Диссертация (Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э". PDF-файл из архива "Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиКотова Анастасия ВикторовнаСРАВНЕНИЯВ РИМСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕI В. ДО Н. Э. – I В. Н. Э.Специальность 10.02.14 –Классическая филология, византийская и новогреческая филологияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорДуров Валерий СемёновичСанкт-Петербург20162ОГЛАВЛЕНИЕВведение ........................................................................................................................ 4Глава 1. Категория сравнения в научном освещении .........................................
111.1 Античные авторы о сравнении .............................................................................. 111.1.1 «Rhetorica» Аристотеля ................................................................................... 111.1.2 «Rhetorica ad Herennium» ................................................................................ 141.1.3 Риторические трактаты Цицерона .................................................................. 201.1.4 «Institutio oratoria» Квинтилиана ....................................................................
261.2 Современная наука о сравнении ............................................................................ 32Глава 2. Эпические сравнения в поэзии Вергилия .............................................. 352.1 Вергилий в современном литературоведении ...................................................... 352.2 Эпические сравнения ..............................................................................................
392.3 Двойные сравнения ................................................................................................. 542.4 Парные сравнения ................................................................................................... 622.4.1 Классификация парных сравнений у Гомера (по Т. К. Хаббарду) ............. 622.4.2 Парные сравнения в «Энеиде» Вергилия ...................................................... 652.4.2.1 Сравнение Дидона – Диана (I, 498–504) ................................................. 652.4.2.2 Сравнение Эней – Аполлон (IV, 143–150) ...............................................
752.4.3 Цепь сравнений как художественный прием ................................................ 83Глава 3. Эпические сравнения в «Аргонавтике» Валерия Флакка ............... 1103.1 Особенности эпических сравнений в «Аргонавтике» Валерия Флакка .......... 1113.2 Парные сравнения в «Аргонавтике» Валерия Флакка ...................................... 1243.2.1 Сравнение Медея – Прозерпина (V, 343–349) ............................................. 1243.2.2 Сравнение Ясон – Сириус (V, 366–372) .......................................................
128Заключение ................................................................................................................. 139Список сокращений .................................................................................................. 142Библиография ............................................................................................................ 1431.
Издания античных авторов..................................................................................... 14331.1 Издания, комментарии и переводы поэм Вергилия ...................................... 1431.2 Издания, комментарии и переводы «Аргонавтики» Валерия Флакка ......... 1461.3 Издания, комментарии и переводы произведений других авторов ............. 1472. Словари и энциклопедии ........................................................................................
1503. Научная литература................................................................................................. 152Список иллюстративного материала.................................................................... 166Приложения ................................................................................................................ 167Приложение А. Семантическая классификация образов сравненийв «Энеиде» Вергилия и «Аргонавтике» Валерия Флакка ....................................... 167Приложение Б.
Сопоставление способов ввода сравнений в «Энеиде»Вергилия и «Аргонавтике» Валерия Флакка............................................................ 1724ВВЕДЕНИЕГероический эпос возник в глубокой древности и бытовал у самых разныхнародов: нам известен древнегреческий, древнеиндийский, римский, кельтский,германский, романский, китайский и др. эпос, при этом эпические творенияв разных культурах схожи друг с другом.
Как отмечает В. М. Жирмунский,«сходство между произведениями героического эпоса у разных народов неограничивается внешним совпадением тех или иных элементов повествования,которые обычно в первую очередь обращали на себя внимание исследователейкомпаративистов. Оно имеет гораздо более глубокий и всесторонний характери охватывает общие жанровые признаки эпоса, его идейное содержание, кругэпических мотивов и сюжетов, идеализирующих воинские подвиги народныхгероев, типы действующих лиц и ситуации действия, жанровую структуру и ееэволюцию, особенности эпического стиля с его типическими формулами,повторениями, постоянными “украшающими” эпитетами или сравнениями,наконец условия общественного бытования эпических песен, их сложения,исполнения и устной передачи, социальное положение родового, дружинного илинародного певца, профессионального или полупрофессионального сказителя (аэдаили рапсода, жонглера и шпильмана, бахши или ашуга) и т.
п., то есть,в сущности, весь сложный комплекс внешних и внутренних признаков,характеризующих эпическое творчество как определенную ступень развитияпоэзии»1.Наряду с эпосом, который тесно связан с фольклором, есть многоавторских, не связанных с фольклором, эпических произведений, «сознательноориентированных на классические книжные образцы жанра, в особенности на1Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.; Л.,1962. С.
11–12. О современных теориях происхождения эпоса см.: Мелетинский Е. М.Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. Изд. 2-е, испр.М., 2004. С. 5–20. Общие закономерности и особенности изображения в народном героическомэпосе типовых сторон исторической действительности см. в книге: Путилов Б. Н. Героическийэпос и действительность. Л., 1988.5гомеровский эпос»2. К таковым, кроме прочих, относятся дошедшие до нассочинения римских поэтов I в.
до н. э. Вергилия и I в. н. э. Валерия Флакка. Ихпоэмы – «Энеида» и «Аргонавтика» соответственно – и будут исследоватьсяв даннойработе.Основноевниманиебудетуделенохудожественнымособенностям поэмы Вергилия, а «Аргонавтика» Валерия Флакка будет служитьматериалом для демонстрации того, как принималось или изменялось пониманиечерт предшествующей, идущей в первую очередь от Вергилия, традиции. Выбортекстовобусловлентем,что«Энеида»и «Аргонавтика»созданынамифологическом материале и напрямую связаны с поэмами Гомера.Вклад в изучение эпической техники Вергилия внесли такие ученые какХ. Т.
Плюсс, Р. Хайнце, В. Пёшль, К. Бюхнер, Г. Н. Кнауэр, Б. Отис, М. Путнам,К. Квинн, Ф. Кэрнс и др.3 Большое значение для исследования техники ВалерияФлакка имеют работы А. Грюнеберга, Р. Арманда, Г. Штро, Ф. Мемеля, Э. Лютье,М. Дж. Бэрича и др.4Эпические поэмы обладают характерным стилем: им присущи формулы,повторы, постоянные эпитеты, сравнения, традиционные зачины и т. д.5Неотъемлемой частью стиля эпопей являются сравнения. Как отмечаетС. М. Боура, они принадлежат к очень древним способам построения речи6. По2Мелетинский Е. М. Проблемы изучения книжного эпоса // Памятники книжного эпоса.
Стильи типологические особенности. М., 1978. С. 8.3Plüss H. T. Vergil und die epische Kunst. Leipzig, 1884; Heinze R. Virgils epische Technik. 3. Aufl.Leipzig; Berlin, 1915; Pöschl V. Die Dichtkunst Virgils: Bild und Symbol in der Äneis. 2. Aufl.Darmstadt, 1964 (1-е изд. – 1950 г., 3-е изд. – 1977 г.); Büchner K. P. Vergilius Maro, der Dichterder Römer. Stuttgart, 1966; Knauer G. N. Die Aeneis und Homer: Studien zur poetischen TechnikVergils mit Listen der Homerzitate in der Aeneis. Göttingen, 1964; Otis B. Virgil, a Study in CivilizedPoetry.
Oxford, 1964; Putnam M. C. J. The Poetry of the Aeneid: Four Studies in Imaginative Unityand Design. Cambridge (Mass.), 1966; Quinn K. Virgil’s Aeneid: a Critical Description. London,1968; Cairns F. Virgil’s Augustan Epic. Cambridge etc., 1989.4Grueneberg A. De Valerio Flacco imitatore. Berolini, 1893; Harmand R. De Valerio Flacco ApolloniiRhodii imitatore. Nanceii, 1898; Stroh H. Studien zu Valerius Flaccus besonders über dessenVerhältnis zu Vergil. Progr. Augsburg, 1905; Mehmel F.