Диссертация (Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе". PDF-файл из архива "Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Goffman. Gender Display // C. Lemert and A.Branaman. eds., Goffman Reader. Oxford, Blackwell Publ., 1997. pp. 208-227.)8Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введениев гендерные исследования. Ч. I. С. 16166теория субъекта9, методологический потенциал которой позволил интегрироватьв поле философской рефлексии так называемые мужские, женские и квирисследования, так как наряду с традиционным предметом теории - исследование иполитическая репрезентация «женского пола», в качестве объектов исследованиявыдвигаютсядругие–мужской,гетеросексуальный,гомосексуальный,транссексуальный10.
Гендерный подход сформировал и предложил своюметодологию к пониманию субъективности к девяностым годам XX века в рамкахдискурса гендерной теории как нового направления философской антропологии.Таким образом, гендер как корневое качество человеческой субъективностибыл открыт для философской антропологии во второй половине XX века в рамкахфеминистской критической мысли. В широком смысле гендер есть социальноеизмерение пола. В отличие от последнего, относящегося к физическим ителесным различиям между мужчиной и женщиной, понятие «гендер» задаетпсихологические, социальные и культурные стратегии и сценарии. Гендер - этонабор характеристик и норм, воплотившихся в бинарных оппозициях «мужское»и «женское», образах маскулинности и феминности, относящихся к некоемуиндивидуальному субъекту.В рамках гендерной теории набирают силу исследования гендернойидентичности.
Внутренняя согласованность личности посредством обретениянекой самотождественной гендерной идентичности поддерживается концепциямипола,гендераинтегрированнымисексуальности.взаимодействиемСексуальностьчеловекабиологических,обусловленапсихическихисоциокультурных факторов. «Гендерная идентичность есть осознание субъектомсвоей принадлежности к культурным определениям «мужского» и «женского»черезосвоениесоответственномаркированныхпсихологическихчерт иСреди наиболее значительных имен гендерной теории субъекта можно выделить Дж. Батлер, Э.
Гросс,И. Косовски СэджвикТ. Де Лауретис.10См.: Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований // Введение в гендерныеисследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.:Алетейя, 2001.
С. 3797характеристик, и взаимодействие личности и социума»11. Основываясь наутверждении Мишеля Фуко о том, что для западноевропейского обществасексуальность является матрицей субъективности, мы будем рассматриватьлюбую модель субъекта как имплицитно включающую в себя гендернуюмаркировку.К началу XXI века складывается тенденция, когда у человека появляетсялегальная возможность не вписывать свою идентичность в жесткие рамкибинарных оппозиций. Заметим, что на острие теории современных гендерныхисследований давно уже не стоит вопрос о взаимоотношении полов.
А вотправомерность гендерной идентификации и свобода гендерной идентичности – внастоящее время сохраняют дискуссионный характер и понимаются как основныевопросы гендерных исследований. С точки зрения политик идентичности,реализуемых в этом проблемном поле, зачастую вопрос уже не в том, относитсяли та или иная форма поведения или функциональная особенность к одному издвух полов, а в том, не является ли ограничением человеческой свободы самоналичие рамок, в которых человек должен определять себя и свой пол или, болеекорректно, «свой гендер», потому что с точки зрения патриархатных моделей полпредписывается рождением, а с точки зрения современных гендерных теорийпола в принципе нет, а есть только гендер.Несмотря на то, что гендер исторически является предметом изучениясоциальной философии и политической теории феминизма, современнаягендерная теория в рамках философской антропологии позволяет реализоватьмеждисциплинарный подход к исследованию феномена гендерно-маркированногосубъекта и поли-вариативной гендерной идентичности.Степень научной разработанности проблемы.
Следует уточнить, чтодостаточно сложно выделить исследования, в которых тема гендернойНомеровская А. Д. «Мужское» и «женское» в истории философии: релевантность гендерно-ролевойидентичности // Стратегия развития экономики России в условиях модернизации: научная сессияпрофессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2010года. Март-апрель 2011 года. Общеэкономический факультет: Сб.
докладов. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ,2011. С. 285.118идентичности в философской антропологии была бы разработана в полной мере,учитывая историко-философский анализ проблемы и освещение современнойситуации культуры и политик идентичности. Можно лишь с уверенностьюссылаться на исследования, затрагивающие тот или иной аспект. Так в западнойтеоретической мысли данная тема представленав известной степени в трудах рядаисследователей. Вопросами формирования гендерной идентичности в процессесоциального взаимодействия занимались Х.
Гарфинкель, И. Гофман, К. Джеклин,М. Джонсон, Д. Зиммерман, Дж. Лорбер, Е. Маккоби, Дж. Стоккард, К. Уэст,С. Фаррелл и др. В российской теории тема гендерной идентичностизатрагивается в трудах И. С. Кона (мужская идентичность), Н. Х. Орловой(религиозный аспект), Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной и Н. Л. Пушкаревой(социально-конструктивистскийидентичность),Е. Ивановой,подход),Е. П. ИльинаИ.
А. Жеребкиной(гендерная(женскаяидентичностьвпсихологии), О. В. Поспеловой (социально-философский аспект).Мы посчитали уместным проанализировать степень разработанностипроблемы в диссертационных исследованиях российских ученых. По даннымРоссийской Государственной библиотеки за период с 1994 по 2015 год защищеноприблизительно 795 диссертаций по гендерной проблематике. По теме гендернойидентичности в поле нашего зрения попали 48 работ12, среди которых семь пофилософскимспециальностям13.ИзэтогоспискаможновыделитьтриПодробный перечень авторефератов по гендерной проблематике в философских науках см.Приложение А.13Гредновская Е.
В. Кризис гендерной идентичности: дискурсы и практики: социально-философскийаспект анализа: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11. Место защиты: Ур. гос. ун-тим. А.М. Горького. Екатеринбург. 2007; Лопата В. В. Особенности конституирования гендернойидентичности в современном обществе: социально-философский аспект: автореферат дис.
... кандидатафилософских наук: 09.00.11. Место защиты: Сев.-Кавказ. федер. ун-т. Ставрополь. 2013. Остапенко И.А. Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации: Социально-философскийанализ: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Краснодар. акад.
МВД России.Ростов-на-Дону. 2004; Певченко Г. Н. Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре:автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.13. Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь. 2006;Поспелова О. В. Идентичность и субъективность: гендерный подход: автореферат дис. ... кандидатафилософских наук: 09.00.11 / Помор. гос. ун-т им. М.
В. Ломоносова. Архангельск. 2003; ЧерноситоваУсиченко Ю. А. Женщина в семье и в обществе: социально-философский анализ гендернойидентичности. зависимости и дискриминации: автореферат дис. ... кандидата философских наук:09.00.11 / Рост. гос. ун-т. Ростов-на-Дону. 2004; Юсупова М. В. Социально-философские основания129диссертации, наиболее близкие к нашей теме. В диссертации В. В.
Лопата«Особенностиконституированиягендерной идентичностив современномобществе: социально-философский аспект» основной акцент делается напроблеме определения механизмов и факторов, формирующих гендернуюидентичность в современном обществе, при этом для анализа даннойпроблематики используется социокультурный подход, который направлен наэкспликацию общественных ценностей и индикацию изменения социальнойдинамики в России на современном этапе.
Исследование О. В. Поспеловой«Идентичность и субъективность: гендерный подход» ориентировано нараскрытие социокультурных механизмов, посредством которых происходитпроизводствоМ. В. Юсуповойиподдержаниегендерной«Социально-философскиеасимметрии.основанияДиссертацияконструированиягендерной идентичности» рассматривает сущность и особенности формированияидентичности на примере анализа социально-философского дискурса. Как видим,собственно проблема гендерной идентичности в рассматриваемом нами ракурсефилософской антропологии на сегодняшний момент не представлена средиимеющихся исследований.Тема диссертации в силу специфики проблемного поля исследованияпредполагает междисциплинарный характер и опирается, в том числе и наразличные исследования в области гуманитарного и социологического знания. Вцелях последовательного рассмотрения проблемы гендерной идентичности вфилософской антропологии необходимо произвести анализ логики развития темыпола и идентичности в истории философии.Начиная с периода греческой философии, проблема идентичности былатесно связана с понятием тождества – как совпадения бытия и мышления, то естьотождествления реальности и процесса ее познания.
Эта линия прослеживается уАристотеля (индивидуальная субстанция), Р. Декарта (субстанциальность cogito),Ф. В. Шеллинга («философия тождества»), в неклассической философии – уконструирования гендерной идентичности: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11.Место защиты: Чуваш. гос.