Диссертация (IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества". PDF-файл из архива "IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Разрушающая рольповерхностности33информацииприводиткпротиворечивым,изачастуюDewatripont M., Tirole J. Modes of Communication // Journal of Political Economy. Chicago: TheUniversity of Chicago Press., 2005. Vol. 113. No. 6. pp. 58-5928непредсказуемымпоследствиям,имеющимвлияниенавсехуровняхобщественной жизни, будь то экономический, социальный, культурный илипсихологическийконтексты.Такимобразом,принцип,выведенныйЭ.Эриксоном: «Идентичность индивида основывается на двух одновременныхнаблюдениях: на ощущении тождества самому себе и непрерывности своегосуществования во времени и пространстве, и на осознании того факта, что твоитождество и непрерывность признаются окружающими»34, с одной стороны,благоприятно влияет на развитие научного знания, открывает горизонт для новыхоткрытий и эффективного получения необходимой информации в кратчайшиесроки, раскрывает потенциал для изучения любых сфер жизни и деятельности.
Вто время, как с другой стороны, это принцип делает возможным такую ситуацию,когдаособаярольинформациинакладываетспецифический,малорефлексируемый отпечаток в сознании и перенаправляет ориентиры в русло,необходимое для прямого управления индивидуумом.Наиболее опасными представляются смена идеалов и переход отинформации, как средства для достижения целей, к восприятию ее как конечнойцели. Придание информации новой онтологической силы культивирует в людяхнепререкаемое требование обладания «знаниями», потребления, восхищения еебеспредельной властью.Материальное производство сменило порождениесимвольных связей, вещи становятся знаками и не несут в себе физическойценности.
Современность ставит людей в сложное положение, когда продуктпроизводства и то, что он символизирует, становятся тождественными. Так, здесьостается лишь выбор между коммуникацией информационной системы внутриобщества и коммуникацией общества внутри информационной системы.3534ЭриксонЭ.Идентичность: юностьикризис.
М., Прогресс. 2006. С. 58-59.Полатайко С.В., Галимова А.М. Постиндустриальное общество и воздействиеинформационных потоков на качество жизни // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия:Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3(22). С. 160-166.35291.2 Развитие информации: сохранение, распространение, передачаСовременное общество в первую очередь характеризуется ситуациейпостоянного увеличения объема информации и зависимостью от современныхтехнологий, это явление в дальнейшем и будет называться IT-центризмом36.Следствием подобной централизации становится то, что, с одной стороны,взаимодействиесинформациейстановитсяосновнымсредствомдляформирования, генерирования и хранения новых знаний, а с другой - информацияменяет свою направленность и становится целью, главным становится не узнатьчто-то для чего-то, а просто найти что угодно. С развитием вычислительнойтехники и появлениям транслирующего инструмента для общения с ней, то естьязыков программирования, произошла смена ориентиров потребностей обществаи необходимость обоснования новых условий для жизни человека.37Внедрение информации в реальность стало определяющим моментом дляформирования человека, погруженного в мир общения не только с другим черезтехнику, но и с самой техникой.
На примере текста Р. Барта «Воображениезнака»38можно проследить за эволюцией этого понятия как знака. Очерчивая тритипа отношений знака, внутреннее и два внешних, Барт демонстрирует целый рядпроблематик, с которыми можно работать в представленной парадигме:собственно, сам язык, к рефлексии над которым вообще сложно подобрать ключи;его семиотические структуры; коммуникация – в поле, например, знания, илипонимания; рефлексия над идеологической структурой языка; литературное36IT - ИТ (отангл. informationtechnology – информационныетехнологии).Drucker Peter F. Beyond the Information Revolution.
TheAtlantic. 1999. URL:http://www.theatlantic.com/magazine/archive/1999/10/beyond-the-information-revolution/304658/(дата обращения: 08.02.2015)38Барт Р. Воображение знака. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bart-all.htm#_Toc34616999(дата обращения: 29.08.2016).3730измерение. Главным образом, речь идет о том, чтобы представить знак и еговключенности в качестве динамической структуры, причем так, чтобы динамикаэта задавалась как внутренним устройством того или иного отношения [знака],так и внешними форматирующими факторами, например, временем.В тексте обнаруживается проблематика взгляда при характеристике типовотношений, где Барт прибегает к этой метафоре видения, однако, она в большойстепени теряет черты метафоричности: взгляд становится некой формулойперевода значений из одного поля, скажем, семиотического, в другое – менееспециальное, включающее в себя основания рецепции формы, содержания,времени, перспективы, мышления.
Собственно, воображение [и знака тоже]включается в игру именно на этом пассаже: коренная связка взгляднаправленность и разворачивает то, что Барт называет «воображением знака», туструктуру, которая может обращаться к самой себе, и переживать это обращениесимволически; которая может настраивать взгляд на перспективное видение, приэтом отворачиваясь от глубины знака; которая, наконец, может сформироватьтакоевидение,которомудоступенбылбы«монтажподвижныхвзаимозаменяемых частей». Этот последний взгляд, или тип отношения, делаетоткрытой возможность производства смыслов, во многом поэтому он свойствененпоэзии (Барт переводит свое рассмотрение в третью плоскость – уже«производственно-языковую»).То, что знак обладает воображением может быть истолковано какспособность знака вообразить или задать специфику взгляда (в перспективе – ивглядывания), причем одну-единственную: знак мы можем «видеть» только водном из заданных отношений.
То, что воображается под знаком – зависит отспецифики взгляда, таким образом, мы получаем концепцию собственнойразверстки знака, требующего, формирующего и находящего нужный взгляд.Информация как знак кодируется, передается с помощью специальныхсредств (раньше им было письмо, оно тоже служило этой цели), но этонесопоставимо с тем объемом обрабатываемых данных, которым можноманипулировать, используя среду посредника – технику, а именно, компьютер.31Понятие информация (от лат. informātiō – изложение, разъяснение) – этонезависимые от формы представления данные, свидетельствующие о фактическихреалиях,сведенияхочеловеке,предметеилиопределенномсобытии.Информация является продуктом взаимодействия данных и адекватных емуметодов.Существует два подхода к передаче информации: аналоговый идискретный.
При аналоговой передаче сигнал проходит непрерывно, в системах,использующих подобный метод, невозможно проследить исходную точку, ни[промежуточно] финальную с полученной. В отличии от аналоговой, дискретный(цифровой) метод прерывен и принимает конечное множество состояний.Примерами аналоговых устройство можно назвать телефоны, радио, телевизоры,но даже они постепенно переходят на цифровой формат, хотя, еще до 50-х гг.было неясно за какой техникой будущее.Количествоминформацииназываютчисловуюхарактеристику,отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает при полученииинформации.
Информация в мире компьютеров измеряется в битах, а 1 бит – этоколичество информации, при которой неопределенность (то есть количествовариантов выбора) уменьшается вдвое. Саму информацию можно назватьпорядкомвкодифицированнойпоследовательности,поэтомуонаипротивопоставляется энтропии.Клод Шеннон и Уоррен Уивер в своей работе «Математическая теориясвязи»39исследовали как общие вопросы информации, так и ее математическоеобоснование, теперь это известно как теория информации. Один из важнейшихмоментов, который отмечают авторы: информация и значение – это не одно итоже, и обосновывали они это как с технической, так и с философской точекзрения. Если мы рассматриваем компьютер – то для передачи информации прощене обращать внимания на смысл, важнее сам факт обращения с данными.
Человеки машина в состоянии интерпретировать передаваемые друг другу сообщения, но39Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Издательство иностраннойлитературы. 1963. С. 233-333.32то, что проходит по проводам и хранится в том или ином устройстве – простоинформация. Значения в самом сообщении – нет, смыслом его наделяет ужеконкретный субъект.Столкнувшись с проблемой интерпретации, Шеннону потребоваласьособаяформуланеобходимыхдлядляпредшественников,определениякодированияученомуминимальногосообщения.удалоськоличестваОсновываясьвычислитьобъемсимволов,на результатахинформации,необходимый для передачи по каналам, учитывая всевозможные помехи.Оказалось, что философские рассуждения привели К.
Шеннона на тот жематематически вычислительный путь, что и когда-то Больцмана, который пришелк этому выводу со стороны «физического порядка». Полученная формулапозволила максимально эффективно кодировать сообщения, что в дальнейшемпривело к появлению тех, кто будет заниматься шифровкой (то естькриптографией) и расшифровкой легальным образом или же как делают это те,кого называют хакерами. Благодаря данному открытию, информацию сталовозможно хранить на множестве носителей, к примеру, на магнитном диске.Компьютерные науки в целом занимаются проектированием, разработкойи исследованием концепций и методологий, которые облегчают и помогаютспецификации, разработке, внедрению и анализу вычислительных систем.Примеры этой деятельности могут включать в себя проектирование и анализпрограмм, спецификации и архитектурные языки описания, построения иоптимизации компиляторов, интерпретаторов, доказательств теорем и системвывода типов; изобретение логического обоснования и разработку встраиваемыхсистем, и многое другое.
Центральным вопросом исследования информационныхсистем является понимание того, что же такое знание и как его получить.Человек современности уже привык к окружению различной техникой,генерирующей знание, и в данной точке пересечения затрагиваются темыантропологического,характера.логического,онтологическогоиэпистемологического33Философияязыкаподнимаетвопросыосодержаниииформесемантической теории естественного языка. Это выдвигает на первый планосновные онтологические и эпистемологические предположения семантическойдеятельности. Онтология указывает виды вещей, как индивидуализировать ихсамих и их роль в разработке наших концептуальных систем. Философия логикиобеспечивает учет и анализ различных видов логических систем и их роль вповседневном и специализированном дискурсе. Аналогии и сходства этих идругих отраслей философии должны оказаться полезными в определении иуточнении некоторых из центральных философских проблем пониманиясовременного человека, окруженного вычислительной техникой.Менее чем за сотню лет исследователи в сфере вычислений привнеслимногие различные дисциплины и методологии.