Диссертация (Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе". PDF-файл из архива "Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
На постсоветскомпространстве: какого-либо серьёзного развития лесбигей-теорий как отдельной дисциплины в рамкахименно гендерных исследований на сегодняшний день не наблюдается. Вероятно, это можно объяснитьтем, что немногочисленные исследователи, которые занимаются лесбигей-исследованиями напостсоветском пространстве предпочитают это делать в рамках своих дисциплинарных границ(социология, психология и т.п.), но в этом случае проблематично говорить о междисциплинарности этихподходов.
Написание диссертаций по специальности «гендерные исследования» невозможно по причинеотсутствия такой специальности. Иными словами, последовательная междисциплинарность в рамкахроссийских гендерных исследований невозможна в принципе. Немаловажным фактором является иполитическая ситуация, и политическая культура. «Согласно западным представлениям о демократии,каждая социальная группа должна быть представлена в культуре (в том числе и академической), и отэтого зависит благополучие не только членов этой группы, но и «душевное здоровье» нации в целом»19.В России ситуация отличается коренным образом. Однако, мы не берем на себя смелость утверждать,что актуализация квир-дискурсов в академической и публичной сфере на данном этапе становленияобщества в России, основанного на принципах демократии и равноправия, будет иметь лучший эффектна «душевное здоровье» нации нежели политика замалчивания, которая на протяжении долгих летсдерживала волну социокультурной рефлексии данной проблематики, к разлитию которой нироссийская правовая политическая система ни общекультурный менталитет российского общества,возможно, не готовы.
В России, несмотря на ярко выраженную гендерную цензуру по отношению кданным вопросам, исследования проводятся. Это происходит в тех вузах и на тех кафедрах, где1914сегодняшнем этапе развития гуманитарной науки гендерные исследования, сактуальной для данной области проблематизацией маргинальных гендерных исексуальных идентичностей, не полагаются актуальным полем философскойрефлексии. Скорее феминистская проблематика с ее традиционными дляфеминизма «третьей волны» темами субординации женщины в культуре ипроблемой дискурса власти стала центром гендерной рефлексии на данном этапе.Так теоретизирование на тему гендерной идентичности вне рамок традиционнойгетеросексуальной дихотомии мужчина-женщина сейчас актуализируется толькосуществуют гендерные исследования и читаются курсы, посвящённые гендерным вопросам, а также этапроблематика может быть интегрирована в различные общие курсы.
Другое дискурсивное пространство,где в России возможны исследования гомосексуальности и трансгендерности, – это юридические имедицинские вузы, в которых исследования, как правило, проводятся в традиционнойкриминализирующей и паталогизирующей парадигме. Трансгендерность находится в дискурсепсихиатрии и какие-либо значимые исследования вне медицинского дискурса практически непроводятся. Российское ЛГБТ-движение сейчас развивается, идя иным путем развития, учитывая иныетрадиции постсоветской академии и оторванности наук от социальной активности. Безусловно, этосвязано с разными типами политической культуры на Западе и на постсоветском пространстве.Развитию ЛГБТ-исследований в России способствует издательская, исследовательская деятельность,которая ведётся Харьковским Центром Гендерных Исследований, Европейским Университетом в СанктПетербурге (Программа «Гендерные исследования» на факультете политических наук и социологии),Центром Гендерных Исследований Европейского Гуманитарного Университета (вначале в Минске, азатем в Вильнюсе, программа «Гендерные исследования» в рамках направления «Культурныеисследования»), Московским Центром Гендерных Исследований, Институтом Социальной и ГендернойПолитики.
Можно также выделить ряд текстов по ЛГБТ и квир-исследованиям, которые сейчаспредставлены на русском языке – это переведённые классические тексты, изданные в хрестоматияхХЦГИ, МЦГИ, ЕУ, антология ЕГУ и серия «Гендерная коллекция – зарубежная классика» ИСГП.Однако основная масса этих текстов являются хрестоматийными текстами по женским, феминистским,шире – гендерным исследованиям. Лишь частично эти тексты могут быть соотнесены с ЛГБТ и квирисследованиями и квир-теорией. Практически нигде в русскоязычной литературе по ЛГБТ и квирисследованиям не встречается описание различий между квир-теорией, квир-исследованиями и ЛГБТисследованиями. Между тем это фундаментальные методологические вопросы, определяющиеисследовательские рамки, в которых ведется разработка проблемы.
В результате отсутствие чёткогопонимания разницы между перечисленными направлениями создаёт методологический эклектизм,который далеко не всегда несёт в себе эвристический потенциал. До сих пор по-русски нет ни однойантологии или хрестоматии по ЛГБТ и квир-исследованиям. Единственным русскоязычным автором,чьи работы по вопросам гомосексуальности в полной мере могут быть соотнесены с западными ЛГБТ иквир-исследованиями – это Игорь Семёнович Кон, Хрестоматийные тексты для квир-теории этопереводы и Дж.
Батлер «Психика власти», и И. Кософски Сэджвик «Эпистемология чулана»(выполненные Ольгой Липовской и Завеном Баблояном), а также «Введение в квир-теорию» АннамариДжагоз (перевод Марины Кукарцевой). Однако стоит отметить, что полного издания фундаментальнойработы Батлер «Гендерное беспокойство» по-русски так и не было. То же касается и фундаментальныхдля квир-теории текстов Э. Гросс и Т. Лауретис. Не так много и авторов, пишущих по-русски, работает впарадигме квир-теории: в первую очередь это Ирина Жеребкина и Виктория Суковатая. В целом восновной массе методологический уровень ЛГБТ и квир-исследователей остаётся на уровнепереведённых на рубеже 1990-2000-х гг.
текстов. Отсутствует постоянно ведущаяся научная дискуссиясреди учёных, занимающихся ЛГБТ и квир-исследованиями. На сегодняшний момент единственныйжурнал, который более-менее регулярно обращается к вопросам ЛГБТ и квир-исследований и квиртеории – это харьковские «Гендерные исследования».15в публичной сфере интернет-сообществ проЛГБТ и ЛГБТ организаций в рамкахполитического и социального активизма.Как видим, несмотря на достаточно обширный перечень исследований,философское осмысление гендерной идентичности в контексте философскойантропологии сохраняет статус малоисследованного направления.
Заявленный втеме диссертации ракурс рассмотрения не представлен в литературе в системномвиде, но лишь различными аспектами в отдельных работах, что, в свою очередь,требует интеграции отечественных исследований, адаптации исследованийзарубежных и систематизации возможных философских подходов к анализуконцепта гендерной идентичности, в том числе и по отношению к новейшемупонятию квир-идентичностей.Объектом диссертационного исследования является гендерная системаобщества в оптике философского осмысления; предметом – философский анализгендерной идентичности и структур субъективности в их взаимообусловленности.Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы – вфилософско-антропологической перспективе рассмотреть, систематизировать ипоказать методологические подходы к исследованию гендерной идентичности вусловиях современного стремительно меняющегося гендерного контракта.Сформулированная цель конкретизировалась в постановке и решении рядазадач:1.
Уточнить место и значение гендерной проблематики в проблемном полефилософской антропологии.2. Проанализировать,философскихидейкакиетранслируютпарадигмальныеиустановкиподдерживаютвсистемуисториигендернойдифференциации в культуре и обществе.3. Проанализироватьсложившиесяискладывающиесявсистемегуманитарного знания подходы к пониманию таких концептов как «пол»,«гендер», «сексуальность», «идентичность» в их отношении к структуресубъективности.164. Обосновать применение постструктуралистской методологии к анализуновыхформидентичностиивыявитьвозможныевекторыновейшихисследований гендерной идентичности в современной философии и философскойантропологии5.
Рассмотреть возможность применения теорий субъективации в областигендерных исследований с точки зрения разработки теоретико-методологическойбазы предложенной проблематики в философской антропологии6. Рассмотреть основные положения теории субъекции и сложившиеся вфилософии феминизма и постфеминизма концептуальные подходы к пониманиюгендерной идентичности.7. Обосновать правомерность рассмотрения в философской антропологиигендерной идентичности как конструируемой категории и проанализировать вэтом контексте теории перформативной гендерной идентичности.8.
Раскрыть возможность применения постструктуралистской методологиидеконструкции «субъекта» к анализу производства гендерно-маркированныхсубъектов и применить данный подход в исследовании квир-идентичности, сцельюисследоватьвозможностьрасширенияметодологическойбазыипонятийного аппарата философской антропологии на основании легитимации такназываемых новых форм субъективности.9. Обосноватьвозможностьпримененияфукианскойтеориисубъективации, рассматривающей производство субъекта в системе «экономиивласти», в квир-теории.Научная новизна диссертационного исследования:1.
Уточнена специфика и продуктивность подходов, предлагаемыхфилософией постструктурализма к пониманию таких концептов как «пол»,«гендер», «сексуальность», «идентичность» в их отношении к структуресубъективности.2. Впервые выделены возможные векторы новейших исследованийгендерной идентичности в современной философской антропологии в контексте17применения постструктуралистской методологии к анализу новых формидентичности3. Продемонстрированы возможности применения теорий субъективации вобласти гендерных исследований в контексте философской антропологии4.
Рассмотрены основные положения теории субъекции и сложившиеся вфилософии феминизма и постфеминизма концептуальные подходы к пониманиюгендерной идентичности.5. Обоснована правомерность рассмотрения гендерной идентичности какконструируемойкатегорииипроанализированатеорияперформативнойгендерной идентичности.6. Раскрытывозможностипримененияпостструктуралистскойметодологии деконструкции «субъекта» к анализу производства гендерномаркированныхсубъектов.Впервыеданныйподходбылпримененвисследовании квир-идентичности, с целью исследовать возможность расширенияметодологической базы и понятийного аппарата на основании легитимации новыхформ субъективности.7.
Обоснована возможность и продуктивность применения фукианскойтеории субъективации, в ее отношении к производству субъекта в системе«экономии власти» и в квир-теории.8. Введенвнаучныйобороткорпуснепереведенныхранеепервоисточников по философскому осмыслению гендерной проблематики20.Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы ивыводы диссертации могут быть использованы для подготовки спецкурсов погендерной теории, а также спецкурсов по философско-антропологическойпроблематике гендера и субъективности.Методологияинструментарии20иметодыпроведенногоисследования.исследованияважноеВметодологическомместопринадлежитButler J.
Gender trouble: feminism and subversion of identity. N.Y., London. Routledge. 1990 (неизданныена русс. яз. главы); Ramet S. P. Gender reversals and gender cultures. An introduction. London, New York.2007; Spargo T. Foucault and Queer Theory. Icon Books Ltd., Duxford, Cambridge; Totem Books, NY, 1999.18диалектическому подходу, а именно принципам объективности, всесторонностирассмотрения, взаимосвязи и развития.