Диссертация (IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества". PDF-файл из архива "IT-центризм антропологическая периферийность информационного общества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательскийуниверситет информационных технологий, механики и оптики»На правах рукописиГалимова Айгуль МаратовнаIT-ЦЕНТРИЗМ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЙНОСТЬИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВАСпециальность 09.00.13 –философская антропология,философия культурыДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководительдоктор философских наук,доцентПолатайко Сергей ВасильевичСанкт-Петербург20162ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................... 3ГЛАВА I.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ............................................................ 201.1 Основные понятия информационного общества ........................................ 201.2 Развитие информации: сохранение, распространение, передача ............ 291.3 Теория алгоритмов: структурирование данных и их антропологическоеизмерение ...................................................................................................................
38ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ..... 532.1 Научно-техническая революция: влияние информационных технологийна тело и сознание .................................................................................................... 532.2 Криптография как способ защиты информации ........................................ 662.3 Методы взлома и хищения информации: хакерство как феномен ......... 74ГЛАВАIII.СПОСОБЫСУЩЕСТВОВАНИЯВУСЛОВИЯХIT-ЦЕНТРИЗМА..........................................................................................................
873.1 Защита через сокрытие: человек в ситуации информатизации .............. 873.2 Стратегии выбора: антропологический и информационный фактор .. 1013.3 Модели дальнейшего развития общества ...................................................
113ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 122СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................ 1273ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследованияИнформатизация социальной реальности и способы существованиячеловека в ней сегодня являются одной из наиболее актуальных характеристиксуществованиясовременногообщества.Востребованностьданнойтемыопределяется широчайшим диапазоном областей ее применения: на данном этапевлияния процесса информатизации большинство актуальных исследований,нацеленных на экспликацию экономических, политических, культурологических,социальных, философских контекстов напрямую затрагивает данную тематику.Наиболеепроблематичнойобластьюсовременнойэпохиможноназватьотсутствие способности противостоять изменчивости, что в качестве последствийвлечет за собой сложность прогнозирования дальнейших путей развитияинформационных процессов.
В первую очередь это связано с непрерывнымстремлением к инновациям, упрощению повседневных действий с помощьюинформационных технологий, что приводит к состоянию постоянного изменениявнешних довлеющих факторов, определяющих ландшафт повседневности.Динамика и высокая интенсивность трансформаций в информационном обществезадает базовый контекст большинства научных исследований, в то время каканализ возникающих при этом проблем невозможен без обращения к нему, чтовполне определенно задает горизонт необходимости исследования.Изменился статус информации, а, значит, возникает необходимостьподстроиться под общие условия, продиктованные информационным обществом.Стремительноеразвитиевычислительнойтехники,колоссальноевлияниеинформатизации на жизнь человека привели нас в такую ситуацию, гдеинформационным технологиям отводится центральное место, в ситуацию, когдаони начинают главенствовать и создавать свою особую среду.
Подчеркивая4предельную важность данного феномена и новых способов рассмотрениясоциальной реальности, мы будем называть данное явление IT-центризмом.IT-центризм – феномен общества потребления информации, нивелированиеценностей, появление новых социальных статусов; в этом мире знания становятсяпреобладающим моментом и определяют положение человека в обществе.Появляется антропологическая периферия, и не только потому, что центром всегостановится информационный мир; периферическое отношение определяетсярасположенностью по отношению к центру, в данной ситуации - это смещениечеловеческого [на периферию]. Описанные условия современности обуславливаютпереход человечества к мировоззренческим установкам трансгуманизма, иоказалось, что это был лишь переходный период; сейчас человек все ближе к тому,чтобы перейти на следующий этап - этап тотальной виртуализации.
IT-центризм иантропологическая периферия– концентрированные места локализации человека иего областей потребления. Есть ли смысл производить информацию радиинформации, то есть без конечного адресата? Информационные технологии безпроизводителя зачастую уже находятся в центре, ведутся разработки поискусственному интеллекту, машинному обучению, нейронным сетям; выходит такназываемая автономная машина по производству информации. IT-центризм и егоантропологическая периферия информационного общества – это будущее, котороеуже частично находится в настоящем; то будущее, когда человек для производстваинформации как таковой будет уже не нужен, бесполезен, потребности человекадля процесса производства информации будут принципиально не важны.Подобный прогноз действительно вселяет тревогу и ставит нас в ситуациюнеобходимости комплексного поиска путей решения вопроса «как будет возможножить в подобном обществе человеку».В диссертационном исследовании затрагиваются не только проблемы,возникшие у человека при появлении информационного общества, но также ирассматриваются способы сохранения своей идентичности через рассмотрениекатегорий воображения, телесности, стратегий субъективации, а также ситуацииускользания в мире информационных технологий.5Проблематика воображения, начиная с кантовской мысли, натолкнувшейсяна эту «слепую, хотя и необходимую функцию души», обнаруживает целый рядвозможных экспликаций.
Подавляющее большинство философских концепцийXX века так или иначе затрагивают проблематику воображения; равным образоми наоборот: в обозримых из XXI века контекстах, закладываемых различнымисменами дискурсивных полей, разрабатывать ту или иную концепцию безпривлечения проблемы воображения оказывается проблематичным. Так илииначе, помимо, собственно, разработок этой темы, мы обнаруживаем инеобозримое множество вхождений в магистральные рассуждения, имевшихместо в интеллектуальном горизонте XX века; элементов подчиненных ивыводимых из проблематики воображения, как то – тематика взгляда, образа,движения, реальности воображаемого и прочего.Собственно, сами разработки в контексте тематики воображения могутбыть рубрицированытеминаправлениями,вкоторыхпроисходилоихосуществление: видение, куда попадают тематизации взгляда, видимого, образа;движение в различных его аспектах; и то, что может быть названо дискурсом отеле во всех коннотациях последнего.
Естественно, что границы этихнаправлений не были и не могут быть заданы строго; имеют место взаимные ихпереходы, попытки выстроить отношения доминирования и подчинения этихсфер, вплоть до их совпадения или отождествления. Однако подобное разделениепозволяетсохранитьнекоторуюопределенностьтраекториидвижения,предпринимаемого в данной работе.Из вышесказанного следует, что в условиях эпохи роста научноисследовательского прогресса, и, как следствие, постоянной изменчивости системценностей и мировоззренческих парадигм, человеку становится очевиднойнеобходимость поиска такой философской концепции, которая будет отвечатьзаданнымвопросамсовременности,гдеидеиклассическогогуманизмапрогрессистской эпохи Просвещения с его привычным антропоцентризмом ужедавно исчерпывают себя.6Информационное общество приводит человека в ситуацию, где почтилюбой пробел в знаниях можно восполнить за долю секунды, где демаркационнаялиния между научной фантастикой и реальностью становится все прозрачнее, гдеоказывается фактически невозможным в качестве действенного механизмафункционирования общества ограничиться лишь пониманием гуманистическогопринципа.
Такая философия должна представлять собой некий бунт противразума, поиск ответов в структурах, позволяющих не ограничиваться рамкамисобственного сознания.Мы сталкиваемся с необходимостью смещения сознания за пределыклассической гуманистической парадигмы, где вопросов больше, чем ответов, нотем больше возможностей оказаться ближе к пластичности реальности, большевозможностей совершенствовать ее, что становится возможным в эпохупостгуманизма.Совершенствованиерезультатовнаучныхреальностидостиженийзадостигаетсясчетвпопуляризациитрансгуманизме,первостепенными направлениями которого являются преодоление ограниченийчеловеческого тела, космическая экспансия.Принципиальным отличием человека эпохи пост- и трансгуманизмаявляется его качественное переосмысление систем ценностей, смещение центракультурного базиса человеческой цивилизации в сторону новой научноисследовательской программы, что приводит к постепенному нивелированиюосновевропоцентризма,антропоцентризма,национализма,всего,чтоаккумулирует в себе воззрения эпохи Возрождения и Нового времени и, вконечном итоге, способствует смене контекста значения и положения человека вмире.Степень разработанности проблемыСоциально-философскаярассматриваетипрогнозируетпроблема,дальнейшиеисследуемаяпутивразвитиядиссертации,человекавинформационном обществе.