Диссертация (Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века". PDF-файл из архива "Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский государственный университетИнститут философииНа правах рукописиЛАПАТИН ВАДИМ АЛЬБЕРТОВИЧАБСУРД КАК ФЕНОМЕН В ЕВРОПЕЙСКОМСОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XX ВЕКАСпециальность:09.00.13 – философская антропология, философия культурыДиссертацияна соискание ученой степени кандидата философских наукНаучный руководительдоктор философских наук, доцентСурова Екатерина ЭдуардовнаСанкт-Петербург20142СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………….....3ГЛАВА I. Логическое измерение абсурда………………………………………..11§1. Две стратегии истолкования абсурда в истории философии……..11§2.
Философские основания абсурда в европейском искусстве XX в.30§3. Абсурд как явление языковой логики………………………………43ГЛАВА II. Экзистенциальное измерение абсурда………………………………..64§1. Опыт абсурда и проблематика недвойственности…………………64§2. Экзистенциальный абсурд в свете европейской культуры XX в. ..82§3.
Психологические основания абсурда………………………………99ГЛАВА III. Абсурд как феномен европейской культуры XX века……………..116§1. Генезис абсурда в культуре Европы XX века………………………116§2. Реализация абсурда в форме нонсенса в культуре Европы XX в. ..136§3. Абсурд в деле преодоления проблемных ситуаций современности151ВВЕДЕНИЕЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 168ЛИТЕРАТУРА……………...................................................................................................1723ВВЕДЕНИЕАктуальность исследованияАктуальность темы исследования определяется текущей социокультурнойситуацией. Нередко в качестве неотъемлемо присущей современной западнойкультуре особенности называют ее кризисный характер.
При этом под кризисамиподразумеваются и глобальные политико-экономические, и локальные, связанныес коммуникацией и самоидентификацией, кризисы. Современная ситуация отмечена рядом противоречивых тенденций. Так, развитие медиатехнологий и, какследствие, разрастание инфосферы входят в конфликт с непосредственным опытом индивида. В медиапространстве, которое в известном смысле устраняет «реальные», «человеческие» пространство и время, наблюдаются непрекращающаясяактивность и возбуждение, в то время как повседневность каждого отдельного человека сохраняет по большей части стабильность и рутинность. Это лишь один изпримеров, позволяющих утверждать, что на фоне глобализации социокультурныхпроцессов пространство повседневности современного человека становится всёболее фрагментарным и разрозненным и, вследствие этого, связывается с абсурдностью.
Таким образом, возникает необходимость более внимательного, комплексного анализа абсурда как особого для социокультурного пространства Европы феномена.В то же время анализ, по нашему мнению, следует начинать с XX в., т. к.современная западная культура является его наследницей и перенимает значительную часть образовавшихся именно тогда проблем.
Прошлое столетие сталодля европейского социокультурного пространства временем колоссальных мировоззренческих сломов, в результате которых ряд констант (этических, эстетических, коммуникативных, идентификационных и пр.), придававших целостностьэтому пространству, утратил актуальность и перестал функционировать. В связи сэтим, проблематичной становится какая-либо общезначимая традиционность, скоторой человек мог бы себя соотнести и, тем самым, преодолеть трудности самоидентификации. Всё это приводит современного человека к ситуации, в которой он «обречен быть свободным», что в XX в. позволило ряду авторов говорить4об абсурдности человеческого существования как такового.
А поскольку абсурд –специфическое явление, возникающее лишь в горизонте человеческого опыта, ипотому исследование, в котором бы концептуализировались факторы, не учтенные в предшествующих работах, посвященных данному явлению, представляетсяактуальным для современного философско-антропологического и культурфилософского знания.Степень научной разработанности проблемыАспекты проблематики абсурда и связанных с ним вопросов разбираются вработах, принадлежащих различным областям знания.Теоретическое осмысление феномена абсурда представлено в трудах различных философов в диапазоне от Тертуллиана до А. Камю. В постановке вопросов, касающихся предмета исследования, особое значение имеет философское наследие Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Майстера Экхарта, Н.
Кузанского.Сущность абсурда в экзистенциальном измерении исследуется в произведенияхС. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, атакже в работах таких современных отечественных ученых, как И. И. Евлампиев,О. В. Вдовиченко.Проблематика смысла и бессмыслицы, важная для изучения абсурда какфеномена,рассматриваетсяпредставителямианалитическойфилософии(Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р.
Карнап, А. Дж. Айер и др.), а такжеВ. Франклом, Ж. Делезом, Х.-Г. Гадамером, Н. О. Ноговицыным, О. Я. Палкевич,А. В. Смирновым.Структурные основания абсурда выявляются в работах О. Я. Палкевич,Г. С. Померанца, В. П. Руднева. Антиномические аспекты логики абсурда раскрываются в исследованиях С. Л. Франка и М.
С. Уварова.ЛингвистическиеаспектыабсурдапредставленывисследованияхВ. Ю. Новиковой, О. В. Кравченко, Е. А. Шкурской. Абсурд как категория языкаи текста изучается в работах таких ученых, как Л. М. Геллер, Ф. И. Гиренок,Ж. Делёз, Р. Р. Тазетдинова. Анализ абсурда в литературном художественном тек-5сте осуществляется в рамках исследований О. Д.
Бурениной, О. В. Вдовиченко,М. Н. Виролайнен, Е. В. Клюева, А. А. Кобринского, В. Ю. Чарской-Бойко. Вопросы эстетики абсурда рассматриваются В. С. Ворониным, Е. Г. Доценко,А. В. Циммерлингом, О. Л. Чернорицкой, М. Эсслином; также в контексте даннойработы представляется важной монография Р. Фотиаде, в которой проводятся параллели между эстетическим дискурсом литературной группы «Большая игра»(Р. Домаль, Р. Жильбер-Леконт, Б. Фондан и пр.) и экзистенциальной философиейЛ. Шестова.Социокультурным предпосылкам абсурда и нонсенса как феноменов современной западной культуры посвящены труды Ж. Бодрийяра, В.
Давчева,Е. И. Лобановой, Г. Маркузе, Б. В. Маркова, Б. Г. Соколова, Е. Г. Соколова,Е. Э. Суровой, М. Фуко.Кроме того, для выявления психологических оснований абсурда – преимущественно в связи с явлением синестезии – представляют интерес научные изыскания Ж. Лакана, А. Р. Лурия, М. Мерло-Понти, К. ван Кемпена, Р. Сайтовика,Дж.
Симнер.Цель и задачи исследованияЦелью работы является раскрытие содержания феномена абсурда в европейском социокультурном пространстве XX века. В связи с этим можно определить следующие задачи:– проследить эволюцию понятия «абсурд» в истории философии и выделитьсложившиеся в ее рамках основные стратегии его истолкования;– исследовать возможность рассмотрения абсурда как полностью самостоятельного явления без соотнесения с иным;– рассмотреть характерные особенности абсурда в сфере языка и языковойлогики;– установить факторы, способствовавшие оформлению абсурда в качествеавтономного предмета рассмотрения в европейской культуре ХХ в.;6– определить характерные особенности абсурда за пределами логикодискурсивного измерения – в экзистенциальном опыте человеческого сознания;– выявить принципы реализации представленного концепта «абсурд» в западном социокультурном пространстве XX в.;– оценить потенциал абсурда как особого феномена, присущего западномусоциокультурному пространству, в преодолении «проблемных ситуаций»современности.Методологическая основа исследованияПредставленные автором выводы опираются на методологию философскойантропологии и философии культуры.
Философско-антропологический подходприменяется для выявления лежащих в области человеческого сознания оснований экзистенциального абсурда. Одним из методологических принципов работыявляется междисциплинарность: для прояснения механизмов возникновения языкового абсурда используются результаты лингвистических и филологических исследований, а для изучения психологических оснований абсурда привлекаютсяданные таких дисциплин, как психология, психофизиология, нейрофизиология.При рассмотрении европейской социокультурной ситуации XX столетия в ее связи с дихотомией абсурда и нонсенса использовались методы современного культурологического знания: описание различных европейских социокультурных феноменов и практик, их теоретическое обобщение в рамках принятой парадигмыисследования.Научная новизна исследованияОбычно исследователи абсурда в качестве его отличительной особенностиотмечают аномальный и вторичный по отношению к нормативным позициям(языка, логики, семантики, эстетики, культуры и т.
д.) характер. Новизна даннойработы состоит, прежде всего, в том, что в ней предпринимается попытка мыслить абсурд полностью самодостаточным феноменом, находящим свое отражение7в европейской культуре XX столетия. В ходе исследования были получены новыерезультаты:– на основании анализа историко-философского материала выделено двестратегии истолкования феномена абсурда в истории философии: традиционная исовременная;– рассмотрены принципы функционирования абсурда в логическом измерении, а также указаны характерные особенности абсурдной логики;– установлено, что проблематика абсурда в культуре Запада «легитимизируется» и оформляется в качестве обособленной посредством художественной практики конца XIX – начала XX вв., преимущественно в абсурдистском искусстве;– детерминированы характерные особенности абсурда в экзистенциальномизмерении;– доказано, что феномен абсурда составляет один из принципов функционирования современного европейского социокультурного пространства;– проанализирован и введен в научный обиход дефинитивный ряд, включающий в себя, прежде всего, понятия «абсурд» и «нонсенс»;– обосновано, что социокультурные практики и стратегии поведения,имеющие в своей основе абсурдистское содержание, могут иметь положительныйпотенциал в преодолении «проблемных ситуаций» современности.Научно-практическая значимость исследованияНаучно-практическая значимость исследования состоит в расширении и углублении представлений об абсурде как явлении, находящемся в логическом и экзистенциальном измерениях.