Диссертация (IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества". PDF-файл из архива "IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
В результате исследованийкомпьютерные науки предлагают ряд таких уникальных способов объясненияявлений, как вычислительные модели и алгоритмы. Увеличение инвестиций внаучно-исследовательские работы в области компьютерных наук сопровождалосьувеличением числа отраслей [в этой области]. Например, появились такиестремящиеся к обособлению направления, как научные вычисления, системыпринятиярешений,архитектурноепроектированиеиинженерноепрограммирование.Хотя междисциплинарность сделала возможным развитие информации втом виде, в котором мы ее понимаем в рамках IT-центризма, она также остаетсянеопределенной для компьютерных специалистов. Одни и те же правилакомпьютерной науки должны охватывать исследования в таких областях, какразработка программного обеспечения, учет психологии пользователя, удобствоиспользования, психология программирования, управление информационнымисистемами, виртуальная реальность.Примером того, как информация может быстро распространяться по мируи погружать человека в область этой самой виртуальной реальности, можносчитать теперь уже популярную игру Pokemon GO, массовость и успех которойизначально не могли предсказать даже сами создатели.
Это иллюстрирует34привлекательную ловушку виртуальной действительности: как просто заманить ипривлечь нечто нереальное в свою жизнь; покемоны стали частью окружающейсреды, людей, которые идут с телефонами в руках «как бы на прогулке» всебольше. Знаковым также является и резонансный перенос игрового процесса вживую социокультурную реальность: мир рунета пристально следит за историей суголовным делом, заведенным на блогера, который в целях эксперимента решилответить на предостережение масс-медиа о ловле покемонов в храмах. Скореевсего, такая небывалая популярность примитивной игры, за считанные суткивзволновавшейцелыймир,станеттолчкомдлядальнейшегоразвитияинформационных технологий в новую сторону, и в дальнейшем человечествоинтенсифицирует переход в мир дополненной реальности.40Сейчас для компьютерных ученых важно понимать изменения ивозможности, которые предлагает разнообразие компьютерных наук.
Множествоаргументов о том, как именно должны работать компьютерные ученые, имеюткорни в различных концепциях того, что есть компьютерные науки сами по себе.Многих недоразумений и разногласий между учеными из разных отраслейинформатики можно избежать только зная философские традиции, в которыхлюди этих отраслей работают. Что еще более важно, ученый должен знать, чтоодни и те же методы не могут быть использованы с целым рядом вопросов,которые изучают компьютерные науки. Математическое и компьютерноемоделирование являются точными науками, но они приурочены к абстрактномумиру математики, и они не в состоянии полностью и гарантированно охватитьбогатство действительности.В процессе изучения теории информации возникают вопросы, в чемразница между данными, информацией, знаниями, мудростью, и что из этогодействительно участвует в компьютерных процессах.
А так же широко известный40«Эффект тамагочи»: эксперт Университета ИТМО раскрывает секреты популярности игрыPokemon GOURL: http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/5859/effekt_tamagochi_ekspert_universiteta_itmo_raskryvaet_sekrety_populyarnosti_igry_Pokemon_GO.htm#ixzz4JxrYns00 (дата обращения: 30.08.2016)35философский вопрос, привнесенный компьютерными науками – вопрос о том,могут ли машины думать, а также каковы пределы вычислений машин.Лингвист Роман Якобсон41занимался вопросами теории языка с точкизрения передачи информации, он как раз затрагивал вопросы смыслапередаваемого сообщения с учетом возникающего информационного шума.Информационное общество появляется, когда, с одной стороны, информация какбы опосредована, с другой, когда это опосредование осуществляется путемкодирования и способствует более быстрой передаче [информации].
Так, ейприходится проходить очень много фильтров, потому что эту информациюприходится кодировать, а потом нужно переконвертировать ее в читаемый вид.Сам процесс кодирования мы не видим, однако, очень важно, что тут кодировщикнеслужитпрепятствием,а,наоборот,выступаетвпозитивнойроли.Информационное общество выводится из того, что информация перестаетзависетьотсмежныхпередатчиков,приэтомнеобходимоучитыватьуниверсальность системы кода: она единая и принципиально не вызываетразночтений.Если рассматривать информацию в широком смысле слова, то мынеизбежно наталкиваемся на фундаментальное отличие от классическогоопределения.
Информация теперь имеет иной статус, и влияет на этот статусчеловек, его интересы и новые потребности, в информационную эпоху ее такженазывают «стерилизованным знанием»42. За антропологическим моментоминформации в широком виде можно обратиться к Леви-Строссу43с«Печальнымитропиками»иструктурамиродстваМоргана44:оказываетсявозможнымпредставить их идеи как информационную систему. Если мы берем структурыродства (структурная антропология), где есть четкая иерархическая структура, укаждого есть свои функции, и переносим это на информационное поле, то те же41Якобсон Р.О.
Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. 248 с.Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб: Изд-о «Петрополис». 2001. С. 10-11.43Леви-Стросс К. Печальные тропики вчера и сегодня. М: Издательство «Мысль». 1984. 220 с.44Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикостичерез варварство к цивилизации.
Л.: Изд-воИнститутанародовСевера, 1935. 373 с.4236старейшины, жрецы – оказываются схожими фигурами, такими же хранителями,трансляторами, как и Интернет или серверы, кроме того, многие вопросы, ранееполагавшиеся в ведении этих сакральных фигур, теперь направляются черезмашину.45Первобытноеобществоможнорассмотретькакзамкнутуюинформационную систему: когда происходит какое-либо проникновение извнешнего мира, то защищается это общество с помощью столетиями назаднаписанными и применяемыми четкими, единообразными кодами, эти стратегиивсегда одни и те же, одна и та же циркулирующая информация, необходимая длявыживания общества, трепетно сохраняется и передается посредством, главнымобразом, ритуала. Что происходит, когда этот отлаженный механизм сталкиваетсяс чем-то, принципиально выходящим за пределы его ведения? Возможны дваварианта: либо он начинает сопротивляться и, в конечном счете, деградирует досостояния ностальгии, либо оказывается достаточно пластичным и витальным, иапроприирует, делает понятным, «своим» чужеродное присутствие.
В качествепримера первой перспективы: стремительное, но недолгое сопротивлениекоренного населения Америки экспансии Европы теперь оказывается запечатленов культуре как «дань памяти», романтичное клише, до остатка вычерпанный фактиз истории, хотя бы эта история и породила многие культурообразующиетенденции психологии государства. В то время, как, например, история Китаядемонстрируетпревосходнуюгибкостьпутиапроприации:завсюмноготысячелетнюю историю, народности, населяющие территории Китаяпостоянно подвергались вторжениям и завоеваниям пришлых народов.
Однакопринцип «историю пишет победитель» тут терпит крах: чужеродные культурыдовольно быстро и бесповоротно обращаются в местных жителей, перенимая ивстраиваясь в довольно жесткую правовую и культурную определенность страны.Сегодня Китай - это многонациональная страна, даже после тотального слома45KahnT.TheRoadtotheInformationAge.TheAtlantic.2008.URL:http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/the-road-to-the-information-age/306922/ (датаобращения: 17.09.2015)37всей системы в середине прошлого века, которая умудряется полностьюреализовывать данную стратегию, активно осваивая и переформатируя научные,технологические,культурныедостижениякаксвоих«врагов»,такистратегических партнеров.Описанные стратегии можно представить и в контексте информационнойсреды, где новости о тех же достижениях в науке доходят невообразимо быстрее,чем это можно было себе представить ранее.
Появляются так называемыепопуляризаторы науки, эдакие медиумы мира науки и мира обывателей.Популяризатораминаукизачастуюстановятсяученые,объясняющиеисследования общественности, даже те узкоспециализированные открытия, чтоявляются важными лишь для тех, кто был готов посвятить этому свою жизнь. Этановая «профессия» среди ученых дополняет классические требования: теперьважно не только сделать что-то новое, а доказать и максимально доступнорассказать об этом большинству.В целом, информация как единое неделимое, не поменялась, она осталасьтакой же, разница лишь в том, что она поменяла свою количественнуюсоставляющую (способ передачи и количество).
Раньше передача сообщения шлаот человека к человеку, или посредством человека - богу (или другим метасущностям), а теперь появился фундаментальный, лишенный антропологическихчерт посредник – компьютер. Так, разница именно в нем, в том сколькоинформации этот посредник способен в себе заключать. Раньше можно былопередать нечто, располагая только человеческими ресурсами, сейчас же для того,чтобы добраться до необходимых сведений, нам не нужно использовать и десятойдоли человеческого потенциала: границ больше не осталось, ни территориальных,ни временных, весь вопрос лишь в постоянно совершенствующихся поисковыхсистемах и технических характеристиках подручного девайса. Меняется мир, ивместе с этим неизменно меняются способы присутствия человека в мире.381.3 Теория алгоритмов: структурирование данных и ихантропологическое измерениеТеория алгоритмов как связь информации между собой – пути связи испособов передачи.Для понимания информации и способов ее влияния, необходиморассмотреть, как связаны между собой единицы для передачи данных.
Для этогопроанализируем, что же такое алгоритм и как исследование этого терминаспособствовало развитию техники и современного информационного общества.В математике еще очень давно алгоритм понимали на интуитивном уровнекак формальное предписание, которое помогает решать задачи различного типапутем определения совокупности операций и установлением порядка ихвыполнения. Для решения задач, относящихся к ряду однотипных, частоиспользуются вычислительные механизмы, машины или системы, с их помощьюкак раз и можно установить искомые данные через заданные правила иустановление последовательного распределения. Именно такие процессы теперьназывают алгоритмами.В наше время понятие алгоритма столкнулось с рядом проблем, но уже науровнесложныхвычислений,однойизснихсталаалгоритмическаянеразрешимость. Не все попытки математиков преодолеть трудности увенчалисьуспехом, до сих пор их осталось очень много, и это требует дальнейших усилийсо стороны ученых теперь уже даже смежных областей исследований.Для изучения алгоритмов нужно уметь строить и понимать их модели, тоесть уметь объединять их и классифицировать.