Диссертация (Францисканская литература периода «начал» в контексте культуры средневековья (XIII век)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Францисканская литература периода «начал» в контексте культуры средневековья (XIII век)". PDF-файл из архива "Францисканская литература периода «начал» в контексте культуры средневековья (XIII век)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Именноизучение францисканской литературы указанного периода на широком культурно– историческом фоне дает возможность выявить и проследить рождение новыхмировоззренческих установок в недрах средневековой картины мира у человекапериода высокого Средневековья.ОБЩУЮ ЗАДАЧУ исследования мы видели в том, чтобы, проследивзарождение и развитие францисканской литературы XIII столетия, дать целостноепредставление об этом феномене средневековой культуры в совокупностисоциальных, культурных и исторических проблем эпохи.КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ могут быть сформулированыследующим образом:1.
Рассмотреть специфику эпохи Высокого Средневековья с точки зрения егоособого менталитета и духовных исканий этого времени.2. Исследовать проблемы францисканского письменного наследия с точки зренияспецифики средневекового религиозного дискурса.3. Проанализировать «Гимн творений» Франциска Ассизского в качестве егопрограммного произведения и определить само понятие францисканскойдуховности.4. Рассмотреть францисканские тексты внехудожественного назначения с точкизрения наличия в них художественного элемента.85. Исследовать образ Франциска Ассизского как персонажа средневековойагиографии.6. Выявить специфику жанра «цветочной» литературы и ее мировоззренческуюсоставляющую.7.
Установить факторы, приведшие к развитию во францисканском орденеестественно-научной литературы.8.Проанализироватьпричиныобращенияписателейфранцисканцевкапокалиптике и крайней мистике.9. Рассмотреть францисканскую литературу с точки зрения гендерного вопроса нафоне развития культа женского начала.10. Проанализировать специфику сюжета путешествия Франциска Ассизского наВосток и исследовать параллели между ранним францисканством и исламскоймистикой.11. Рассмотреть влияние францисканской литературы на другие течения, а именнона литературу доминиканского ордена.12.
Выявить причины обращения Данте Алигьери к францисканскому наследию ипроанализировать новое художественное наполнение францисканских образов уДанте.МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ включает в себя памятники из различныхобластей письменной культуры, созданные в первой четверти XIII – первойчетверти XIV столетия. Как известно, средневековье не знало жестких границмеждухудожественнымитекстами(религиознаяпоэзия)итекстамивнехудожественного назначения (проповеди, трактаты, церковные документы),поэтому во всех этих текстах, даже в документах папской канцелярии,присутствует значительный художественный элемент.
Кроме того, так как периодДуеченто является эпохой рождения итальянского языка, то есть переходнымпериодом от латыни к итальянскому, анализируемые нами тексты представленыкак на средневековой латыни, так и на староитальянском языках. Это следующиетексты:91. Тексты самого основателя религиозного движения Франциска Ассизского(1182-1226) – так называемые Opuscula, состоящие из нескольких частей:- Правила, наставления и завещания: Admonitiones, De vera et perfecta laetitia,Regula non bullata, Regula bullata, Forma Vivendi S. Clarae, Ultima voluntas scripta s.Clarae, Regula pro eremitoriis data, Testamentum, Testamentum senis factum;- Послания: Epistola ad fidelis, Epistola ad clericos, Epistola ad omnes clericos dereverentia corporis domini et de munditia altaris, Epistola ad populorum rectores,Epistola toti ordini missa, Epistola ad ministrum, Epistolae ad custodes I et II, Epistolaad fratrem Leonem, Epistola ad fratrem Antonium, Epistola ad Dominam Jacopam.- Хвалы и молитвы: Espositio in Pater Noster, Laudes ad omnes horas dicendae,Salutatio virtutum, Salutatio Beatae Mariae Virginis, Chartula fratri Leoni data (LaudesDei Altissimi), Benedictio fratri Leoni data, Exhortatio ad laudem Dei, Oratio antecrucifixim dicta, Canticum fratris solis vel Laudes craeturarum, Officium passionisdomini, Oratio de pacem, Exhortatoiria ad fraters, Oratio Absorbeat, Oratio Auditepoverelle.2.
Тексты основательницы женской ветви францисканстваКлары Ассизской(1193- 1253) – Regula, Testamentum, Epistolae (Устав, Завещание, Послания).3. Агиографический материал о Франциске и Кларе, созданный францисканскимиавторами в XIII- XIV столетии:- Epistola enciclica de Frate Elia, 1226- Speculum perfectionis (Legenda antiquissima), 1227- Leggenda perusina (Compilatio assisiensis), I четверть XIII в.- Legenda trium sociorum (Leggenda dei tre compagni) 1246- Leggenda maggiore di San Bonaventura 1263- Leggenda minore ad uso corale di San Bonaventura- Vita prima di Tommaso da Celano 1229- Vita seconda di Tommaso da Celano 1247- Tractatus de miraculis Tommaso da Celano, 1253- Memoriale dei tre frati di Greccio 1246 г.- Legenda Sanctae Сlarae di Tommaso da Celano, 125510- Legenda Assidua di Tommaso da Celano, 50-60 –е гг.
XIII в.4. Документы папского престола:- Материалы процесса канонизации Франциска Ассизского 1228 г.- Материалы процесса канонизации Клары Ассизской 1255 г.;- Материалы IV Латеранского Собора 1215 г.,- Буллы Римских пап: Иннокентия III «Venerabilem» 1202 г.; Гонория III «Cumdilecti» 1218 г., «Solet annuere» 1223 г.; «Cum secundum» 1220 г., Григория IX«Mira circa nos» 1228 г.; «Quo elongati» 1230 г.; Урбана IV «Beata Clara» 1263 г.;Николая IV «Supra montem» 1289 г.5.
Произведения авторов-францисканцев XIII-XIV столетий:- «Sacrum commercium Beati Francisci cum Domina Paupertate» 1227- «Chronica XXIV generalium ordinis minorum» 1244- «Cronaca Anonima Perugina», I пол. XIII в.- «Chronaca» Giordano da Ciano 1262 г.- «Chronaca» di Salimbene de Adamo 1287 г.- «Chronaca» di Giuliano da Spira, I пол. XIII- «Chronaca di Bernardo da Bessa, I пол. XIII- «Chronaca» di Thomas Ecclestone, I пол. XIII- «Arbor vitae crucifixae» Убертино да Казале 1305 г.- «Itinerarium mentis in deum» di San Bonaventura, II пол.
XIII- «Historia septem tribulationem» Анжело Кларено 1330 г.- «Actus Beati Francisci et sociorum eius» (опубл.1327-1340)- «Chronaca dei XXIV Generali» (XIV век)- «Fioretti» (XIV век)- «De conformitate vitae Beati Francisci ad vita Domini Jesu Cristi» Bartolomeo Pisano1385- сборник проповедей Олдона Черрингтонского, II пол. XIII в.- сборник проповедей Фомы Спалатенского, II пол.
XIII в.- «Книга видений» Анжелы да Фолиньо, XIV в.- «Мемориал» Анжелы да Фолиньо, нач. XIV в.11- Сборник Лауд Якопоне да Тоди, нач. XIV в.6. Произведения средневековых авторов нефранцисканцев- Трактаты Иоахима Флорского, II пол. XII в. – I четверть XIII в.- Корпус религиозных песнопений (лауды) флагеллантов, XIII – XIV вв.- Хроники IV (1202-1204) и V (1217-1221) Крестовых походов:Хроника Эрнуля, Хроника Бернардо Тезорьере, Хроника Монте Серено, Хроникасобора св. Мартина в Туре, Historia occidentalis Жака де Витри, письмо Жака деВитри о взятии Дамьеты.- Средневековый агиографический сборник «Legenda aurea», нач. XIII в.7. Произведения Данте Алигьери (1265 – 1321)- повесть «Новая жизнь» (80-90-е гг.
XIII в.)- поэма «Божественная комедия» (окончена в 1321 г.)МЕТОДОЛОГИЯТеоретические и методологические основы исследования логически связаныс его задачами и целью.Мы проводим наше исследование в рамках широкого системного подхода,используя как историко-литературный, так и сравнительно-исторический итипологическийПодобныйметоднакомплексныйразностороннемподходкультурно-историческомсовмещаетфоне.литературоведческий,лингвистический, исторический и культурологический анализ с использованиемматериала из смежных наук – истории философии, истории религии, историиизобразительных искусств.
Заметим, в связи с этим, что, по нашему мнению,современноелитературоведческоеисследованиенеможетнеявлятьсяодновременно и культурологической работой, тем более, если речь идет обизучении Средневековья, эпохи специфической и не всегда доступной дляизучения с помощью традиционной методов изучения. Наша диссертацияпредставляет собой междисциплинарное исследование, в котором исследуютсяпроблемы филологического, культурологического, историко-религиозного и12социологического характера. Основным методом остается для нас классическийкомпаративизм в его широком междисциплинарном понимании, а именно: отлитературоведческого, лингвистического и палеографического анализа текста дообращения к религиоведению, искусствоведению, истории социологическихучений.
Видимо, лишь на этом пути возможно приближение к тому идеалу«синтеза через анализ», к которому стремится современная медиевистика.Специфика весьма пестрого материала нашего исследования такова, что для ееанализа потребовались сведения из истории агиографии и гомилетики, историистановления литературных языков Европы, данные из области культурнойповседневности, включая моду и историю манер.значение дела ФранцискаЧтобы понять реальноедля дальнейшего движения мировой культуры,необходимо было погрузиться в атмосферу Крестовых походов, в экзотическиймирисламской культуры,в историюмиссионерскогоопытараннегофранцисканства, в историю фресковой живописи.Перечисленные аспекты невозможно обосновать вне комплексного подхода,- поэтому мы подчеркиваем, при соблюдении филологических приоритетов, нанеобходимости ориентации на методологические возможности родственныхдисциплин.Поэтому наша методология изучения средневековья в значительной степениосновывается на классических трудах отечественных ученых по медиевистикеэпохи Серебряного века.
Это в первую очередь исследования петербургскойшколы медиевистики рубежа XIX –XX столетий: Л.П.Карсавина, И.М.Гревса,В.И.Герье,П.М.Бицилли,С.А.Котляревского,МетодологическойосновойметодологическиедостиженияисследованиязарубежныхО.А.Добиаш-Рождественской.явилисьтакжеисследователей,важнейшиесвязанныесосмыслением понятий культуры средневековья, прежде всего Й. Хейзинги, Ж. ЛеГоффа, Ж. Дюби, Ф.Броделя, У.