Диссертация (Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века), страница 2

PDF-файл Диссертация (Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века), страница 2 Философия (46224): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века) - PDF, страница 2 (46224) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века". PDF-файл из архива "Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

В работе проводится различение концептов абсурдаи нонсенса и демонстрируются способы их осуществления в рамках различныхсоциокультурных практик Европы XX в. Результаты исследования могут бытьиспользованы при подготовке научно-исследовательских проектов, для составления учебных программ, пособий и курсов по таким дисциплинам, как «философиякультуры», «философская антропология».8Положения, выносимые на защиту1. В истории западной философии можно выделить две стратегии истолкования феномена абсурда: традиционную и современную.

Первая совпадает собыденным пониманием абсурда и интерпретирует его как аномалию, подразумевая его вторичный, подчиненный и ошибочный характер. Современномуподходу к абсурду отчасти свойственно представление о ненормативности последнего, но вместе с тем и усмотрение в своем предмете положительного потенциала.2.

Как феномен, принадлежащий логико-дискурсивному измерению, абсурдформально представляет собой лингвистическую аномалию и логическуюошибку. Тем не менее, в качестве таковой он всё же не может быть проигнорирован. Возросший в XX в. в социокультурном пространстве Запада интерес кразличным проявлениям абсурда позволяет увидеть в логико-семантическомсдвиге самостоятельность и оценить его, прежде всего, как альтернативную,расширенную языковую логику. Основными характеристиками абсурда в логическом измерении являются: a) способность выражать средствами языка неэмпирическое содержание, не поддающееся недвусмысленному, прямому выражению; b) антиномичность, умение удерживать в мышлении противоположные начала одновременно актуализованными.3. В рамках современной парадигмы абсурд раскрывается не как нарушениелогики, а как ее расширение, и трактуется его не как бессмыслица, а как актуализация более глубокого уровня смыслового порядка.

В связи с этим, основания для подобного переосмысления абсурда становится допустимым искатьвнутри самой европейской социокультурной реальности. Одним из маркеровтого, что исследуемый феномен опознается в западной культуре в качестве одного из конститутивных принципов, является возникновение в конце XIX – начале XX вв. абсурдистского искусства. В целом, абсурдизм становится отличительной особенностью западной художественной практики. В свою очередь,именно благодаря последней абсурд «легитимируется».94. Несмотря на то, что современная стратегия понимания абсурда усматриваетв нем положительный потенциал, в ее логическом измерении исследуемый феномен остается вторичным и аномальным.

Исследование абсурда как всеголишь чего-то алогичного, неразумного, бессмысленного и т. д. обречено бытьтеоретически неплодотворным, т. к. в каждом таком случае, как правило, будетрассматриваться не абсурдность как таковая, а различные модусы рациональности, взятые в отрицательном значении.

По этой причине сам по себе абсурднедвусмысленно и последовательно можно мыслить лишь по выведении егоиз-под юрисдикции логики и языка в экзистенциальное измерение человеческого сознания. В качестве области, где абсурд находит свое исполнение, берется описанный различными культурными традициями, в т. ч. и западной,опыт недвойственности, в котором проблематика субъекта и объекта снимается. В связи с названным опытом снимается и присущая абсурду проблема соотношения рационального и иррационального, которая не может быть решенав рамках логико-дискурсивного измерения современной парадигмы исследований.5.

В человеческой психике соединяются оба (логико-дискурсивное и экзистенциальное) измерения, в которых абсурд проявляет себя. Исследование психологических оснований абсурда целесообразно для ответа на вопрос, имеет лиабсурд исключительно языковое происхождение или может быть выведен изнеязыкового или доязыкового содержания человеческой экзистенции. Средипсихических феноменов наиболее близким абсурду является синестезия. Последняя имеет доязыковое происхождение и может быть рассмотрена как несемантический (образный) тип памяти.

Рассмотрение синестезии в контекстеуказанной проблематики показывает, что происхождение абсурда как феномена нельзя целиком связать ни с логико-семантической организацией языка, нис доязыковыми структурами психики. Таким образом, абсурд «рождается» вовзаимодействии между языковым и неязыковым.6. Абсурд в XX столетии становится конститутивным принципом для социокультурного пространства Европы. Однако реализация данного принципа про-10исходит в форме нонсенса.

Последний являет собой ситуацию смещения и искажения культурного смысла, в результате которой те или иные социокультурные практики или институты, будучи однажды созданными, начинают служитьпобочным или вовсе противоположным, по сравнению с первоначальными, целям. Нонсенс по своим формальным характеристикам совпадает с абсурдом,однако, в отличие от него, не воспринимается в качестве аномального явления,проникая во все сферы жизни общества, делая повседневный опыт его представителей всё более фрагментарным и разрозненным.7. Новоевропейская культура характеризуется чрезмерной мультипликациейдискурсивных практик, а начиная с XX в., в западном социокультурном пространстве получают небывалое развитие средства репрезентации, позволяющие эти дискурсивные позиции в еще большем объеме транслировать.

В силуэтого в культуре становится нормативной ситуация, при которой представление действительности обладает большей убедительностью, чем собственнопредставляемое, а само по себе существование того или иного медиаканаластановится важнее, чем передаваемое по нему сообщение. Указанная автономизация дискурсивных практик от референтных функций и является, в своюочередь, главной причиной распространения нонсенса в теле культуры Запада.11ГЛАВА IЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АБСУРДА§1. Две стратегии истолкования абсурда в истории философииИсследование историко-философских корней абсурда сталкивается с неопределенностью того, что считать началом философского дискурса об абсурде.

Посуществу, данный феномен оформляется как самостоятельный предмет исследования только в середине XIX в. в работах Сёрена Кьеркегора. До того абсурд выступает побочным явлением или присутствует в неявной форме (таким образом,что нам приходится «домысливать» за того или иного философа, что, разбирая туили иную проблему, он имеет в виду абсурд, хотя и не использует такого термина). Тем не менее, есть основания полагать, что философское понятие абсурда,как и многие другие проблемы философии, начинает формироваться еще в античности, пусть даже Платон и Аристотель не могли знать такого слова.

Так, например, О. Д. Буренина указывает, что данный концепт возникает в античности и понимается в трояком смысле, каждый из которых будет впоследствии преобладатьв ту или иную культурно-историческую эпоху:…понятие абсурда, начиная с античности, выступало в трояком значении.

Во-первых, какэстетическая категория (здесь и далее курсив авторский — В. Л.), выражающая отрицательные свойства мира. Во-вторых, это слово вбирало в себя понятие логического абсурдакак отрицание центрального компонента рациональности – логики (т. е. перверсия и/или исчезновение смысла), а в-третьих – метафизического абсурда (т. е. выход за пределы разумакак такового).1Уже в этой классификации угадываются два подхода к пониманию абсурда,сложившиеся в истории философии. Первые две категории, выделенныеО. Д. Бурениной, составляют традиционную, совпадающую с обычным значением, интерпретацию данного явления как чего-то отрицательного и несамодостаточного: противного разуму и нарушающего эстетические каноны.

В свою очередь, метафизический абсурд, представляющий собой способность разума выходить за свои пределы, не предполагает явной отрицательной оценки исследуемого1Буренина О. Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половиныXX века. СПб., 2005. С. 9.12явления и позволяет взглянуть на него иначе по сравнению с привычной интерпретацией. Таким образом, мы предлагаем выделять две сложившиеся в историифилософии стратегии истолкования абсурда: традиционную и современную.

Первая из них толкует абсурд в привычном смысле как нелепость, несуразность ибессмыслицу. Тем самым, данный феномен квалифицируется как нежелательный,ложный и подлежащий устранению. Современная стратегия нехарактерна дляобыденного понимания и имеет место только в философском знании и в искусстве. В ее рамках можно выделить два измерения: логическое и экзистенциальное.Оба измерения, с одной стороны, отталкиваются от обычной интерпретации данного феномена как алогичного и не имеющего смысла в привычном его понимании, но, с другой стороны, существенно переосмысливают и видоизменяют ее.Логическое измерение раскрывает абсурд не как нарушение логики, а как ее расширение, трактует его не как извращение смысла, а как актуализацию более глубокого уровня смыслового порядка.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее