»3, сохранив и приумножив свою самобытность и, в тоже время,эффективно ассимилировалась в общественную жизнь города, подчеркиваетнеобходимость изучения данного исторического опыта успешного развитияэтнической группы в «принимающей стране».Кроме того, одной из самых актуальных проблем исследования жизниразличных диаспор является выявление системного фактора самоорганизацииэтнической1группы.Именноонформируетсоциальные«механизмы»,Георги И.Г.
Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга идостопримечательностей в окрестностях оного. СПб., 1794. С. 165.2Там же. С. 166.3Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 2007. С. 455.6позволяющие ее членам и сохранять этническую самобытность, и «вписываться»в ассимиляционные процессы.В силу того, что этнические группыменьшинствамииподверженыассимиляции,являютсянациональнымипроцесссамоорганизацииэтнической группы во многом зависит от того, насколько ей удается реализоватьвнутригрупповой «механизм» поддержания исторической памяти этноса.Процесс самоорганизации проявлялся путем создания сети добровольныхобъединений членов этнической группы.
Эта сеть должна была, поддерживаянациональную культуру, сохранять родной язык, обеспечивать защиту правчленов группы, совершенствовать экономическую базу для своего собственногоразвития.Системным фактором процессана территорииприходы, вокругсамоорганизации немецких переселенцевРоссийской империиявлялись евангелическо-лютеранскиекоторых формировались сети добровольных объединенийчленов данной этнической группы.На протяжении двух столетий в истории не только Санкт-Петербурга, но ивсей Российской империи евангелическо-лютеранская церковь занимала важноеместо среди религиозных конфессий, не только по численности своихпоследователей, но и в связи со значительной ролью, какую играли многие из нихв различных сферах политической и общественной жизни города4.
Это толькоподчеркивает актуальность данной проблемы.Актуальность темы диссертационного исследования определяется иособенностью современного этапа развития евангелическо-лютеранской церкви вРоссийской Федерации. Лютеранская церковь с 1990 гг. после длительногополувекового перерыва возобновила свою деятельность на территории Россиикак официальная религиозная структура. В связи с этим перед церковными4Фирсанова О.В. Учебные заведения при немецких евангелическо-лютеранских церквях вСанкт-Петербурге // Клио.
2008. №8. С. 60.7общинами встала проблема возврата утраченного имущества, восстановлениязданийхрамов,возвращенияктрадиционнымкультурнымценностям,возрождения национального самосознания немцев путем объединения этническойгруппы в рамках лютеранских приходов. Все это невозможно без исследованиятрадиций и истории немецкого национального меньшинства на территорииРоссии.Также, на наш взгляд, развитие благотворительной деятельности всегодняшней России невозможно без осмысления исторического опыта этогофеномена в дореволюционной России, традиций формирования базы развитияблаготворительности и меценатства.В данном исследовании рассмотрена система образования и социальнойподдержки при немецких лютеранских церквях в Санкт-Петербурге, благодарякоторым на протяжении более чем двух столетий немецкому городскомунаселению удавалось, сохраняя менталитет, язык, вероисповедание, успешноассимилироваться в русском обществе.При немецких церквях, с момента их основания вплоть до самого закрытияв начале XX в., активно развивалась обширная благотворительная и учебнаядеятельность, изначально направленная на нравственное и духовное развитие лицсвоего национального круга, сплоченного в рамках определенной религиознойорганизации.
И, в то же время, благодаря качественному образованию крупныенемецкиецерковныешколы,такиекакПетришуле,АнненшулеиЕкатериненшуле, пользовались популярностью среди русского населения.Таким образом, можно сделать вывод, что историю общественнокультурной жизни немецкого национального меньшинства следует рассматриватькак важную составную часть Отечественной истории. Отсюда изучение историиевангелическо-лютеранских общин в Санкт-Петербурге, которые были центрамисохранения культуры и языка для переселенцев из Германии, связующим8элементом для немецкой этнической группы, является актуальной задачей длясовременных исследователей.Существующаяна сегодняшнийдень литература дает отрывочноебессистемное представление о деятельности благотворительных и учебныхзаведений немецких лютеранских церковных общин.
Мы полагаем, что архивныематериалы позволяют создать целостную пространственно-временную картинуразвития этих учреждений на примере столицы Российской империи – СанктПетербурга.Предмет и объект исследования. Объектом данного исследованияявляетсяисториянемецкихевангелическо-лютеранскихобщин.Предметисследования – процесс становления и развития учебной и благотворительнойдеятельности при евангелическо-лютеранских общинах в Санкт-Петербурге.Географическиерамкидиссертационнойработыограничиваютсятерриторией города Санкт-Петербурга, вследствие уникальности историческойситуации: Санкт-Петербург с момента своего основания в 1703 г.